70 Years of Social and Economic Development in the PRC (1949–2019)

 
PIIS013128120007128-1-1
DOI10.31857/S013128120007128-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: IFES RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameProblemy Dalnego Vostoka
EditionIssue 5(1)
Pages55-72
Abstract

The article is devoted to social and economic developments in the PRC during 70 years (1949–2019). The author analyses the results of social and economic development in China, determines two stages of it: 1) 1949–1978 – command and administrative planned economy; 2) 1979–2019 – economic reform. The period of transition from planned to market economy consists of four stages: 1) 1979–1984: 2) 1984–1991; 3) 1992–2003; 4) 2003 – till now. The great successes of economic reform in China are expressed in high growth rates of GDP and promotion of population living standard. Meanwhile at that period China’s role in the world economy increased immensely due to the GDP and foreign trade volumes high growth and development of investment cooperation. The successes of Chinese economy for 40 years proved vital capacity of the economy transition model which incorporates larger state regulation and considerable investment programs for China’s economic development.

Keywordsthe PRC, gross domestic product (GDP), population living standard, planned economy, population, economic reform, social and economic development, transition to market economy
Received30.11.2019
Publication date05.12.2019
Number of characters64094
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Всю историю социально-экономического развития КНР за 70 лет, с 1949 по 2019 г., можно разделить на два периода: 1949–1978 гг. — развитие командно-административной плановой экономики; 1978–2019 гг. — экономические реформы в Китае. Проводимая в КНР экономическая реформа стала переходом от командно-административной, плановой экономической модели развития экономики к рыночной экономике при сохранении курса на строительство социалистического общества. К концу 1970х годов стало ясно, что плановая экономика при сохранении командно-административной системы не в состоянии обеспечить решение основных социально-экономических задач, стоящих перед обществом, догнать по уровню социально-экономического развития развитые страны мира и на этой основе обеспечить рост жизненного уровня населения. Поэтому с начала 1980х в КНР начали проводить экономические реформы, направленные на постепенный переход от плановой к рыночной экономике и отказ от командно-административной системы. В результате в настоящее время Китай по объему валового внутреннего продукта (ВВП) занимает 1е место в мире по паритету покупательной способности и 2е место в мире после США по текущему валютному курсу в пересчете ВВП на доллары. В результате проведения экономической реформы заметно вырос жизненный уровень населения страны, и Китай успешно решает задачу построения общества «малого благоденствия» (сяокан), которое планируют построить к 2021 году — 100-летию образования КПК.
2

Социально-экономическое развитие КНР до начала реформ (1949–1978 гг.).

3 1 октября 1949 г. состоялось провозглашение Китайской Народной Республики и было создано Центральное народное правительство. Уже в первые годы существования КНР были проведены социально-экономические мероприятия. В июне 1950 г. был принят «Закон о земельной реформе Китайской Народной Республики». В результате аграрной реформы было распределено более 46 млн га бывшей помещичьей земли. В первые годы после образования КНР (1949–1952) основной задачей было восстановление разрушенного антияпонской войной и гражданскими войнами народного хозяйства страны. Для решения основных задач по восстановлению народного хозяйства в 1949–1952 гг. руководство КНР провело национализацию основных средств производства путем конфискации всего имущества компрадорской буржуазии (бюрократического капитала) и ликвидации в стране господства иностранного капитала. На базе имущества, конфискованного у бюрократического капитала, а также бывших предприятий японского капитала и предприятий, которыми владели военные преступники, был сформирован государственный сектор экономики, который вплоть до настоящего времени играет решающую роль в развитии страны.
4 В 1952 г. ЦК КПК сформулировал генеральную линию партии в период перехода к социализму, суть которой состояла в одновременной реализации двух взаимосвязанных задач — проведении индустриализации и преобразований частной и капиталистической собственности. Мао Цзэдун, обосновывая необходимость проведения генеральной линии партии, подчеркнул: «Сущность генеральной линии партии в переходный период — это превращение социалистической собственности на средства производства в единственную экономическую основу нашего государства и общества», «генеральная линия также можно сказать решает вопросы собственности»1. Для осуществления генеральной линии КПК был разработан 1й пятилетний план развития народного хозяйства КНР на 1953–1957 гг. Его основной задачей было создание базы для социалистической индустриализации Китая. В сентябре 1954 г. состоялась 1я сессия ВСНП, которая приняла Конституцию КНР. Важнейшим событием в жизни страны стал VIII съезд КПК (сентябрь 1956 г.), который утвердил генеральную линию строительства социализма. 1. .Подробнее см.: Шэхуэйчжуи цзай Чжунго (1919–1965): [Социализм в Китае (1919–1965]. Гуанчжоу, 2014. С. 295–296.

Number of purchasers: 6, views: 911

Readers community rating: votes 0

1. . For more details see: Shehueizhuyi zai Zhungguo (1919–1965): [Socialism in China (1919–1965]. Guang-zhou, 2014. P. 295–296.

2. . In the same place. S. 324–325.

3. . See: Zhongguo Tongji Nianjian - 1981: [Chinese Statistical Yearbook - 1981]. Beijing, 1982, pp. 12–13.

4. . In the same place. S. 21.

5. . In the same place. S. 421.

6. . See: The history of China from ancient times to the beginning of the XXI century. T. 9: Reforms and Modernization (1976–2009) / ed. A.V. Vinogradov. M., "Science", 2016. S. 256–257.

7. . See: 1996–2050-Nyan. Zhongguo jingji shehui fazhan zhanliue - zouxiang xiandaihui go-wuxiang: [1996–2050 The strategy of social and economic development of China - the concept of the path to modernization] / ed. Li Chengxun. Beijing, 1997. S. 36–38.

8. . In the same place. S. 39–40.

9. . See: Zhongguo Tongji Zhaiyao - 2018 (Chinese Statistical Directory 2018). Beijing, 2018.S. 21–22.

10. . See: Zhongguo Tongji Zhaiyao - 2011 (Chinese Statistical Handbook - 2011). Beijing, 2011.S. 26.

11. . See: Zhongguo Tongji Zhaiyao - 2011 ... pp. 103–104, 106; Zhongguo tongji zhayao ... S. 64.

12. . For more details see: Ostrovsky A.V. The PRC Law on Individual Income Tax // Problems of the Far East. 2019. No. 2. P. 75–76; 2018-nyan gomin jingji hehehui fazhan tunzi zi baogao: [Statistical report of the socio-economic development of the PRC in 2018] / GSU PRC. February 28, 2019

13. . See: Zhongguo Tongji Zhaiyao - 2018 ... S. 36–37.

14. . See: For more, see: Zhongguo Diacha Baogao. 2000–2001 Xin Xinsheng Renmin Neibu Maodun Yanju: [China Survey Report. The study of contradictions within the people in the new situation in 2000-2001] / ed. Yu Yunyao. Beijing: Zhongyang Bianyi Chubanshe, 2001.

15. . See: Guangming Ribao. 12/24/1998.

16. . See: Zhungong Zhongyang guanyu wanshan shehueizhuyi shichan jingji tizzhi zhogan wenti de jueding: [Decision of the CPC Central Committee on some issues of improving the system of socialist market economy]. Beijing, 2003. C. 12–14.

17. . See: Tsushi. 1999. No. 6. C. 20.

18. . See: Zhongguo Tongji Nianjian - 2016: [Chinese Statistical Yearbook, 2016]. Beijing, 2016. C. 948.

19. . See: Huanqiu Shibao. 10/25/2017.

20. . See: 1996–2050 China's Social and Economic Development Strategy ... C. 24–25.

Система Orphus

Loading...
Up