Гробница для царя и для народа: документальный фильм о раскопках кургана Цуки-но-ва (1953-1954)

 
Код статьиS013128120017559-5-1
DOI10.31857/S013128120017559-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва, Старая Басманная 21/4
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №6
Страницы167-181
Аннотация

Летом 1953 г. в небольшой японской деревне Юкамура, в префектуре Окаяма стартовали раскопки кургана Цуки-но-ва (конец IV — начало V вв.). Проект был инициирован местными жителями, не обладавшими профессиональными знаниями в области археологии. Раскопки Цуки-но-ва стали одним из наиболее масштабных и успешных проектов движения «за народную историографию» (кокумин-тэки рэкисигаку ундо), которое возникло по инициативе японских историков-марксистов в начале 1950 х гг. Успех проекта измеряется не только ценностью самого археологического открытия, но и многообразием культурных и общественных инициатив, стартовавших благодаря коллективной деятельности людей. Наравне с научными публикациями, памятными буклетами об истории раскопок, мемуарами отдельных участников движения, важную роль в конструировании «памяти» об археологическом проекте играет документальный фильм «Курган Цуки-но-ва» (1954), созданный также по инициативе участников раскопок. Короткометражная картина была удостоена главного приза на Фестивале учебных фильмов, однако министр образования Японии отказался присуждать ей статус «рекомендованного» министерством фильма, что вызвало ожесточенные споры в прессе. Многие представители истэблишмента видели в фильме «Курган Цуки-но-ва» призыв к радикальному переустройству общества. В сегодняшней Японии, однако, картина воспринимается как символ мэйнстрима. Фильм иллюстрирует идеи равенства и демократии, важности научного подхода, постулаты об исторической «мононациональности» Японии и символическом статусе императора. Каким образом фильм, раскрывающий главные принципы послевоенного мироустройства Японии, мог угрожать политическому истэблишменту страны? Парадоксальная роль «левых сил» в построении культурно-политического мэйнстрима Японии рассмотрена в статье на примере документальной картины «Курган Цуки-но-ва». Анализ кинотекста, истории его создания и рецепции позволяет выявить идеологические и организационные особенности движения «за народную историографию», указать на его роль в развитии японской исторической науки и документального кинематографа.

Ключевые словаАрхеология, документальное кино, кинематограф Японии, император, принц Микаса, Коммунистическая партия Японии
Получено14.10.2021
Дата публикации16.12.2021
Кол-во символов43189
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 706

Оценка читателей: голосов 0

1. Горький М. История фабрик и заводов // Правда. 1931. № 274. 7 сентября.

2. Мещеряков А.Н. Япония. Книга японских символов. М.: Наталис, 2007.

3. Мещеряков А.Н. Остаться японцем: Янагита Кунио и его команда. М.: Лингвистика, 2020.

4. Саркисов К.О. Патина памяти. Интервью с К.О. Саркисовым // Японские исследования. 2017. № 4.

5. Фёдорова А.А. Этика документалиста и эстетика кинодокумента в трактовке японского режиссера Камэи Фумио: первые опыты кинотеории // Научное мнение. 2015. № 5.1.

6. Фёдорова А.А. Природа в японском кинематографе «золотого века» (1930–1950 е гг.) // Осмысление природы в японской культуре. Под ред. А.Н. Мещерякова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017.

7. Clark K. Working-Class Literature and/or Proletarian Literature: Polemics of the Russian and Soviet Literary Left. Working-Class Literature(s): Historical and International Perspectives. Ed. Nilsson M., Lennon J. Stockholm: Stockholm University Press, 2017.

8. Kingsberg M. L. Japan's ‘Inca Boom’: Global Archaeology and the Making of a Postwar Nation // Monumenta Nipponica. 2014. Vol. 69. No. 2.

9. Rony F.T. The Third Eye: Race, Cinema, and Ethnographic Spectacle. Durham, N.C.: Duke University Press, 1996.

10. Sidenova R. From Pravda to Vérité: Soviet Documentary Film and Television, 1950–1985. PhD diss., Yale University. 2016.

11. ドキュメンタリー映像集成:文化•記録映画でよむ現代日本7 -子どもたちと民主主義 (Собрание кинодокументов: современная Япония в документальном кинематографе и культурфильмах. № 7. О детях и принципах демократии). 東京, 紀伊国屋書店, 2006.

12. 石母田正: “中世的世界の形成” (Исимода Сё. Формирование средневекового мира). 東京, 伊藤書店, 1946.

13. 小国喜弘: “国民的歴史学運動における日本史像の再構築−岡山県•月の輪古墳発掘を手がかりに” (Кокуни Ёсихиро. Реконструкция японской истории силами движения народной историографии: раскопки кургана Цуки-но-ва в префектуре Окаяма) // 人文学報. 2003年. 第337号.

14. 近藤義郎: “月の輪古墳” (Кондо Ёсиро. Курган Цуки-но-ва). 岡山, 吉備人出版, 1998.

15. 近藤義郎,中村常定:“地域考古学の原点•月の輪古墳”(Кондо Ёсиро, Накамура Цунэсада. Истоки региональной археологии: курган Цуки-но-ва). 東京, 新泉社, 2008.

16. 三笠宮崇仁: “帝王と墓と民衆オリエントのあけぼの” (Микаса-но-мия Такахито. Цари, гробницы и народ: у истоков Древнего Востока). 東京, 光文社, 1956.

17. 美濃郷土文化の会: “月の輪古墳発掘運動のあらまし” (Краеведческий кружок Мино. Обзор археологических работ по раскопкам кургана Цуки-но-ва) // 歴史評論. 1954年. 第53号.

18. 坂本裕文: “解説機関紙『記録映画』について” (Сакамото Хирофуми. Комментарий к журналу «Кирокуэйга») //『記録映画』解説•総目次•索引, 東京, 不二出版, 2015.

19. 小熊英二: “〈民主〉と〈愛国〉戦後日本のナショナリズムと公共性” (Огума Эйдзи. «Демократия» и «патриотизм»: национализм и общественное сознание в послевоенной Японии»). 東京, 新曜社, 2012.

20. 大串潤児: “国民的歴史学運動の思想 序説” (Огуси Дзюндзи. Философия движения за народную историографию. Введение) // 歴史評論. 2001年. 第613号.

21. 月の輪教室 (Школа Цуки-но-ва). 柳原町, 月輪古墳観光会, 1978.

22. 角南勝弘,沢田秀実:“月の輪古墳発掘に学ぶ” (Сунами Кацухиро, Савада Хидэмиунами. Учимся на раскопках кургана Цуки-но-ва). 柳原町, 美前構シリーズ普及会, 2008.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх