3D-реконструкция ранневизантийского амвона

 
Код статьиS278240120027647-4-1
DOI10.31696/S278240120027647-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Лаборант-исследователь
Аффилиация:
Севастопольский государственный университет
Институт востоковедения Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация,
Должность: Лаборант-исследователь
Аффилиация:
Севастопольский государственный университет
Институт востоковедения Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация,
Аффилиация:
Севастопольский государственный университет

Адрес: Российская Федерация
Название журналаDigital Orientalia
ВыпускТом 3 № 1-2
Страницы17-23
Аннотация

В этой статье дается краткая историографическая справка о рассматриваемом типе ранневизантийских амвонов, дается обоснование реконструкции, а также представлена процедура создания и сама результирующая 3D-модель

Ключевые словаРеконструкция, 3D, Амвон, Херсонес, Византия
Получено20.09.2023
Дата публикации25.09.2023
Кол-во символов6359
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

3D-реконструкция архитектурного облика и литургических устройств базилик Херсонеса — это то, чем на протяжении десятка лет занимается наша команда исследователей, в лице Казенновой Любови Константиновны, Карнаушенко Эллы Николаевны и Карнаушенко Александра Дмитриевича

2

Херсонес Таврический в ранневизантийский период переживает масштабное строительство христианских базилик. При императоре Зиноне, и особенно при Юстиниане I, в конце V, и в VI веках распространение христианства приобрело широкий размах. В Херсонесе на видных местах возводятся величественные базилики: на агоре, у входа в город, в перспективе улиц, цепью вдоль берега. Причем господствующей формой христианского храма становится именно базилика, в противоположность архитектуре Константинополя [1, с. 131].

3

Неприменным элементом литургической обстановки в храмах того времени являлся амвон [греч. ἄμβων – возвышение], специальное сооружение в пространстве наоса христианского храма, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. С V–VI вв. амвон располагается, как правило, около середины храма и приобретает форму либо цилиндрического возвышения с примыкающими к нему с двух сторон лестницами, как в храмах Константинополя, иногда с поднятой на колонках средней частью, либо полукруглого в плане сооружения, включавшего небольшие лестницы. Амвон делали из мрамора и украшали резьбой, скульптурами, мозаикой. [2].

4 Однако, Херсонес все же не был столицей, в оформлении храмов здесь присутствуют стандартные мраморные изделия, вывезенные из константинопольских мастерских на о. Проконнес. Мраморные архитектурные детали исчислялись в Херсонесе многими десятками, о них писали все — путешественники, туристы, археологи, историки искусства. Сейчас большая их часть хранится в Государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический» [3, с. 312].
5 Проконесским мрамором снабжался как Константинополь, так и многие города Средиземноморья. Эти тяжелые и хрупкие изделия везли корабли как балласт. Наибольшего размаха экспорт проконесского мрамора достиг во второй половине V – первой половине VI в. Мрамор стал символом богатства церкви [4, с. 354].
6 В настоящее время известно о нескольких десятков амвонов, сохранившихся фрагментарно, которые находят по всему Средиземноморью, куда вывозили проконнесский мрамор. Среди проконесского мрамора чаще встречаются детали амвона, который называют константинопольским. Стандартные детали таких амвонов легко распознаются археологами по массивным кускам плит от лестниц с острыми углами, овальным частям парапетов и другим характерным деталям. Чтобы реконструировать амвон по найденным фрагментам целесообразнее всего было бы обратиться к двум известным памятникам. Первый – это амвон, найденный при раскопках в центре Стамбула, в анонимной церкви А в районе Бейязит, сейчас находится в лапидарии около Св. Софии и датируется юстиниановской эпохой. И второй амвон, собранный целиком, затонувший вместе с грузом мрамора близ Сиракуз [4, с. 374–375].

всего просмотров: 170

Оценка читателей: голосов 0

1. Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. Очерки истории и материальной культуры. Издательство АН СССР, М., 1959.

2. Православная энциклопедия. Амвон. https://www.pravenc.ru/text/114332.html

3. Хрушкова Л.Г. Византийский мрамор Херсонеса Таврического: начало изучения. // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма (МАИАСК). Вып. 9. 2017, с. 311–341.

4. Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV—VII века), Москва: Наука, 2002

5. Gerhard Kapitän, Elementi architettonici per una basilica dal relitto navale del VI secolo di marzamemi (Siracusa), Edizioni del Girasole, 1980.

6. Justin Leidwanger, Elizabeth S. Greene, Andrew Donnelly. The Sixth-Century CE Shipwreck at Marzamemi, American Journal of Archaeology, Volume 125, Number 2, April 2021. P. 283–317. DOI: 10.3764/aja.125.2.0283.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх