К вопросу о мифореальности современного немецкоязычного медиатекста.

 
Код статьиS086904990027652-9-1
DOI10.31857/S086904990027652-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Актуализация мифа сознания реализуется как мифотекст. В современном обществе роль мифотекста вполне может играть медиатекст. Главным критерием при идентификации такого медиатекста как мифореальности является повторяющаяся некритичная и безапелляционная каноничность субъектно-объектных отношений в особом неформализованном времени и пространстве как единственно верном.

В практике немецкоязычных СМИ это выглядит как аксиоматическое и неаргументированное превознесение собственных культурных достижений, таких как гендерное равновесие в языковой практике, абсолютизм идеалов западных демократий, представление о немецкой нации как «жертве войны»  и т.д. Индивид – и автор медиатекста в том числе -  всегда неосознанно стремится приводить свои актуализации в соответствие с коллективными, а коллектив в свою очередь, принимая и актуализируя индивидуальное как общее (редупликация), оказывает обратное влияние на индивида, благодаря чему мировосприятие индивида и коллектива стремятся к тождеству. Мифическое в немецком медиатексте обнаруживается как в его структуре, так и в особенностях медиаречи.

Ключевые словаРеальность, восприятие, сознание, миф, мифотекст, медиатекст, мифосистема
Получено21.09.2023
Кол-во символов39794
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

Так, например, известный западногерманский журналист Эккарт Споо (Eckart Spoo) в обзоре немецкой прессы 2010-2015 года, посвященном «греческому кризису» в Евросоюзе, отмечает несправедливый и необъективный принцип освещения проблемы и характеризует его как «нацистский» [31]. В своем обзоре публикаций «Bild» и других источников, он подчеркивает нарочитое противопоставление трудолюбивых немцев подлым, ленивым и хитрым грекам - «малозначимой нации», преследующей якобы свои корыстные антиевропейские интересы. Опираясь в такого рода акте суггестии на чисто биологические врожденные реакции публики, немецкие СМИ (в случае разбора Э. Споо –издание «BILD») не только выражают интересы аффилированных с медиаконцернами политических и экономических групп, но и действуют как медиаторы современной немецкой мифореальности. По злой иронии все это прекрасно вписывается, как мы уже упоминали, в комплекс задач немецких СМИ, часто называющих себя «pflichtbewusste Medien“, т.е. «осознающие свои обязанности СМИ», и вполне осознанно оказывающих предопределенное воздействие на публику. Подобное воздействие на реципиента в СМИ (а в случае необходимости и продуцирование протестной реакции) неизбежно оказывается сопряженным с функцией социализации и дальнейшим укреплением особенностей коллективной мифореальности в целом.
1 Мышление и восприятие реальности. Термин реальность обязан своим происхождением латинянам и средневековым схоластам (от лат. realis – действительный, т.е. существующий в действительности). Позднее в философии диалектического материализма термин употреблялся в двух смыслах: для обозначения объективной реальности, мира материального, явленного нам в ощущениях, научной и эмпирической практике, противопоставленного явлениям сознания, миру субъективному, т.н. реальности сознания. Таким образом, критерием реальности видится в первую очередь научно-экспериментальная практика человечества. Ряд философов, однако, полагал реальным весь мир и все его явления, включая идеальные продукты, ошибки и иллюзии, впрочем, тем самым только подтверждая научно-экспериментальный критериальный подход. [14] Если оставаться приверженцем идеи независимого от наблюдателя существования реального мира, то можно взглянуть на принцип взаимодействия с таким реальным миром двояко и обозначить два основных принципа взаимодействия: эмпирический (посредством биологических систем восприятия и ответных реакций) и ментальный (мышление и сознательное взаимодействие). Есть большой соблазн приписать данные способы в качестве доминантных, соответственно, животным и человеку, как неким антагонистическим классам существ, но, как нам кажется, это было бы неверно, в духе примитивно понимаемого учения И.П. Павлова о сигнальных системах. Как животным (особенно высокоразвитым млекопитающим и птицам), так и человеку присущи оба способа взаимодействия с окружающей средой, хотя, конечно, можно говорить о примарности мыслительного взаимодействия с миром у человека в целях постижения действительности. При этом возникает достаточно обоснованное сомнение, что реальность и представление о ней – это разорванные не взаимообусловленные понятия. Об этом упоминала в своей лекции 2009 года Т.В. Черниговская, заметив, что не существует « отдельная жизнь или, даже, не жизнь, а какой-то внешний мир, – и отдельно те, кто про это думает. На самом деле между этим нельзя провести границы, это одно и то же».[15] Утверждение Т.В. Черниговской во многом опирается на философские идеи М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского, о том что мышление и бытие есть одно и то же («... жизнь моя решается, как и то, каков мир, – вместе с мыслью»)[5, 6]. Развивая эту идею, можно предположить, что восприятие реальности и сама реальность близки или, по меньшей мере, значительно взаимообусловлены, так что мир «глазами кузнечика» и мир сороки, слона и человека будут существенно различаться. В самой человеческой среде картина мира будет точно так же не одинакова и, по-видимому, станет обеспечиваться разными мыслительными комплексами. Известный тест IQ (айкью), призванный выявлять уровень интеллекта и разработанный изначально для европейцев, оказывается нефункциональным для представителей ряда архаичных племен (например, бушменов), мышление которых строится на иных принципах, что никак не может свидетельствовать об их умственной отсталости, хотя подобное и часто декларируется [3]. Именно по этой причине следует пристальнее присмотреться к тому, чем характеризуется мышление и какие его типы можно было бы обнаружить. В свою очередь это поможет объяснить особенности восприятия как в индивиудальном случае, так при рассмотрении общесоциальных парадигм. В этиологическом ключе можно указать на существование следующих пяти типов мышления: 1.Предметное (практическое) 2.Образное (интуитивное) 3.Кумулятивно-логическое 4.Формально-логическое (дискурсивное) 5.Понятийное (абстрактно-теоретическое) [2,10,16]

1. Библиография

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. Москва, 2016 С.283

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.2. М., 1982.

4. Дробышевский C.В. Интеллектуальные способности рас (Intellektuelle F?higkeiten verschiedener Rassen) Лекции. 04.02.2021// URL: https://www.drobyshevskiy.com/)

5. Жизневский И.Б.: Механизмы влияния средств массовой информации: приемы информационных воздействий. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-vliyaniya-sredstv-massovoy-informatsii-priemy-informatsionnyh-vozdeystviy/viewer

6. Мамардашвили М.К. Если осмелиться быть... // Сознание и цивилизация. – СПб., 2011. – С. 50-86

7. Мамардашвили М. К. , Пятигорский А. М. . Три беседы о метатеории сознания. Краткое введение в учение виджнянавады. Труды по знаковым системам. — Тарту, 1971, Т. V, с. 345–376. © Людмила Стоковска-Пятигорски, Елена Мамардашвили. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 01.09.2007. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3278/3280)

8. Марков А. Эволюция человека. Книга вторая. Обезьяны, нейроны и душа. Москва, «Астрель» 2012. С. 21-25

9. Мифы, сказки и легенды индейцев: северо-западное побережье Северной Америки. Москва, 1997. Текст 1.10

10. Слесарев А.Г. Анализ мифических текстов// Контекст. Москва. 2002

11. Слесарев А.Г. Мифологикатекста: сказки для детей и взрослых (Т. Теллеген, С. Козлов).// Россия и Запад: диалог культур. Сборник статей XIII международной конференции, 26-28 ноября 2009 г, том 15. Москва, МГУ, 2010

12. Слесарев А. Г. Баллада и миф. — Литературный свет Минск, 2009. — 199 с.

13. Слесарев А. Г. Нормативный контекст в современной немецкой медиасреде // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. — 2021. — № 4. — С. 49–56

14. Соколова В.М. Магия повествовательной журналистики Габриэля Гарсия Маркеса. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. М., 2018. С. 91-92

15. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

16. Черниговская Т.В. Как мы мыслим?// URL: http://life-up.ru/biblioteka/kak-myi-myislim-raznoyazyichie-i-kibernetika-mozga/?ysclid=llc0dd7ech237067311

17. Ясюкова Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления//Вестник СПбГУ, Сер.12, 2010. Вып. 12// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologii-ponyatiynogo-myshleniya?ysclid=lljqxc76xi312351146

18. Ясюкова Л.А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников// Национальный психологический журнал. 1(2) сентября 2007 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-prichiny-negramotnosti-sovremennyh-shkolnikov

19. Alexej Nawalny: Leugnen, verwirren, t?uschen. ZEIT ONLINE 25.08.2020 // URL: https://www.zeit.de/politik/ausland/2020-08/alexej-nawalny-vergiftung-charite-russische-medien-propaganda

20. Bode S. Nachkriegskinder. Die 1950er Jahrg?nge und ihre Soldatenv?ter. Stuttgart, 2011. S.56, 137, 140

21. Bode S. Die vergessene Generation – Die Kriegskinder brechen ihr Schweigen. Stuttgart, 2017. S. 100

22. DER HUNGER NACH SINN. SPIEGEL-Reporter J?rgen Leinemann ?ber das verquere Selbstverst?ndnis der Deutschen // „DER SPIEGEL“ von 23/1994.

23. Der Spiegel, 2007, no. 2.

24. Deutsche Sagen hrsg. von den Br. Grimm der 1. Band. Frankfurt/Main, 1981 // Judenstein. S. 356

25. Deutsch-russische Beziehung: Vergiftet. ZEIT ONLINE von 09.2020 // URL: https://www.zeit.de/2020/38/deutsch-russische-beziehung-alexej-nawalny-nord-stream-2

26. Ein Hаndbuch f?r den Ausl?nderunterricht. — 17. Auflage. — Leipzig : Langenscheidt, 1996. — 735 S.).

27. In 40 Tagen zur fruchtbaren Humuserde. Nachhaltiges Sterben“// Frank Thadeusz 09.12.2022, DER SPIEGEL 50/2022

28. Konrad Adam Die Reform fri?t ihre Kinder//Junge Freiheit, 16. M?rz 2014// URL: https://jungefreiheit.de/kultur/gesellschaft/2014/die-reform-frisst-ihre-kinder

29. Meyer K. Journalistik. Konstanz und M?nchen, 2013. S. 84-95

30. Planetarische Visionen. Susanne Fischer, Romain Leick, J?rgen Leinemann, Hartmut Palmer, Gerhard Sp?rl, Klaus Wiegrefe Der Spiegel 45/1999

31. Scheufele, Dietram A. Framing as a Theory of Media Effects. In: Journal of Communication (Vol. 49, No.1), 1999, - p. 103-122.

32. Spoo Eckart Deutsche Medien in Springerstiefeln // URL: https:// www.youtube.com/watch?v=PQ28LPSaDt8&t=85s

33. Tagesschau (20.10.2021)// URL: https://www.youtube.com/watch?v=PzAc6gr5-SE).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх