The Role of Regional Political Forces in the UK Party System at the Present Stage

 
PIIS086904990025760-8-1
DOI10.31857/S086904990025760-8
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: PhD Student
Affiliation: Doctoral School of International Relations and Regional Studies, National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation,
Abstract

In the article the author analyzes the specifics of the transformation of the role of regional political forces in the UK party system. The author characterizes the relationship between the Scottish National Party, the Democratic Unionist Party, Plaid Cymru and Westminster in the context of Brexit as one of the most significant milestones in the recent history of the United Kingdom. The author defines the political and socio-economic consequences of Brexit for Scotland, Northern Ireland and Wales, determines their significance in changing manifestos and rhetoric of regional parties and, in general, political discourse in the regions. An important element of the article is that the author considers the problem in retrospect, which makes it possible to assess how historical events and processes have influenced the current state of the British party-political system. The author concludes that during the period under review, tendencies towards federalism, launched in the process of devolution, intensified in the regions of the United Kingdom. In connection with Brexit, the issue of the growing prospects for the secession of Scotland, Northern Ireland and Wales has become even more relevant for London. It exacerbates the political discussion in Britain and indicates the growing influence of regional parties on the formation of the political agenda and decision-making in the country.

KeywordsBritain, party-political system, regional parties, Scottish National Party, the Democratic Unionist Party, Plaid Camry, Brexit, devolution
Received29.05.2023
Number of characters42521
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Введение Региональные партии занимают важное место в партийной системе Великобритании и оказывают существенное влияние на формирование политической повестки дня в стране. Их особая роль во многом обусловлена спецификой государственного устройства Великобритании. Унитарная страна в последние десятилетия активно практикует децентрализацию и передачу все новых полномочий своим регионам, в которых при этом все большую популярность набирают идеи национализма и сепаратизма, что усложняет отношения между центром и провинциями. Деволюция, запущенная в конце 1990-х г., должна была сгладить эти тенденции, дав провинциям возможность реализовать националистический потенциал в развитии национальных органов власти, которые были созданы в Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе. Однако система взаимодействия между центром и регионами показывает себя неустойчивой, когда сталкивается с такими серьезными проблемами, как, например, финансовый кризис 2007 г., проявивший идеологические и политические расхождения между Вестминстером и автономиями, которые обвиняли Лондон в том, что его антикризисная политика не учитывает интересы населения в провинциях и бьет по системе социального обеспечения из-за сокращения государственных расходов.1 Брекзит также стал точкой бифуркации этих противоречий и обострил политическую дискуссию в самих провинциях. На референдуме 2016 г. большая часть британцев проголосовала за выход Великобритании из ЕС, в том числе в Уэльсе. В то же время в Шотландии 62%, а в Северной Ирландии 58% избирателей высказались за сохранение членства Соединенного Королевства в ЕС.2 Для Шотландской национальной партии и для валлийских националистов, такие результаты стали еще одним аргументом в агитации за независимость. Также в дискуссии об условиях выхода Британии из ЕС один из наиболее деликатных вопросов касался североирландской проблематики и выработки правил таможенного контроля в регионе. Демократическая юнионистская партия выразила обеспокоенность тем, что в случае сохранения открытой границы между Республикой Ирландией и Северной Ирландией, регион фактически останется в таможенном союзе и настаивала на том, чтобы по итогам Брекзита был обеспечен ее полноценный выход из ЕС, - это обострило противоречия в регионе, в котором с 1998 г. сохранялся статус-кво. Все это в очередной раз демонстрирует сложность и противоречивость британской партийно-политической системы и повышает значение региональной повестки для Лондона. 1. McKinnion D. (2015). Devolution, state restructuring and policy divergence in the UK. The Geographical Journal.

2. Results and turnout at the EU referendum. The Electoral Commission. URL: >>>>
2 Кризис юнионизма в Северной Ирландии В контексте оценки последствий Брекзита кризис в Северной Ирландии действительно заслуживает особого внимания, - процесс выхода Британии из ЕС запустил новый виток противоречий по вопросу о границе между провинцией и Республикой Ирландией и фактически о будущем региона. Разногласия между основными политическими силами Северной Ирландии доминировали в британской политической повестке весь ХХ в. и остаются принципиальными сегодня, несмотря на подписание в 1998 г. многостороннего Соглашения страстной пятницы (Белфастского соглашения), ставшего основой формального урегулирования многолетнего религиозно-политического конфликта между католиками и протестантами. Политическое измерение этого спора проявлялось в противостоянии между националистической партией Шинн Фейн (Североирландская партия, стоящая на позициях евроскептицизма и выступающая за единство Великобритании и Северной Ирландии) и Демократической юнионистской партией (ДЮП), отстаивающей сохранение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства. Кульминацией конфликта стал организованный Ирландской республиканской армией (ИРА)3 террористический акт в Оме в 1998 г., в результате которого погибло 29 мирных граждан, - это нанесло колоссальный удар по имиджу и положению Шинн Фейн, которую ассоциировали с ИРА. Противоречия сгладило Соглашение Страстной пятницы, которое предусматривало, в том числе, установление по сути открытой границы между Республикой Ирландией и Северной Ирландией для обеспечения беспроблемного их участия в Европейском едином рынке. Стороны сумели наладить диалог на основе межобщинного консенсуса и сохранять на протяжении более, чем двадцати лет пусть хрупкий, но мир при лидирующем положении ДЮП. Однако Брекзит и вытекающий из него вопрос о границе между Республикой Ирландией и Северной Ирландией проявил неустойчивость этой «конструкции». С 2016 г. Шинн Фейн дважды призывала провести в Северной Ирландии референдум по воссоединению с Республикой Ирландией, обещая населению региона таким образом сохранить Северную Ирландию в ЕС.4 ДЮП, в свою очередь, настаивала на выходе из ЕС без компромиссов.5 Премьер-министр и лидер тори Т. Мэй была вынуждена учитывать позицию юнионистов, так как от их поддержки зависела судьба ее плана по реализации Брекзита: всеобщие парламентские выборы 2017 г. оказались не очень успешными для консерваторов, сложилась ситуация, при которой крупнейшая политическая сила страны смогла получить абсолютное большинство только благодаря поддержке малой партии. Тогда ДЮП получила 10 мест в Палате общин и заключила с тори соглашение, которое позволило консерваторам получить необходимое парламентское большинство.6 Однако на важнейшем парламентском голосовании по законопроекту, представленному Т. Мэй, о выходе Британии из ЕС в 2019 г. все 10 депутатов-юнионистов (наряду со 118 тори) высказались «против».7 В ДЮП справедливо посчитали, что он не нивелирует угрозу территориальной целостности Великобритании и оставляет нерешенным пограничные вопросы между Северной Ирландией и Республикой Ирландией.8 После этого голосования Т. Мэй потерпела поражение в парламенте еще дважды и, так и не сумев предложить Палате общин проект Соглашения, который получил бы поддержку большинства, покинула пост премьер-министра Великобритании и лидера тори. В 2019 г. в Соединенном Королевстве состоялись всеобщие парламентские выборы, на которых консерваторы при поддержке юнионистов9 выступили с программой «Сделаем Брекзит реальностью», в которой пообещали британцам в случае победы на выборах довести Брекзит до конца.10 ДЮП рассчитывали, что благодаря альянсу с консерваторами им все-таки удастся добиться учета своей позиции. Однако в рамках Соглашения о выходе Великобритании из ЕС был принят Североирландский протокол, по которому граница между Северной Ирландией и Республикой Ирландией оставалась свободной от таможенных проверок, а товары, пересекающие границу между Великобританией и Северной Ирландией, напротив, должны подвергаться проверкам, чтобы обеспечить безопасность единого рынка ЕС, - создавалась совершенно абсурдная ситуация, которая при этом полностью противоречила интересам ДЮП.11 Дело в том, что Североирландский протокол, подписанный в качестве приложения к основному тексту Соглашения о выходе Британии из ЕС, оставил нерешенными принципиальные для сторон вопросы, так как он предусматривал сохранение открытой границы между Северной Ирландией и членом ЕС Республикой Ирландией, что стало поводом для нового витка противоречий. В начале 2021 г. в североирландских портах начались проверки грузов из Великобритании, что справедливо вызвало недовольство юнионистов, в связи с тем, что это подрывает целостность страны и является попыткой подспудно добиться ирландского единства. Таким образом, Брекзит и, в частности, объективно неудачно составленный Протокол (с этим согласно даже руководство Республики Ирландии12), усугубил уже существующие разногласия между политическими силами Северной Ирландии.13 Сложившаяся ситуация привела к кризису в ДЮП. За 2021-2022 гг. в партии два раза сменился лидер. В начале 2021 г. члены Ассамблеи от ДЮП, недовольные политикой их лидера Арлен Фостер, потребовали ее отставки, обвиняя ее в том, что она не сумела отстоять интересы юнионистов в Соглашении по Брекзиту, а также в обещании поддержать закон об ирландском языке, хотя большинство ее однопартийцев были против этой инициативы.14 К этому моменту положение А. Фостер уже было шатким из-за скандала вокруг ее роли в махинациях в рамках реализации программы по развитию возобновляемых источников энергии, - во время пребывания А.Фостер на должности Министра предпринимательства, торговли и инвестиций Северной Ирландии, которое курировало реализацию программы по внедрению системы возобновляемой энергии, имели место случаи незаконного обогащения и спекуляций, что негативно сказалось на ее имидже.15 В апреле 2021 г. большинство членов Ассамблеи Северной Ирландии и 23 из 28 депутатов от ДЮП выразили Фостер вотум недоверия.16 В результате в 2021 г. она покинула пост лидера партии и первого министра Северной Ирландии.17 Преемник А. Фостер Э. Путс подал в отставку спустя месяц пребывания на посту после того, как вопреки воле однопартийев отказался отложить выдвижение П. Гивана на пост Первого министра Северной Ирландии, чтобы не допустить восстановления работы исполнительной власти в регионе и принятия закона об ирландском языке.18 В июне 2021 г. лидером ДЮП стал Дж. Дональдсон, которому предстояло в ускоренном режиме подготовить партию к предвыборной кампании в Ассамблею в 2022 г. Перед ним стояли непростые задачи: остановить отток избирателей к более радикальным юнионистам (Ольстерская юнионистская партия, «Традиционный юнионистский голос», партия «Альянс»), а также добиться пересмотра Североирландского протокола. Однако на выборах в 2022 г. главный идеологический противник ДЮП – Шинн Фейн – впервые за свою 116-летнюю историю одержала победу.19 Главная причина провала ДЮП очевидна – на референдуме в 2016 г. большая часть населения Северной Ирландии была против Брекзита.20 Также неспособность юнионистов добиться учета своих интересов уже в процессе Брекзита подорвала авторитет партии среди избирателей, что не могло не отразиться на результатах выборов. Религиозный фактор стал еще одной причиной поражения ДЮП на выборах. Хотя исторически партийная приверженность электората традиционно определяется вероисповеданием (большинство католиков голосуют за Шинн Фейн, протестантов – за ДЮП), на современном этапе для юнионистов работа с электоратом осложняется тем, что религиозный фактор становится для избирателя менее значимым при выборе политической партии. В период с 2011 по 2021 гг. количество нерелигиозных людей в Северной Ирландии увеличилось практически вдвое.21 Более того, по мнению ирландских исследователей М. Мёрфи и Дж. Эвершида, большая часть населения региона, независимо от религиозных предпочтений, выступает «за» продолжение процесса деволюции в рамках Соединенного Королевства и поддержания баланса сил в провинции, и поэтому голосуют за юнионистов.22 Неудачи ДЮП в разрешении пограничных проблем в рамках Брекзита сделали такую позицию бессмысленной для избирателя, так как оказалось, что нахождение юнионистов у власти не дает никаких гарантий в обеспечении сохранения статуса-кво в Северной Ирландии. Профессор М.В. Стрежнева также указывает на растущее число нейтральных избирателей в Северной Ирландии, и подчеркивает, что для них важнее вопросы социальной справедливости и экологии.23 Шинн Фейн включает эти вопросы в свою повестку и в целом пытается дистанцироваться от неактуальных деструктивных идеологических и религиозных разногласий, которые на протяжении десятилетий разделяли североирландское общество.24 Считаем, что такой современный подход к формированию программы партии во многом позволил Шинн Фейн победить на выборах в 2022 г. Стоит также отметить, что первый после Брекзита опрос, проведенный Агентством статистики и исследований Северной Ирландии (NISRA) показал ослабление британской идентичности среди населения Северной Ирландии. Около 31,86% идентифицировали себя только как британцы, 29,13% - только как ирландцы и 19,78% - только как северные ирландцы. В 2011 году такой же опрос показал 40%, 25% и 21% соответственно. 25 Это говорит о том, что «кризис юнионизма» в регионе усиливается, что создает экзистенциальную угрозу для ДЮП. После поражения ДЮП отказалась назначать министров и формировать региональное правительство, пока со стороны Лондона не последуют «решительные действия» по пересмотру Североирландского протокола.26 Для разрешения кризиса в июне 2022 г. Палата общин вынесла на рассмотрение законопроект о создании «зеленого коридора» для товаров, следующих из Великобритании в Северную Ирландию, которые не предназначены для Республики Ирландии. Большинство депутатов проголосовало «за» законопроект.27 Однако ДЮП продолжала отказываться сформировать правительство, оказывая таким образом давление на Лондон, так как считала такие уступки недостаточными.28 Учитывая, что правительство так и не было сформировано и в 2023 г. в Северной Ирландии снова должны состоятся выборы, пересмотр Протокола – единственный шанс юнионистов реабилитироваться перед электоратом и вернуть доверие сомневающейся части населения, от которой во многом зависит исход выборов. В начале 2023 г. наконец начались подвижки в вопросе пересмотра протокола. 23 февраля новый премьер-министр Британии Риши Сунак и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подписали Соглашение между Великобританией и ЕС (Виндзорскую концепцию), по которому в Протокол вносятся изменения. В частности, создаются два разных коридора для движения товаров. Предназначенные для Северной Ирландии товары будут поступать в регион по зеленому коридору, а товары, предназначенные для ЕС, - по красному.29 Таким образом, де-факто появившаяся «граница» между Северной Ирландией и Великобританией ликвидируется, что решает главный вопрос, беспокоивший юнионистов. Однако в ДЮП пока не дали однозначную оценку концепции. Радикальные юнионисты С.Уилсон и Н.Доддс выражают обеспокоенность тем, что часть норм Евросоюза по-прежнему будет применяться в Северной Ирландии.30 Однако занимать такую категоричную позицию – не самая удачная стратегия для ДЮП, учитывая, что положение партии уже сильно подорвано ее поражением на последних выборах. Таким образом, в связи с Брекзитом в Северной Ирландии сложилась крайне непростая политическая ситуация, усилилось как межпартийное, так и внутрипартийное противостояние в регионе. Перед лидером ДЮП Дж. Дональдсоном стоят очень амбициозные задачи: примирить фракции в партии и выдвинуть такую предвыборную программу, которая найдет отклик у населения, независимо от религии и позиции по ирландскому вопросу. Если ему это не удастся, вероятность того, что Шинн Фейн надолго задержится у власти очень высока. Это, в свою очередь, грозит национализацией региона и его последующим отделением от Соединенного Королевства. 3. Ирландская республиканская армия - ирландская католическая военизированная группировка, выступающая за независимость Северной Ирландии от Соединённого Королевства. В период конфликта являлась военизированным крылом Шинн Фейн.

4. Партия "Шинн Фейн" впервые победила на выборах в Северной Ирландии. 07.05.2022. URL: >>>>

5. Democratic Unionist party will not support May's deal in vote. URL: >>>>

6. Apostolova V., Audickas L., Baker C., Bate A., Cracknell R., Dempsey N., Hawkins O., McInnes R., Rutherford T., Uberoi E.. General Election 2017: full results and analysis. Research Briefing. 29.01.2019 URL: >>>>

7. European Union (Withdrawal) Act main Motion (Prime Minister). URL: >>>>

8. Шинн Фейн выступают «за» особый статус Северной Ирландии и сохранение свободной торговли с ЕС.

9. PM strikes secret deal with DUP as he draws up 'final Brexit offer'. 1.10.2019. URL: >>>> , Northern Irish DUP party backs Johnson's new Brexit proposals. 2.10.2019. URL: >>>>

10. The Conservative and Unionist Party Manifesto 2019. Get Brexit Done: Unleash Britain's Potential. URL: >>>>

11. Protocol on Ireland/Northern Ireland. URL: >>>>

12. Brexit Northern Ireland protocol ‘perhaps a bit too strict’, says Varadkar. URL: >>>>

13. Murphy M. C., Evershed J. (2022). Contesting sovereignty and borders: Northern Ireland, devolution and the Union, Territory, Politics, Governance. Vol. 10 №5, P. 673

14. Британия после брекзита: [монография] / [отв. ред. К.А. Годованюк]. – М.: Ин-т Европы РАН, 2021. C. 102

15. Cash-for-ash inquiry delivers damning indictment of Stormont incompetence. 13.03.2020. URL: >>>>

16. Freya McClements. Arlene Foster facing leadership challenge as discontent mounts in DUP. URL: >>>>

17. Arlene Foster to step down as Northern Ireland first minister. URL: >>>>

18. Kearney V. Givan, O'Neill installed as NI First and Deputy First Ministers. 17.01.2021. URL: >>>>

19. Northern Ireland Assembly Election Results 2022. URL: >>>>

20. Results and turnout at the EU referendum. The Electoral Commission. URL: >>>>

21. NI Census shows one in six are non-religious – nearly doubling in just 10 years. Northern Ireland Humanists. 22.09.2022. URL: >>>>

22. Murphy M. C., Evershed J. (2022). Contesting sovereignty and borders: Northern Ireland, devolution and the Union, Territory, Politics, Governance. Vol. 10. №5, P.668, DOI: 10.1080/21622671.2021.1892518

23. Стрежнева М.В. Североирландская ингрессия. 2022. URL: >>>>

24. Sinn Féin Northern Ireland Assembly Manifesto 2022. URL: >>>>

25. Catholics outnumber Protestants in Northern Ireland for first time. 22.09.2022. URL: >>>>

26. DUP to block formation of Northern Ireland power-sharing executive. URL: >>>> (дата обращение: 29.08.2022)

27. Northern Ireland Protocol Bill. URL: >>>> , Northern Ireland Protocol Bill Division 53: held on Wednesday 20 July 2022. URL: >>>>

28. DUP rebuffs UK appeal to restore power sharing in Northern Ireland. URL: >>>>

29. Northern Ireland Protocol: The Windsor Framework. URL: >>>>

30. DUP leader faces stark and binary choice over any NI protocol deal. URL: >>>>

1. Britaniya posle brekzita. [monografiya] / [otv. red. K.A. Godovanyuk]. – M.: In-t Evropy RAN. 2021. 184 s. DOI: >>>>

2. Eremina N.V. (2020) Fenomen Shotlandskoj natsional'noj partii. URL: >>>>

3. Rabotyazhev N.V. Lejboristskaya partiya v postblehrovskij period i prichiny eyo porazheniya na vyborakh 2015 g. Khod, itogi i posledstviya vseobschikh parlamentskikh vyborov 2015 g. v Velikobritanii. (2015). Pod red. E.V. Anan'evoj. Doklady Instituta Evropy RAN. № 319. URL: >>>>

4. Strezhneva M.V. Severoirlandskaya ingressiya. 2022. URL: >>>>

5. Apostolova V., Audickas L., Baker C., Bate A., Cracknell R., Dempsey N., Hawkins O., McInnes R., Rutherford T., Uberoi E.. General Election 2017: full results and analysis. Research Briefing. 29.01.2019. URL: >>>>

6. Bradbury J. (2021). Welsh devolution and the union: Reform debates after Brexit. The Political Quarterly. Vol. 92. №1. P.125-131. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-923X.12944

7. Evans R. Written Statement: Loss of funding to Wales as a result of the UK Government’s arrangements for replacement EU funding. 4.05.2022. URL: >>>>

8. Ferry J. Nicola Sturgeon’s desperate spin on the Scottish deficit. URL: https://www.spectator.co.uk/article/nicola-sturgeon-s-desperate-spin-on-the-scottish deficit/#:~:text=The%20latest%20numbers%20show%20Scotland,at%20around%20%C2%A398%20billion .

9. Gordon T. General Election 2019: It was turnout that won it for SNP. 14.12.2019. URL: >>>>

10. Hayward W. Support for Welsh independence is growing – people are fed up with being forgotten 30.08.2022. URL: >>>>

11. Kearney V. Givan, O'Neill installed as NI First and Deputy First Ministers. 17.01.2021. URL: >>>>

12. Larner J., Wyn Jones R., Poole E., Surridge P., Wincott D. (2022). Incumbency and identity: the 2021 Senedd Election. Parliamentary Affairs. URL: >>>>

13. Masters A. What is the Labour and Plaid Cymru co-operation agreement? And what does it mean for Wales? 16.03.2022 URL: >>>>

14. McAngus C. (2013). Office and Policy at the Expense of Votes: Plaid Cymru and the One Wales Government. Regional & Federal Studies. №2. p. 209-227. DOI: 10.1080/13597566.2013.859579

15. McClements F. Arlene Foster facing leadership challenge as discontent mounts in DUP. URL: >>>>

16. McKinnion D. (2015). Devolution, state restructuring and policy divergence in the UK. The Geographical Journal. Vol. 181. №1. P. 47–56.

17. Murphy M. C., Evershed J. (2022). Contesting sovereignty and borders: Northern Ireland, devolution and the Union, Territory, Politics, Governance. Vol. 10 №5, P.661-677. DOI: 10.1080/21622671.2021.1892518

18. Pilling S. Senedd Cymru/Welsh Parliament elections 2021. House of Commons Library. 16.07.2021 URL: >>>>

19. Wolf M. The UK economy has two regional problems, not one. 5.03.2023. URL: >>>>

Система Orphus

Loading...
Up