Блокада националистами портов Китая, предыстория захвата танкера «Туапсе»

 
Код статьиS013128120015889-8-1
DOI10.31857/S013128120015889-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: в.н.с. Отдела китаеведения Институт истории, археологии и этнографии народов дальнего Востока ДВО РАН
Аффилиация: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН
Адрес: Владивосток, ул. Пушкинская, 89
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №5
Страницы137-148
Аннотация

В конце 1940‑х гг., когда стало очевидным поражение войск Чан Кайши в сражениях с коммунистами, националисты объявили о закрытии портов, перешедших под контроль вооруженных сил, руководимых КПК, что постепенно превратилось в экономическую и военную блокаду всего морского побережья Китая. Указ националистов не был признан международным сообществом, и суда из разных стран продолжали ходить в Китай, как и прежде. Используя военно-морские и военно-воздушные силы, гоминьдановское правительство препятствовало проходу судов в морские порты и районы материкового Китая. В результате иностранные и китайские торговые суда, которые осуществляли грузоперевозки в КНР, подвергались обстрелу, уничтожались либо задерживались кораблями ВМС националистов. Среди наиболее известных стал захват в июне 1954 г. советского нефтеналивного танкера «Туапсе».

Автор статьи, обращаясь к предыстории задержания танкера «Туапсе» в проливе Лусон, рассматривает обоснование националистами проведения политики по закрытию портов, ее цели и задачи, принятые правительством правила взаимодействия ВМС Китайской Республики (КР) с иностранными судами, затрагивает также вопрос о степени участия и роли США в морских операциях, при этом привлекает неисследованные, недавно рассекреченные документы, комментарии высших государственных служащих правительства КР того времени.

Проведенный анализ документов позволил автору прийти к заключению о том, что захват танкера «Туапсе» не соответствовал провозглашенным националистами правилам «закрытия» подконтрольных коммунистам территорий и был осуществлен при участии США.

Статья является продолжением опубликованной ранее: Врадий С.Ю. Роковой рейс танкера «Туапсе»: хроника задержания // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 10: Вып. Востоковедение. C. 59-73. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-10-59-73.

 

Автор выражает искреннюю признательность сотруднице музея Института истории и филологии Академии Синика (Тайвань) г-же Ван Жэнь-цзюнь 王任君, оказавшей неоценимую помощь при работе с архивными документами и написании статьи.

Ключевые словаБлокада националистами портов Китая, захват иностранных судов, танкер «Туапсе»
Получено08.05.2021
Дата публикации18.10.2021
Кол-во символов26620
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 721

Оценка читателей: голосов 0

1. Врадий С.Ю. Роковой рейс танкера «Туапсе»: хроника задержания // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 10: Вып. Востоковедение. C. 59–73. DOI 10.25205/1818–7919–2020–19–10–59–73.

2. Головачёв В.Ц. Захват танкера «Туапсе»: американский гамбит, побочные эффекты и Договор о взаимной обороне с Тайванем // Россия и АТР. 2018. № 3. С. 95–110.

3. Некрасов А.С. Приключения капитана Врунгеля. М.: Детгиз, 1958.

4. Пойзнер М.Б. Как танкер «Туапсе» попал в «Чрезвычайное происшествие» // Корабли моей памяти…Историко-документальные очерки. Одесса: Optimum, 2006. С. 76–129.

5. Disruption to Shipping in the China Trade — Major Problem to Peiping, 19 Aug 1954 / General CIA Records. Current Intelligence Review. P. 10–11. URL: https://www.cia.gov/readingroom/document/cia-rdp61s00527a000200010070–8 (дата обращения: 13.05.2021).

6. Garver, John W. The Sino-American Alliance: Nationalist China and American Cold War Strategy in Asia. NewYork: M.E. Sharpe (Routledge), 1997.

7. Resolution of the General Assembly on the Application Against Communist China and North Korea, May 18, 1951.The United States and the Korean Problem: Documents, 1943–1953. Washington: U.S. Government Printing Office, 1953. URL: https://books.google.com.tw/books?id=vWPvyVYspoUC&pg=PA55&lpg=PA55&dq=UN+Document+A/1805&source=bl&ots=hxS1DV-ze-&sig=ACfU3U1ilncZ65StxP47s06tph59GMQnEQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwivu7v5lc3mAhXpFqYKHRhsDtsQ6AEwCnoECAkQAQ#v=onepage&q=UN%20Document%20A%2F1805&f=false (дата обращения: 25.12.2019).

8. UK Navy Denies Frigate Turned Back by Nationalists (1953.9.11). 布拉沙油輪船員向我尋求政治庇護等. 外交部. 國史館. 典藏號: 020–099909–0025 (Appeal of Praca Tanker Crew Members for Political Asylum, etc). Ministry of Foreign Affairs. Academia Historica. Arch. no. 020–099909–0025.

9. 葉公超呈蔣中正各方建議將關閉政策改變為正式封鎖似仍應慎重考慮(1950.3.7) (Докладная записка Е Гун-чао, представленная Чан Кайши, по поводу необходимости тщательного рассмотрения предложений о том, чтобы политику закрытия превратить в реальную блокаду). 革命文獻—對聯合國外交. 蔣中正總統文物. 國史館. 典藏號: 002–020400–00051–177.

10. 管制外籍船舶資匪航運臨時辦法(1954.4.3). 關閉領海港口執行法規彙編 (Временные меры по надзору за морскими перевозками, выполняемыми иностранными судами в подконтрольные коммунистам (букв.: бандитам) районы (3 апреля 1954)). 國防部國軍史政檔案. 檔號: 39_560.1_7777_4_2_00027007.

11. 林獻堂著,許雪姬編:灌園先生日記(廿六)一九五四年 (Дневники Линь Сянь-тана. В 27 тт. / Сюй Сюе-цзи ред. (т. 26, 1954). 臺北:中央研究院,2013.

12. 林宏一:«台海中立»時期中華民國武裝部隊對大陸沿海外籍船舶的干涉行動,1950–1952 (Линь Хун-и. Вмешательство вооруженных сил Китайской Республики в морские перевозки иностранных судов у берегов материка в период "нейтралитета в Тайваньском проливе", 1950–1952 гг.) // 海洋文化學刊. 2009. № 6. 頁 59–82.

13. 行政院令卅八穗五字第四八九六號 (1949.06.18) (Указ Исполнительного юаня № 38-sui 5–4896 от 18.06.1949) // 總統府公報0229號4版. 20.06.1949.

14. 傅建中: 從美國國務院秘密外交文件中看「陶甫斯號и (Фу Цзянь-чжун. Секретные материалы Госдепа США относительно «Туапсе») //中國時報.台北.1988年3月30日.

15. 何燿光: 海軍關閉大陸港口政策之研究—戡亂作戰中一個幾乎被遺忘的部分 (Хэ Яо-гуан. Исследование политики закрытия портов материкового Китая Военно-морскими силами, — почти забытый эпизод боевых действий по усмирению мятежа) //中華軍史學會會刊7(2002.04). P. 45–73.

16. 蔡佳妘:蔣介石是國際公認海賊王!派軍艦洗劫貨船,連英國,蘇聯都敢惹…揭台灣“海盜王國”黑歷史 (Цай Цзя-юнь. Чан Кайши — признанный во всем мире король пиратов… Черная история "пиратского королевства" Тайваня раскрыта…) // 風傳媒. 2019.02.14. URL: https://www.storm.mg/lifestyle/939009 (дата обращения: 22.06.2021).

17. 呂芳上編, 蔣中正先生年譜長編(第十冊) (Биографическая хроника Чан Кайши / Лю Фан-шан отв. ред. В 12 тт. (т. 10)). 臺北: 國史館, 2015.

18. 張淑雅:臺海危機前美國對外島的政策(1953–1954) (Чжан Шу-я. Политика США в отношении островов до кризиса в Тайваньском проливе (1953–1954)). 中央研究院近代史研究所集刊23下(1994.06).С. 293–330.

19. 中華民國年鑒(民國四十年) (Китайская Республика. Ежегодный справочник. 40 й год КР (1951)). 臺北:中華民國年鑒社編印, 1951.

Рис. 1. Карта с указанием района захвата националистами советского и польских судов (Рис._1.png, 7,522 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх