On the issue of the mythoreality of modern German-language media texts

 
PIIS086904990027652-9-1
DOI10.31857/S086904990027652-9
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: assistant professor
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

The actualization of the consciousness myth is realized through a mythological text. In modern society, media text can represent mythological text. The main criterion for identifying such a media text as a mythological reality is the repeated uncritical and categorical canonicity of subject-object relations in a special unformalized time and space as the only true one.

In the practice of German-language media, this can be found in an axiomatic and unreasoned exaltation of german cultural achievements, such as gender balance in linguistic practice, the absolutism of the ideals of Western democracies, representation of the German nation as a “victim of war,” etc. The individual – and the author of the media text as well – always unconsciously strives to bring his actualizations in line with the collective ones, and the Collective, in turn, accepting and updating the individual as the general (reduplication), has a reverse influence on the Individual, due to which the world perception of the Individual and the Collective tends to identity. The mythical in the German media text is found both in its structure and in the features of media speech.

KeywordsReality, perception, consciousness, myth, mythological text, media text, mythological system
Received21.09.2023
Number of characters39794
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

Так, например, известный западногерманский журналист Эккарт Споо (Eckart Spoo) в обзоре немецкой прессы 2010-2015 года, посвященном «греческому кризису» в Евросоюзе, отмечает несправедливый и необъективный принцип освещения проблемы и характеризует его как «нацистский» [31]. В своем обзоре публикаций «Bild» и других источников, он подчеркивает нарочитое противопоставление трудолюбивых немцев подлым, ленивым и хитрым грекам - «малозначимой нации», преследующей якобы свои корыстные антиевропейские интересы. Опираясь в такого рода акте суггестии на чисто биологические врожденные реакции публики, немецкие СМИ (в случае разбора Э. Споо –издание «BILD») не только выражают интересы аффилированных с медиаконцернами политических и экономических групп, но и действуют как медиаторы современной немецкой мифореальности. По злой иронии все это прекрасно вписывается, как мы уже упоминали, в комплекс задач немецких СМИ, часто называющих себя «pflichtbewusste Medien“, т.е. «осознающие свои обязанности СМИ», и вполне осознанно оказывающих предопределенное воздействие на публику. Подобное воздействие на реципиента в СМИ (а в случае необходимости и продуцирование протестной реакции) неизбежно оказывается сопряженным с функцией социализации и дальнейшим укреплением особенностей коллективной мифореальности в целом.
1 Мышление и восприятие реальности. Термин реальность обязан своим происхождением латинянам и средневековым схоластам (от лат. realis – действительный, т.е. существующий в действительности). Позднее в философии диалектического материализма термин употреблялся в двух смыслах: для обозначения объективной реальности, мира материального, явленного нам в ощущениях, научной и эмпирической практике, противопоставленного явлениям сознания, миру субъективному, т.н. реальности сознания. Таким образом, критерием реальности видится в первую очередь научно-экспериментальная практика человечества. Ряд философов, однако, полагал реальным весь мир и все его явления, включая идеальные продукты, ошибки и иллюзии, впрочем, тем самым только подтверждая научно-экспериментальный критериальный подход. [14] Если оставаться приверженцем идеи независимого от наблюдателя существования реального мира, то можно взглянуть на принцип взаимодействия с таким реальным миром двояко и обозначить два основных принципа взаимодействия: эмпирический (посредством биологических систем восприятия и ответных реакций) и ментальный (мышление и сознательное взаимодействие). Есть большой соблазн приписать данные способы в качестве доминантных, соответственно, животным и человеку, как неким антагонистическим классам существ, но, как нам кажется, это было бы неверно, в духе примитивно понимаемого учения И.П. Павлова о сигнальных системах. Как животным (особенно высокоразвитым млекопитающим и птицам), так и человеку присущи оба способа взаимодействия с окружающей средой, хотя, конечно, можно говорить о примарности мыслительного взаимодействия с миром у человека в целях постижения действительности. При этом возникает достаточно обоснованное сомнение, что реальность и представление о ней – это разорванные не взаимообусловленные понятия. Об этом упоминала в своей лекции 2009 года Т.В. Черниговская, заметив, что не существует « отдельная жизнь или, даже, не жизнь, а какой-то внешний мир, – и отдельно те, кто про это думает. На самом деле между этим нельзя провести границы, это одно и то же».[15] Утверждение Т.В. Черниговской во многом опирается на философские идеи М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского, о том что мышление и бытие есть одно и то же («... жизнь моя решается, как и то, каков мир, – вместе с мыслью»)[5, 6]. Развивая эту идею, можно предположить, что восприятие реальности и сама реальность близки или, по меньшей мере, значительно взаимообусловлены, так что мир «глазами кузнечика» и мир сороки, слона и человека будут существенно различаться. В самой человеческой среде картина мира будет точно так же не одинакова и, по-видимому, станет обеспечиваться разными мыслительными комплексами. Известный тест IQ (айкью), призванный выявлять уровень интеллекта и разработанный изначально для европейцев, оказывается нефункциональным для представителей ряда архаичных племен (например, бушменов), мышление которых строится на иных принципах, что никак не может свидетельствовать об их умственной отсталости, хотя подобное и часто декларируется [3]. Именно по этой причине следует пристальнее присмотреться к тому, чем характеризуется мышление и какие его типы можно было бы обнаружить. В свою очередь это поможет объяснить особенности восприятия как в индивиудальном случае, так при рассмотрении общесоциальных парадигм. В этиологическом ключе можно указать на существование следующих пяти типов мышления: 1.Предметное (практическое) 2.Образное (интуитивное) 3.Кумулятивно-логическое 4.Формально-логическое (дискурсивное) 5.Понятийное (абстрактно-теоретическое) [2,10,16]

1. Библиография

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. Москва, 2016 С.283

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.2. М., 1982.

4. Дробышевский C.В. Интеллектуальные способности рас (Intellektuelle F?higkeiten verschiedener Rassen) Лекции. 04.02.2021// URL: https://www.drobyshevskiy.com/)

5. Жизневский И.Б.: Механизмы влияния средств массовой информации: приемы информационных воздействий. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-vliyaniya-sredstv-massovoy-informatsii-priemy-informatsionnyh-vozdeystviy/viewer

6. Мамардашвили М.К. Если осмелиться быть... // Сознание и цивилизация. – СПб., 2011. – С. 50-86

7. Мамардашвили М. К. , Пятигорский А. М. . Три беседы о метатеории сознания. Краткое введение в учение виджнянавады. Труды по знаковым системам. — Тарту, 1971, Т. V, с. 345–376. © Людмила Стоковска-Пятигорски, Елена Мамардашвили. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 01.09.2007. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3278/3280)

8. Марков А. Эволюция человека. Книга вторая. Обезьяны, нейроны и душа. Москва, «Астрель» 2012. С. 21-25

9. Мифы, сказки и легенды индейцев: северо-западное побережье Северной Америки. Москва, 1997. Текст 1.10

10. Слесарев А.Г. Анализ мифических текстов// Контекст. Москва. 2002

11. Слесарев А.Г. Мифологикатекста: сказки для детей и взрослых (Т. Теллеген, С. Козлов).// Россия и Запад: диалог культур. Сборник статей XIII международной конференции, 26-28 ноября 2009 г, том 15. Москва, МГУ, 2010

12. Слесарев А. Г. Баллада и миф. — Литературный свет Минск, 2009. — 199 с.

13. Слесарев А. Г. Нормативный контекст в современной немецкой медиасреде // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. — 2021. — № 4. — С. 49–56

14. Соколова В.М. Магия повествовательной журналистики Габриэля Гарсия Маркеса. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. М., 2018. С. 91-92

15. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

16. Черниговская Т.В. Как мы мыслим?// URL: http://life-up.ru/biblioteka/kak-myi-myislim-raznoyazyichie-i-kibernetika-mozga/?ysclid=llc0dd7ech237067311

17. Ясюкова Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления//Вестник СПбГУ, Сер.12, 2010. Вып. 12// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologii-ponyatiynogo-myshleniya?ysclid=lljqxc76xi312351146

18. Ясюкова Л.А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников// Национальный психологический журнал. 1(2) сентября 2007 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-prichiny-negramotnosti-sovremennyh-shkolnikov

19. Alexej Nawalny: Leugnen, verwirren, t?uschen. ZEIT ONLINE 25.08.2020 // URL: https://www.zeit.de/politik/ausland/2020-08/alexej-nawalny-vergiftung-charite-russische-medien-propaganda

20. Bode S. Nachkriegskinder. Die 1950er Jahrg?nge und ihre Soldatenv?ter. Stuttgart, 2011. S.56, 137, 140

21. Bode S. Die vergessene Generation – Die Kriegskinder brechen ihr Schweigen. Stuttgart, 2017. S. 100

22. DER HUNGER NACH SINN. SPIEGEL-Reporter J?rgen Leinemann ?ber das verquere Selbstverst?ndnis der Deutschen // „DER SPIEGEL“ von 23/1994.

23. Der Spiegel, 2007, no. 2.

24. Deutsche Sagen hrsg. von den Br. Grimm der 1. Band. Frankfurt/Main, 1981 // Judenstein. S. 356

25. Deutsch-russische Beziehung: Vergiftet. ZEIT ONLINE von 09.2020 // URL: https://www.zeit.de/2020/38/deutsch-russische-beziehung-alexej-nawalny-nord-stream-2

26. Ein Hаndbuch f?r den Ausl?nderunterricht. — 17. Auflage. — Leipzig : Langenscheidt, 1996. — 735 S.).

27. In 40 Tagen zur fruchtbaren Humuserde. Nachhaltiges Sterben“// Frank Thadeusz 09.12.2022, DER SPIEGEL 50/2022

28. Konrad Adam Die Reform fri?t ihre Kinder//Junge Freiheit, 16. M?rz 2014// URL: https://jungefreiheit.de/kultur/gesellschaft/2014/die-reform-frisst-ihre-kinder

29. Meyer K. Journalistik. Konstanz und M?nchen, 2013. S. 84-95

30. Planetarische Visionen. Susanne Fischer, Romain Leick, J?rgen Leinemann, Hartmut Palmer, Gerhard Sp?rl, Klaus Wiegrefe Der Spiegel 45/1999

31. Scheufele, Dietram A. Framing as a Theory of Media Effects. In: Journal of Communication (Vol. 49, No.1), 1999, - p. 103-122.

32. Spoo Eckart Deutsche Medien in Springerstiefeln // URL: https:// www.youtube.com/watch?v=PQ28LPSaDt8&t=85s

33. Tagesschau (20.10.2021)// URL: https://www.youtube.com/watch?v=PzAc6gr5-SE).

Система Orphus

Loading...
Up