К пониманию глобальной стратегии Китая

 
Код статьиS013128120008017-9-1
DOI10.31857/S013128120008017-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №6
Страницы96-108
Аннотация

В ста­тье рас­смат­ри­ва­ют­ся прин­ци­пы со­вре­мен­ной внеш­ней по­ли­ти­ки и гло­баль­ной стра­те­гии Ки­тая в их свя­зи с ми­ро­воз­зрен­че­ски­ми по­сыл­ка­ми тра­ди­ци­он­ной ки­тай­ской фи­ло­со­фии, куль­ту­ры и по­ли­ти­ки. Как по­ка­зы­ва­ет ав­тор, в ос­но­ве тра­ди­ци­он­но­го ки­тай­ско­го ми­ро­по­ни­ма­ния, в том чис­ле стра­те­гии, ле­жа­ла ка­те­го­рия пре­вра­ще­ния (хуа, и и др.), ко­то­рая ут­вер­жда­ла со­вме­ст­ность, со­бы­тий­ность ве­щей и скры­тую пре­ем­ст­вен­ность по­ляр­ных ве­ли­чин. Из этой по­сыл­ки про­ис­те­ка­ло пред­став­ле­ние о су­ще­ст­во­ва­нии двух не­сход­ных, но и не раз­дель­ных ми­ро­вых по­ряд­ков. Оп­по­зи­ция субъ­ек­та и внеш­не­го ми­ра не до­пус­ка­лась. В этой пер­спек­ти­ве рас­смат­ри­ва­ет­ся ис­то­ри­че­ское зна­че­ние вы­дви­ну­то­го ки­тай­ским ру­ко­во­дством идеа­ла «общ­но­сти судь­бы че­ло­ве­че­ст­ва» и кон­цеп­ции «но­вой Под­не­бес­ной», от­ме­ча­ют­ся па­рал­ле­ли ме­ж­ду ки­тай­ской и со­вре­мен­ной за­пад­ной фи­ло­со­фи­ей.

 

Ключевые словагло­баль­ная стра­те­гия, ме­та­фи­зи­ка пре­вра­ще­ния, «общ­ность судь­бы че­ло­ве­че­ст­ва», «но­вая Под­не­бес­ная», все­един­ст­во ми­ра
Получено23.12.2019
Дата публикации24.12.2019
Кол-во символов49810
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1396

Оценка читателей: голосов 0

1. . В англоязычных материалах китайские авторы предпочитают говорить о «сообществе общего будущего для человечества».

2. . Лян Ханьгуан, Чжан Яоцзюнь. Идай илу эршисы гэ чжунда лилунь вэньти: [Один пояс, один путь. 24 важных теоретических вопроса]. Пекин: Жэньминь, 2018. С. 16.

3. . Цюаньцю чжили ды чжунго даньдан: [Задачи Китая в глобальном управлении]. Пекин: Чжунго жэрньминь дасюэ, 2017. С. 5.

4. . Жэньминь жибао. 01.24.2018.

5. . Чжао Тинъян. Тянься ды дандайсин: [Современность Поднебесной]. Пекин: Чжунсинь, 2016. С. 28. Интересно, что этого мнения придерживается известный французский философ Ж.-Л. Нанси, который называет глобальность американского образца утверждением не-мира (immonde) и противопоставляет ей всемирность как единство многообразия (mondialization). См.: J.-L. Nan-cy. The Creation of the World, or Globalization. Albany: SUNY, 2007. P. 49.

6. . Ван Дун, Цао Дэцзюнь. Цзай цюаньцюхуа: [Реглобализация]. Пекин: Шэхуэй кэсюэ юань, 2018. С. 62.

7. . Там же. С. 25.

8. . Лян Ханьгуан, Чжан Яоцзюнь. Указ. соч. С. 25. Чжоу Вэнь. Чжунго шицзянь дабу сянцянь, чжунго лилунь дэ гэньшань: [Практика Китая идет вперед, теория Китая должна идти вровень с ней] // Хуаньцю шибао. 07.02.2019. С. 15.

9. . См.: Ван Хунгуан, Ли Дунфэн. Цзячжи гунши шиюйся жэньлэй минюнь гунтунти гоуцзянь таньцзю: [Исследование о созидании общей судьбы в свете консенсуса ценностей] // Ганьнань шифань дасюэ сюэбао. 2018. № 5. С. 1–5; Ли Баогэн, Ван Чжэнь. Лунь жэньлэй минюнь гунтун-ти сысян ды чучан лоцзи юй шидай цзячжи: [О логике понятия сообщества судьбы человечества и ценностях эпохи] // Синань шифань дасюэ сюэбао. 2019. № 7; Хуаншань Чжанцинь. Си Цзиньпин жэньлэй минюнь гунтунти сысян лилунь тэчжэн: [Особенности идей Си Цзиньпина о сообществе судьбы человечества] // Чжунго кэсюэ цзишу дасюэ. 2019. № 7.

10. . Чжао Тинъян. Тянься тиси: [Система Поднебесной]. Пекин: Жэньминь, 2011. С. 19; Е Цзычэн, Лун Цюаньлинь. Хуася чжуи: [Китаизм]. Пекин: Жэньминь, 2013. С. 520.

11. . Го И. Цун цзячжи цзегоу кань чжун си цзячжи ситун ды чаци юй жунтун: [Различия и преем-ственность в системе ценностей Китая и Запада в свете структуры ценностей] // Ди у цзе нишань шицзе вэньмин луньтань вэньмин цзи: [Материалы 5-го Нишаньского форума мировых цивили-заций]. Т. 1. Цюйфу. 2018. С. 53.

12. . Е Цзычэн, Лун Цюаньлинь. Указ. соч. С. 536.

13. . W.A. Callahan. Nationalizing International History. Paper presented at “IR Theory in the 21st Century. Renmin University of China, 2003. P. 6.

14. . Ulrich, Beck. The Cosmopolitan Vision. Cambridge: Polity, 2006. P. 7.

15. . См.: «Дао дэ цзин». Гл. 4; «Лунь юй».

16. . Francois, Jullien. Les transformations silencieuses. Paris: Grasset, 2009.

17. . См.: «Дао дэ цзин». Гл. 15; «Чжуан-цзы». Гл. 2, 7, 19.

18. . Этой теме посвящена одна из новых книг о китайской философии. См.: Bary, Allen. Vanishing into Things: Knowledge in Chinese Tradition. Harvard University Press, 2015. Впервые она обоснована в комментариях Го Сяна к даосскому канону «Чжуан-цзы». См.: «Чжуан-цзы. Внутренний раз-дел» / пер. В. Малявина. Иваново: Роща, 2017. С. 344. Интересные наблюдения на эту тему при-менительно к японской культуре содержатся в работе: Marilyn, Ivy. Discourses of the Vanishing: modernity, phantasm, Japan. Chicago: Chicago University Press: 1995.

19. . «Дао-Дэ цзин». Гл. 73.

20. . Brian, Massumi. Semblance and Event. Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2011. P. 112.

21. . «Чжуан-цзы. Внутренний раздел» / пер. В. Малявина. Иваново: Роща, 2017. С. 166.

22. . Там же. С. 273.

23. . «Дао дэ цзин». Гл. 65.

24. . Мибэнь Сисуй цзин:[Тайный список «Сисуй цзин»]. Тайбэй: Цзыю, 1986. С. 44.

25. . «Дао дэ цзин». Гл. 37.

26. . «Дао дэ цзин». Гл. 64. Простые люди, говорит Лао-цзы в другом месте, «напрягают зрение и слух», а мудрый правитель «по-детски привечает их». «Дао дэ цзин». Гл. 49. Чжуан-цзы в сход-ных контекстах употребляет термин дай, который тоже означает «привечать», «смиренно ожи-дать».

27. . «Чжуан-цзы. Внешний и Смешанный разделы» / пер. В. Малявина. Иваново: Роща, 2017. С. 453.

28. . «Дао дэ цзин». Гл. 29.

29. . Подробнее см.: Малявин В.В. Сумерки Дао. Китайская культура на пороге Нового Времени. Москва: АСТ, 2002.

30. . «Чжуан-цзы. Внутренний раздел»… С. 208.

31. . «Ле-цзы» / пер. В. Малявина. Иваново: Роща, 2017. С. 165.

32. . Умэньгуань: [Застава без ворот] // Чаньсюэ дачэн. Т. 2. Тайбэй: Чжунхуа фоцзяо вэньхуагуань, 1969. С. 10.

33. . Michotte A. The Perception of Causality. London: Methuen, 1963. P. 19.

34. . «Дао дэ цзин». Гл. 80.

35. . Малявин В.В. Глобализация: стратегическое подполье Китая // Ведомости. 28.03.2007.

36. . «Лунь юй». 13: 23.

37. . Lucien W. Pye. The Spirit of Chinese Politics. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1992. P. 235.

38. . Martin, Jacques. Civilizational State versus Nation-state. URL: http//www.martinjacques.com/ articles.

39. . См.: Чжан Вэйвэй. Чжунго чаоюэ: игэ вэньминсин гоцзя ды гунжун юй мэнсян: [Превосходство Китая: блеск и мечты цивилизационного государства]. Шанхай: Шанхай жэньминь, 2014.

40. . Чжао Таньъян. Тянься тиси: [Система Поднебесной]. Нанкин: Цзянсу цзяоюй, 2005; Второе до-полненное издание вышло в 2011. Новейшее изложение концепции «системы Поднебесной» см.: Чжао Тинъян. Тянься ды дандайсин: [Современность Поднебесной]. Пекин: Чжунсинь, 2016.

41. . Чжао Тинъян. Тянься ды дандайсин… С. 60–62.

42. . Гу Яньу, Жи чжи лу: [Записки о познанном день ото дня]. Ланьчжоу: Ганьсу миньцзу, 1997. С. 583.

43. . Чжао Тинъян, Тянься ды дандайсин… С. 268–275.

44. . Чжан Сюэчэн. Вэньши тунъи: [Всеобъемлющий смысл письмен и истории]. URL: www.guoxuemeng/ com/ wenshi tongyi.

45. . «Дао-Дэ цзин». Гл. 49.

46. . Чэнь Юнь. Тянься хо тяньди чжи цзянь: [Поднебесная, или между Небом и Землей]. Шанхай: Шанхай шудянь, 2007. С. 38.

47. . Хуан Цзунси. Мин и дай фан лу: [В ожидании просвещения варваров]. Тайбэй: Саньминь, 1995. С. 27.

48. . Ван Фучжи. «Чжуан-цзы» цзе: [Разъяснение «Чжуан-цзы»]. Тайбэй: Хэло тушу, 1974. С. 74.

49. . «Дао дэ цзин». Гл. 80.

50. . См.: Малявин Владимир. Китайский этос, или Дар покоя. Иваново: Роща, 2016. С. 266.

51. . William A. Callahan. Tianxia, Empire and the world // China Orders the World / Callahan, Barabantse-va, (ed.). Baltimore: John Hopkins University Press, 2011. P. 105; Shi, Zhiyu. Civilization, Nation and Modernity in East Asia. New York: Routledge, 2012. P. 127.

52. . Чжао Тинъян. Тянься ды дандайсин… С. 277.

53. . Чэнь Юнь. Указ. соч. С. 108.

54. . О кризисе китайской культуры в XVII в. см.: Малявин В.В. Сумерки Дао. Москва: АСТ, 2003. Впервые такого рода, говоря языком Н. Леонтьева, «упростительное смесительство» прояви-лось на закате эпохи классической философии в интерпретации учения Лао-цзы школой законни-ков. См.: Даосские каноны. Управление и стратегия / пер. В.В. Малявина. Иваново: Роща, 2018. С. 89–99.

55. . Marx-Engels. Werke. Berlin: MEGA, 1975. Bd. 3, S.37. В русском переводе «наслаждение (Genu?fahigkeit) обретением» передано как «способность пользоваться».

56. . Emerson, Michael. Towards a Greater Eurasia: Who, Why, What and How // Global Journal of Emerg-ing Markets Economies. 2014. [No.] 6 (1). Р. 356.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх