ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

 
Код статьиS086904990025254-1-1
DOI10.31857/S086904990025254-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Стереотипы и предрассудки могут влиять на наши взгляды и решения в различных сферах жизни, включая экономику. В данной статье автор обращается к важнейшей социальной группе – семье и рассматривает особенности экономического поведения ее членов в сравнении с моделями и паттернами поведения, описанными в русских пословицах и поговорках. В качестве основного метода анализа был выбран социологический контент-анализ. Статья написана на стыке социологической, лингвистической, исторической и философской наук. Научной новизной представленного исследования является как сама проблемная тема, ранее не представленная в научном поле, так и объединение в ходе авторского анализа трех модусов времени: прошлого, настоящего и будущего. В ходе контент-анализа автором выделены пять тематических групп пословиц и поговорок, имеющих смысловые отсылки к финансам, отношению к деньгам и экономическим ролям в семье. Каждая из групп сопровождается актуальными данными вторичных социологических исследований и статистики с целью сравнения, выделения общего и различного в экономической жизни российских семей на протяжении последних столетий. Фокус исследования ориентирован на анализ динамики изменения отношения членов российской семьи к финансам и силе влияния экономических стереотипов на семьи XXI века, выраженных посредством специфических лингвистических форм. Выводы данного научного исследования представляют интерес для широкого круга читателей, в чью сферу профессиональных или социальных интересов входит экономическая социология, демография, история России и историческая лингвистика, а также вопросы народонаселения.

Ключевые словаэкономические стереотипы, финансовая грамотность, семья, финансовое поведение, пословица, поговорка, семейные ценности
Получено14.04.2023
Кол-во символов14256
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Введение Каждое поколение провозглашает, что живет в период трансформаций, постоянных изменений и турбулентности; о невозможности следовать старым законам и правилам; о переходе на качественно новый уровень развития как общества в целом, так и отдельных личностей внутри него. Обозначенный в XXI в. «новый гендерный порядок» [Силласте 2019] дал понимание изменениям, происходящим на уровне взаимоотношения полов, а глобализация экономических систем наводит на мысль о том, что такие изменения имеют место во всем мире. Однако, не стоит забывать тот факт, что для России всегда были характерны традиционные ценности, устойчивы многие стереотипы и сильна память прошлого. Поэтому в данной работы мы предлагаем обратиться к таким инструментам познания социальной и исторической реальности как пословицы и поговорки и проанализировать их с точки зрения изучения экономических стереотипов, присущих нашим предкам и передавшихся через поколения до современных семей. Основными методами исследования служат общенаучные: анализ, синтез, моделирование и социологический – контент-анализ. Методы и методология исследования Прежде чем приступить к непосредственному описанию результатов проведенного исследования, следует уточнить несколько принципиальных моментов, касающихся методики отбора пословиц и поговорок, использованных в работе: - в первую очередь, важна верная интерпретация самих понятий. Мы берем за основу определение, которое дал Даль В.И., поскольку именно его можно по праву считать отцом-основателем самого процесса изучения пословиц и поговорок. «Пословица - краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; она переходит в поговорку или простой оборот речи, а сама о себе говорит: Пословица не даром молвится» [Даль 1989]. Определение поговорки автор дает уже в более позднем своем труде: «Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы» [Пословицы русского народа 2009]. Таким образом, определения Даля В.И. и его собрание пословиц и поговорок служат теоретической базой нашего исследования; - во-вторых, следует обозначить принцип отбора изучаемых пословиц и поговорок. В качестве единиц контент-анализа были отобраны те из них, в которых отражены принципы, идеи, положения, имеющие отношение к финансовой стороне жизни семьи, а также то, что сейчас обозначается как «экономическая культура семьи». Общее количество изученных пословиц и поговорок составило 122 единицы; - в ходе анализа нас интересовало, насколько выраженные нашими предками в пословицах и поговорках взгляды на семейный бюджет, доход и культуру его распределения, принципы расходов и т.д. находят отражение в современном мире, что из, казалось бы, пережитков прошлого все еще сильно в современной российской семьи, или же мы полностью отказались от опыта предыдущих поколений. Анализ пословиц и поговорок по тематическим блокам Как было упомянуто выше, в ходе контент-анализа было отобрано 122 единицы, которые далее были объединены в 5 тематических групп: заработок/доход, накопление/сохранение, траты/расход, социально-экономические роли в семье, отношение к финансам и общие стереотипы, касающиеся финансово-экономической сферы семьи. Перейдем к их более детальному разбору. 1.Заработок/доход. Через призму пословиц и поговорок русская семья представляется работящей, которая ради достижения благополучия привыкла рассчитывать только на себя и свой труд:
  • «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»;
  • «Шевелись, чтобы денежки велись»,
  • «Где работа, там и густо, а в ленивом доме— пуст»,
  • «Денежки труд любят».
В современной России увеличилось количество источников получения доходов. Но, тем не менее, заработная плата остается основным. По данным Росстата за 2022 г. возросли доли доходов населения от предпринимательской деятельности (с 5,5 в 2021 г. до 6,2%), социальных выплат (с 20,6 до 20,7%), а снизились от собственности (с 5,7 до 5%) и оплаты труда (с 57,3 до 57,2%)1. Из данной группы можно выделить положительные стороны экономической культуры российской семьи: упор на честный труд и доход от него, побуждение к работе, положительную мотивацию [Горшков 2011, Худолей 2017]. 2.Накопление/сохранение Практика сохранения, откладывания «на чёрный день» пришла к нам от наших далеких предков. Еще в каменном веке люди поняли, что нельзя использовать или тратить все сразу, надо иметь запас. Сохранившиеся к середине XIX века пословицы и поговорки (во времена публикации труда В.И. Далем) также напоминают нам о важности накоплений:
  • «Всякая копейка кладётся на счёт: бережёная копейка рубль бережёт»,
  • «Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт»,
  • «Береги денежку про черный день».
По результатам исследования, выполненного Сберстрахованием2 россияне в среднем хотели бы накопить 370 тыс. рублей. При этом, только каждый второй респондент твердо выказал намерения откладывать денежные средства, а каждый пятый (22%) точно не будут этого делать. К концу 2022 г. накопления были у 54% опрошенных. Больше склонны к сберегательному поведению люди до 25 и старше 55 лет, а россияне самого трудоспособного возраста копят меньше. По нашему мнению, причин для этого несколько: во-первых, работающие люди больше склонны считать, что при необходимости смогут заработать, поэтому иметь сбережения не обязательно. Во-вторых, они чаще имеют ипотечные и долговые обязательства перед банками, следовательно, доходы тратятся на их погашение. В-третьих, к сожалению, россияне среднего возраста недостаточно финансово грамотны и не считают, что накопления – это обязательная часть финансового поведения. Молодежь до 25 лет в России имеет более высокий уровень финансовой культуры, что является следствием образовательной политики в этой сфере, а поколение в возрасте старше 55 – жизненного опыта, который нередко заменяет финансовое образование и учит людей иметь накопления. 3.Траты/расходы Все отобранные в этой группе единицы для анализа условно можно разделить на две: одна призывает тратить как можно меньше, а купленное беречь и о вещах заботиться; а вторая повествует о тяготах ведения семейного бюджета: деньги быстро расходуются, расходы трудно распределить (см. Таблицу 1). Таблица 1. Примеры пословиц и поговорок по теме траты/расходы Table 1. The examples of proverbs and sayings on the topic of spendings
Группа 1 (примеры) Группа 2 (примеры)
Бережливость — не скупость На дворе мороз, а в кармане денежки тают
Пока не купил — жалей деньги, а купил — жалей вещь Деньги – как вода: плывут неизвестно куда
Источник: составлено автором. Source: compiled by the author. Как видно из приведенных выше примеров, наши предки не заостряли внимания на конкретных статьях расходов. Причин для этого, скорее всего, несколько: во-первых, для среднестатистической семьи раньше траты были одинаковы и не возникало мыслей, что можно тратить деньги на что-то кроме привычных вещей, а, во-вторых, отсутствовал и сам выбор. В XXI веке у потребителей помимо обязательных трат (таких как, к примеру, услуги ЖКХ и налоги) огромный выбор товаров и услуг, что существенно расширяет количество статей бюджета, а также требует больших сумм денег, поскольку все меньший процент населения живет за счет натурального хозяйства или практикует принципы социального обмена. По результатам исследования консалтинговой компании Яков и партнеры за 2022 г. средний чек россиян увеличился на оплату ЖКХ, лекарственных препаратов и медицинских услуг, продуктов, связи и интернет, а также бытовой химии. При этом снизился на предметы роскоши, путешествия, рестораны и электронику. С марта 2022 г. все больше россиян стали переходить на сберегательную модель поведения. «Российские потребители, показав крайне высокую степень лояльности определенным сетям, при этом в большинстве своем изменили набор брендов в продуктовой корзине: 39% из них — из-за роста цен, 33% — из-за ухода с рынка привычных брендов, а 21% — для тестирования отечественного производства. Однако пока что менее половины перешедших остались довольны заменой», - говорится в отчете3. Таким образом, в данном пункте мы видим различия в экономических практиках наших современников и предков: по крайней мере до середины XVIII в. (времени сбора пословиц и поговорок В.И.Далем) основной целью людей было тратить как можно меньше, в современном мире много статей бюджета, которые невозможно сократить. Однако, неизменным остается тот факт, что большая часть населения испытывает нужду и очень тщательно подходить к вопросу планирования своих расходов. 4.Социально-экономические роли в семье Данная группа пословиц и поговорок представляется одной из наиболее интересных, поскольку, во-первых, напрямую объединяет социальную и экономическую составляющую в исследуемом объекте, во-вторых, имеет две четкие противоположные по смыслу тенденции, и в-третьих, дает возможность для качественного сравнения социально-экономических ролей и представлений о них с современными стереотипами. Условно две выделенные группы можно обозначить как «главенство социального» и «главенство материального» в семье. В первом случае народ через пословицы и поговорки выражает мысль о том, что хорошие взаимоотношения – это основа семьи, а не деньги, а также выделяет конкретные социальные роли, которые дошли до наших дней (муж – добытчик, жена – хозяйка):
  • «Семейное согласие всего дороже»,
  • «Согласье в семье — богатство»,
  • «Муж вези гуж, а жена шей рубашки»,
  • «Муж — дому строитель, нищете отгонитель».
Во второй выделенной группе ведущая роль в семейном благополучии отведена финансам: если деньги есть, то и семья ладится. Причем относится это не только к паре муж-жена, но и к другим родственникам (чаще всего упоминается теща):
  • «Муж в долгу, а жена в шелку»,
  • «Муж любит жену богатую, а тещу — тороватую».
Однако, несмотря на различия в значениях этих двух групп половиц и поговорок, общий посыл у них одинаков – для семейного счастья необходима материальная стабильность и достаток. Трудно опровергать это утверждение и в XXI веке. Основным спорным вопросом остается роль и вклад каждого партнера в семейный бюджет. В России один из самых больших разрывов в заработной плате мужчин и женщин: по данным ТАСС разница составляет 30%4. Вторая важная причина возможного неравноценного вклада в семейный доход – это период декрета, когда женщина с ребенком/детьми находится почти на полном иждивении мужа. 54% респондентов мужского пола в исследовании, проведенном порталом SuperJob ответили, что их заработная плата выше или существенно выше, чем у жены. Доля женщин, зарабатывающих больше мужа, увеличивается с возрастом. Равный вклад в семейный бюджет отметили только по 18% опрошенных как мужского, так и женского пола5. Таким образом, мы приходим к выводу, что стереотипы о социально-экономических ролях и положении в семье, отраженные в пословицах и поговорках около двух веков назад, находят свое отражение в современной жизни. 5. Отношение к финансам и общие стереотипы, касающиеся финансово-экономической сферы семьи Последняя выделенная нами группа логически объединяет все предыдущие пункты, делая акцент на той роли, которую деньги играли в жизни семьи и как влияли на взаимоотношения. Большинство пословиц и поговорок признают ведущую роль денег в благополучии семьи, а также имеют оттенок фатальности, говоря о том, что больших денег не заработать, но они нужны и люди ради них на многое готовы пойти:
  • «Деньги идут к деньгам»,
  • «Хуже всех бед, когда денег нет»,
  • «За денежки и черт спляшет»,
  • «Дорого, да мило, дёшево, да гнило».
Тем не менее можно встретить и обратное, более социально значимое утверждение: люди важнее денег, а человеческие взаимоотношения нельзя купить или измерить материально:
  • «Люди — всё, а деньги — сор»;
  • «В избе теснота, да в душе чистота».
Очевидно, что сейчас мы можем встретить обе эти позиции в современном мире, они не являются продуктом определенной исторической эпохи, а отражают, скорее, социально-психологические характеристики людей. Заключение Стоит отметить, что экономические стереотипы, существующие среди российских семей, могут быть достаточно точными «продуктами» исторической памяти, но большинство из них отражают низкий уровень экономической культуры населения и могут привести к неправильным решениям при управлении финансами. Каждый второй житель России оценивает свой уровень финансовой грамотности как неудовлетворительный. В данной работе не стояла задача разработки комплекса мер по решению данной проблемы, однако, стоит выделить один наиболее очевидный и действенный подход, исходя из того факта, что мы говорим о стереотипах и паттернах поведения, формировавшихся столетиями, и это – обучение. В данном контексте оно подразумеваем под собой целый комплекс мер, направленных на передачу информации, внедрение новых образовательных технологий, продвижение финансовых знаний в СМИ и т.д. Иначе говоря, необходимо проводить массовую работу, направленную на замену старых, уже отживших и неработающих сценариев финансового поведения на актуальные и адекватно отвечающие на современные вызовы. Результаты проведенного контент-анализа в сравнении с современной статистикой и данными социологических исследований наглядно демонстрируют влияние сложившихся, устойчивых межпоколенных стереотипов на экономическое поведение наших современников. Интеграция и совместное использование опыта предков и актуальных знаний в финансово-экономической сфере дадут возможность к грамотному выстраиванию как личных, так и семейных финансов, и позволят укрепить семью как социальный институт.
1. Росстат представляет материалы о границе бедности // Росстат [сайт]. – URL: >>>> (дата обращения 03.03.2023).

2. Россияне рассказали, сколько хотели бы накопить в 2023 году. // Сберстрахование. [сайт]. – URL: >>>> (дата обращения 01.02.2023).

3. Больше года на восстановление: россияне почувствовали снижение стабильности. // Пресс-релиз компании Яков и партнеры. [сайт]. – URL: >>>> (дата обращения 02.03.2023).

4. Разница в зарплате мужчин и женщин на схожих позициях в России составляет почти 30% // ТАСС. [сайт]. – URL: >>>> (дата обращения 18.01.2023).

5. Вклад мужчин и женщин в семейный бюджет в России. // Портал banki.ru. [сайт]. – URL: >>>> (дата обращения 13.03.2023).

1. Горшков, А. В. (2011) Русские пословицы и поговорки как выражение национальной экономической культуры // Вестник ЧелГУ. №36. С. 28-30.

2. Даль, В. И. (1989) Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / Владимир Даль. - Факс. изд. - Москва: Русский язык. 555, [1] с.

3. Пословицы русского народа: сборник В. И. Даля (2009). 4-е изд., стер. - Москва: Русский яз. Медиа. 814 с.

4. Силласте, Г.Г. (2019) Социальные транзиции и формирование нового гендерного порядка // Женщина в российском обществе. No 2. С. 3—16.

5. Худолей, Н.В. (2017) Национальный код культуры и его актуализация в пословицах, поговорках и классических литературных текстах // Полилингвиальность и транскультурные практики. №4. С. 643-653.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх