CURRENT TRENDS IN EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS AND OPPORTUNITIES IN RUSSIA AND THE VISEGRAD GROUP COUNTRIES

 
PIIS086904990024758-5-1
DOI10.31857/S086904990024758-5
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Ufa University of Science and Technology
Address: Russian Federation, Ufa
Occupation: Associate professor at the Department of Economics of Entrepreneurship
Affiliation: Ufa University of Science and Technology
Address: Russian Federation
Occupation: Professor at the Department of Economic of Entrepreneurship
Affiliation: Ufa University of Science and Technology
Address: Russian Federation
Abstract

The work is devoted to the study of the dynamics of inequality of educational achievements and opportunities in the segment of school education in Russia and the countries of the Visegrad group. The study is based on the data of the «International Program for the Assessment of Educational Achievements of Students» (PISA) for 2003-2018. The methodology for assessing the inequality of possibilities is based on a parametric approach and ex-ante determination of the equality of possibilities. The scientific novelty of the work is determined by the fact that, in addition to studying the dynamics of educational achievements in the countries under consideration, an assessment of an important component of the inequality of educational achievements - the inequality of opportunities - is additionally carried out. The idea of dividing inequality into unfair and fair components is justified within the framework of the theory of equal opportunities developed in the second half of the twentieth century in Western social philosophy. The calculations carried out indicate that each of the countries under consideration is unique in its own way. The most problematic are Slovakia and Hungary, which demonstrate a tendency to decrease the average level of educational achievements and a high level of inequality of opportunities. Poland looks the most prosperous, with an increase in educational results and a decrease in inequality of opportunities. In the Russian Federation, there is a tendency to increase reading and mathematical literacy in the absence of progress in natural science. The level of inequality of opportunities in the Russian Federation is relatively low with a slight downward trend.

Keywordsinequality of educational opportunities, individual achievements, circumstances, efforts, spatial factors, PISA.
Received07.03.2023
Number of characters28122
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В современной ситуации мировой турбулентности практически все государства сталкиваются с необходимостью преодоления тех или иных серьезных экономических, социальных, политических проблем, решение которых по всей видимости растянется на десятилетия. В этих условиях возрастает роль национального человеческого капитала, в значительной мере предопределяющего конкурентоспособность государства на мировой арене и его способность справляться с вызовами в долгосрочной перспективе. Система образования является ключевым элементом, ответственным за формирование качественных характеристик человеческого капитала, поэтому роль образования в современных реалиях только возрастает. Школьное образование является фундаментом образовательной системы, обеспечивая как получение базовых знаний, так и решение социально-воспитательных задач. Поэтому изучение тенденций и проблем развития школьного образования имеет огромное значение для понимания и долгосрочного прогнозирования общественного развития. Для изучения и сравнительного анализа эффективности национальных систем школьного образования с начала XXI века был запущен целый ряд международных проектов, одним из наиболее известных из которых является PISA (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Проект PISA реализуется начиная с 1997 г. и направлен на тестирование знаний учащихся в возрасте 15 лет. Сбор данных повторяется каждые три года. Тесты проводятся по трем областям знаний: чтение, математика, естествознание. Данное исследование ориентировано также на изучение факторов, влияющих на образовательные достижения, поэтому помимо собственно тестирования, в рамках проекта собирается контекстная информация. Достоинством PISA является значительный объем наблюдений, а также свободный доступ данным, позволяющим независимым исследователям использовать их для собственных задач. Целью нашего исследования является изучение динамики и сравнительный анализ неравенства образовательных достижений и возможностей в странах Вишеградской группы и РФ. Научная новизна работы определяется тем, что помимо изучения динамики образовательных достижений в рассматриваемых странах, дополнительно выполняется оценка несправедливого компонента неравенства образовательных достижений — неравенства возможностей. Идея разделения неравенства на несправедливый и справедливый компоненты обосновывается в рамках теории равных возможностей, разработанной во второй половине ХХ века в западной социальной философии. В работе кратко обсуждаются основные идеи теории равных возможностей и общая классификация факторов-обстоятельств. Описывается концептуальная модель, на базе которой разрабатываются опросники для учащихся, школьных представителей и родителей в проекте PISA и выполняется разграничение факторов на обстоятельства и усилия. Приводится краткий обзор работ, посвященных рассматриваемой проблематике. Дается описание методики расчетов и информационной базы исследования. Последний раздел посвящен описанию результатов и сравнительному анализу неравенства образовательных достижений и возможностей в России и странах Вишеградской группы. Данное исследование продолжает цикл статей авторов, посвященных теории и практике измерения неравенства возможностей [Pauhofova et al. 2020; Ibragimova, Frants 2021; Ибрагимова, Франц 2021a, 2021b].

Система Orphus

Loading...
Up