Охват услугами здравоохранения населения России и европейских стран: сравнительный анализ

 
Код статьиS086904990025069-7-1
DOI10.31857/S086904990025069-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: старший научный сотрудник сектора социологии здоровья Социологического института Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Аффилиация: Социологический институт Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, 199000, Санкт-Петербург, 7-я Красноармейская ул., д. 25/14
Аннотация

В статье проведен сравнительный анализ всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) населения России в европейском контексте, с применением концепции трехмерного измерения, предложной Буссе, Шрейёггом, Гериком. В рамках этой доктрины, использованы ключевые индикаторы, определяющие уровень развития ВОУЗ: охват населения, имеющего право на финансируемые государством медицинские услуги; охват медицинских услуг, входящих в пакет государственных гарантий; и стоимость услуг, за которые взимается плата с пациентов. Полученные результаты проведенного исследования позволяют придти к следующим выводам. Медицинская помощь в России и европейских странах охватывает практически всё население. Охват медицинскими услугами, демонстрирующий какая именно помощь обеспечивается программой государственных гарантий, существенно различается в России и многих европейских странах. В нашей стране покрываются намного меньше услуг и товаров медицинского назначения, что не вполне соответствует потребностям населения в медицинской помощи.Основная причина сложившей ситуации связана с тем, что в России государство расходует на здравоохранение в течение последних двадцати лет, недостаточно средств, полагаясь, в значительной степени, на траты домохозяйств.

Ключевые словаохват медицинской помощи, покрытие услуг здравоохранения, население, пользующееся бесплатными услугами, механизм распределения затрат населения на медицинские нужды, личные платежи.
Получено01.04.2023
Кол-во символов23533
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Новые условия сохранения здоровья населения и проблемы, возникшие в здравоохранении, после вспышки и распространения пандемии COVID-19, заставляют пристально вглядеться в готовность и способность медицинской помощи противостоять новым угрозам и серьезным вызовам. В нашей стране продолжительность жизни населения снизилась за 2019-2020 гг. на 1,8лет и составила 71,54 года [Росстат 2021]. По данным Евростата это показатель тоже уменьшился в подавляющем большинстве европейских стран, но сокращение было не таким резким. Наибольшее снижение было зафиксировано в Испании на 1,6 года, Болгарии на 1,5 лет, Литве, Польше и Румынии на 1,4 года [Eurostat 2020]. Это явно свидетельствует о неблагополучии в предоставлении медицинской помощи. Но есть страны, в которых продолжительность жизни снизилась значительно меньше, так во Франции этот показатель упал на 0,7 года, в Германии 0,2 года, а в ряде государств люди стали жить даже чуть дольше, в Финляндии на 0,1 года, в Дании на 0,2, в Норвегии на 0,3 года [Там же]. Между тем, данные многочисленных исследований по улучшению всеобщего охвата услугами здравоохранения населения (ВОУЗ) показывают, что этот процесс (и усилия) сопровождается повышением показателей здоровья, в том числе, и ростом продолжительности жизни населения. Происходит это, главным образом, за счет обеспечения доступа всего населения к высококачественным медицинским услугам, в случае необходимости и без финансовых трудностей [WHO 2010]. Так в частности, отмечается положительная связь между ожидаемой продолжительностью жизни и рядом индикаторов, характеризующих ВОУЗ – охватом населения медицинскими услугами, общими расходами на здравоохранение. Существует четкая отрицательная корреляция между личными выплатами домохозяйств за получение медицинской помощи и ожидаемой продолжительностью жизни, поскольку защита от финансовых рисков связана с последствиями для здоровья [Ranabhat, Atkinson, Park, Kim, Jakovljevic 2018; OECD 2016]. Все это свидетельствует о большой важности для улучшения здоровья населения постоянного развития многообразных детерминант ВОУЗ.
2 Большой интерес к этой проблеме отразился в многочисленных исследовательских работах, основное внимание было сосредоточено на определении стратегии достижения всеобщего охвата, моделях организации здравоохранения, способе сбора и объединения средств для оплаты услуг, объеме пакета госгарантий [Чубарова 2022;Улумбекова, Гиноян, Калашникова, Альвианская 2019; Hogan, Sevens, Hosseinpoor, Boerma 2017].
3 В настоящем исследовании предпринимается попытка сравнения степени развития универсального охвата услугами здравоохранения населения России и европейских стран. В работе рассматриваются основные детерминанты и индикаторы ВОУЗ и анализируются особенности получения услуг здравоохранения в нашей стране.
4 Концептуальная основа измерения ВОУЗ основывается на трех параметрах оценки состояния здравоохранения, которая была выдвинута и разработана в работе Бусса с коллегами 2007 г. [Busse, Schreyögg, Gericke 2007]. Это исследование позволило выявить и сформулировать основные характеристики универсального охвата услугами здравоохранения, к их числу относится три измерения: кто охвачен; что охвачено; стоимость непокрытых услуг. При этом отмечается, что охват является результатом политики здравоохранения, реализующийся в данной стране.

1. Бойков М..И. (2017) Анализ механизмов нормирования труда специалистов стоматологического профиля // Клиническая стоматология. № 2 (74). С. 50-52.

2. Каткова И. П. (2020) Российское здравоохранение в контексте задач достижения всеобщей доступности услуг здравоохранения к 2030 году // Народонаселение. Т.23. №1. С. 135-147. DOI: 10.19181/population.2020.23.1.11.

3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Министерство финансов Российской Федерации. Москва. 2021. 75 c.

4. Отчет о результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2020 году. М. 2021.

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. (https://base.garant.ru/194365/).

6. Росстат. Здравоохранение в России. Стат.сб. М. 2021. 171 с.

7. Росстат (2021) Продолжительность жизни по России за 2020 (http://www.statdata.ru/spg_russia_ussrhttp://www.statdata.ru/spg_russia_ussr).

8. Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Альвианская Н.В. (2019) Финансирование здравоохранения в России (2021–2024 гг.) // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. Т. 5. № 4. С.4-19.

9. Чубарова Т.В. (2022) Обеспечение доступности здравоохранения в России: инструменты государственной политики // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 95. С. 93-107. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-95-93-107.

10. Anell A, Glenngård AH, Merkur S. (2012) Sweden: Health system review // Health Systems in Transition. No.14(5). P.155–159.

11. Auraaen A., Fujisawa R., Lagasnerie G., Paris V. (2016) How OECD health systems define the range of goods and services to be an financed collectively // OECD Health Working Paper. No.90. 114 P.

12. Baeten R., Spasova S., Vanhercke B., Coster S. (2018) Inequalities in access to healthcare. A study of national policies. European Social Policy Network (ESPN). European Commission. Brussels. 71 P. Doi 10.2767/371408.

13. Busse R., Schreyögg J, Gericke CA. (2007) Analyzing changes in health financing arrangements in high-income countries: a comprehensive framework approach. Health, nutrition and population (HNP) discussion paper. Washington DC: World Bank. 40 P.

14. Eurostat 2020 Life expectancy at birth (https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/sdg_03_10/default/table?lang=en).

15. European Observatory on Health Systems and Policies Publications Country Health Profiles L: (https://www.euro.who.int/en/about-us/partners/observatory-old/publications/country-health-profiles).

16. Gibis B., Koch-Wulkan P.W., Bultman, J. (2004) Shifting criteria for benefit decisions in social health insurance systems. In: Saltman, R.B., Busse, R., Figueras, J. (eds.) Social health insurance systems in western Europe. Buckingham: Open University Press. P. 189-206.

17. OECD (2019) Health for Everyone?: Social Inequalities in Health and Health Systems, OECD Health Policy Studies, OECD Publishing, Paris. (https://doi.org/10.1787/3c8385d0-en).

18. OECD (2021) Health Statistics.

19. OECD (2022) Health Statistics.

20. Palma W., Webb E., Hernández-Quevedoc C., Scarpetti G., Lessof S., Siciliani L., Ginneken E. (2021) Gaps in coverage and access in the European Union// Health Policy. No.125. P. 341–350. DOI: 10.1016/j.healthpol.2020.12.011.

21. Paris V., Hewlett E., Auraaen A., Alexa J., Simon L. (2016) Health care coverage in OECD countries in 2012 // OECD Health Working Papers. No. 88. 72 P.

22. Polain M., Franken M., Koopmanschap M., Cleemput I. (2010) Drug reimbursement systems: international comparison and policy recommendations. Health Services Research (HSR). Brussels. 151 P.

23. Ranabhat C., Atkinson J., Park M., Kim C., Jakovljevic M. (2018) Health Coverage on Life Expectancy at Birth (LEAB) and Healthy Life Expectancy (HALE): A Multi-Country Cross-Sectional Study // Frontiers in Pharmacology. No. 9. P. 960-972. doi: 10.3389/fphar.2018.00960.

24. Rice T., Quentin W., Anell A., Barnes A., Rosenau P. Unruh L, Ginneken E. (2018) Revisiting out-of-pocket requirements: trends in spending, financial access barriers and policy in ten high-income countries // BMC Health Services Research. No.18. P. 371.

25. Somanathan A., Sheiman I., Salakhutdinova S., Buisman L. (2018) Universal Health Coverage in Russia: Extending Coverage for the Poor in the Post-Soviet Era // Universal Health Coverage Study Series. No. 37. World Bank Group, Washington. 48 P.

26. Schreyögg J., Stargardt T., Velasco-Garrido M., Busse R. (2005) Defending the «Health Benefit Basket» in nine European countries. vidence from the European Union Health BASKET Project. Evidence from the European Union Health BASKET Project // Eur J Health Econ [Suppl 1] No. 6. P.2–10. DOI 10.1007/s10198-005-0312-3.

27. WHO (2010) The world health report. Health systems financing: the path to universal coverage. Geneva, World Health Organization.

28. WHO (2022) Global Health Expenditure Database WHO. Health System Financing Profile by country. (https://apps.who.int/nha/database/country_profile/Index/en).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх