СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ И ВОЗМОЖНОСТЯХ В РОССИИ И СТРАНАХ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ

 
Код статьиS086904990024758-5-1
DOI10.31857/S086904990024758-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Уфимский Университет Науки и Технологий»
Адрес: Российская Федерация, Уфа
Должность: доцент кафедры экономики предпринимательства
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Уфимский Университет Науки и Технологий»
Адрес: Российская Федерация
Должность: профессор кафедры экономики предпринимательства
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Уфимский Университет Науки и Технологий»
Адрес: Российская Федерация
Аннотация

Работа посвящена изучению динамики неравенства образовательных достижений и возможностей в сегменте школьного образования в России и странах Вишеградской группы. Исследование базируется на данных «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (PISA) за 2003-2018 гг. Методика оценки неравенства возможностей на основана параметрическом подходе и ex-ante– определении равенства возможностей. Научная новизна работы определяется тем, что помимо изучения динамики образовательных достижений в рассматриваемых странах, дополнительно выполняется оценка несправедливого компонента неравенства образовательных достижений — неравенства возможностей. Идея разделения неравенства на несправедливый и справедливый компоненты обосновывается в рамках теории равных возможностей, разработанной во второй половине ХХ века в западной социальной философии. Проведенные расчеты свидетельствуют о том, что каждая из рассматриваемых стран по-своему уникальна. Наиболее проблемными являются Словакия и Венгрия, демонстрирующие тенденцию к снижению среднего уровня образовательных достижений и высокий уровень неравенства возможностей. Наиболее благополучной выглядит Польша, у которой отмечается рост образовательных результатов и снижение неравенства возможностей. В РФ наблюдается тенденция к росту читательской и математической грамотности при отсутствии прогресса в отношении естественнонаучной. Уровень неравенства возможностей в РФ относительно невысокий со слабой тенденцией к снижению.

Ключевые слованеравенство возможностей в образовании; индивидуальные достижения; факторы-обстоятельства; факторы-усилия, PISA.
Получено07.03.2023
Кол-во символов28122
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современной ситуации мировой турбулентности практически все государства сталкиваются с необходимостью преодоления тех или иных серьезных экономических, социальных, политических проблем, решение которых по всей видимости растянется на десятилетия. В этих условиях возрастает роль национального человеческого капитала, в значительной мере предопределяющего конкурентоспособность государства на мировой арене и его способность справляться с вызовами в долгосрочной перспективе. Система образования является ключевым элементом, ответственным за формирование качественных характеристик человеческого капитала, поэтому роль образования в современных реалиях только возрастает. Школьное образование является фундаментом образовательной системы, обеспечивая как получение базовых знаний, так и решение социально-воспитательных задач. Поэтому изучение тенденций и проблем развития школьного образования имеет огромное значение для понимания и долгосрочного прогнозирования общественного развития. Для изучения и сравнительного анализа эффективности национальных систем школьного образования с начала XXI века был запущен целый ряд международных проектов, одним из наиболее известных из которых является PISA (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Проект PISA реализуется начиная с 1997 г. и направлен на тестирование знаний учащихся в возрасте 15 лет. Сбор данных повторяется каждые три года. Тесты проводятся по трем областям знаний: чтение, математика, естествознание. Данное исследование ориентировано также на изучение факторов, влияющих на образовательные достижения, поэтому помимо собственно тестирования, в рамках проекта собирается контекстная информация. Достоинством PISA является значительный объем наблюдений, а также свободный доступ данным, позволяющим независимым исследователям использовать их для собственных задач. Целью нашего исследования является изучение динамики и сравнительный анализ неравенства образовательных достижений и возможностей в странах Вишеградской группы и РФ. Научная новизна работы определяется тем, что помимо изучения динамики образовательных достижений в рассматриваемых странах, дополнительно выполняется оценка несправедливого компонента неравенства образовательных достижений — неравенства возможностей. Идея разделения неравенства на несправедливый и справедливый компоненты обосновывается в рамках теории равных возможностей, разработанной во второй половине ХХ века в западной социальной философии. В работе кратко обсуждаются основные идеи теории равных возможностей и общая классификация факторов-обстоятельств. Описывается концептуальная модель, на базе которой разрабатываются опросники для учащихся, школьных представителей и родителей в проекте PISA и выполняется разграничение факторов на обстоятельства и усилия. Приводится краткий обзор работ, посвященных рассматриваемой проблематике. Дается описание методики расчетов и информационной базы исследования. Последний раздел посвящен описанию результатов и сравнительному анализу неравенства образовательных достижений и возможностей в России и странах Вишеградской группы. Данное исследование продолжает цикл статей авторов, посвященных теории и практике измерения неравенства возможностей [Pauhofova et al. 2020; Ibragimova, Frants 2021; Ибрагимова, Франц 2021a, 2021b].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх