Культура разрыва (delinking culture) и общество потребления в контексте ухода «Макдональдса» из России

 
Код статьиS086904990021184-4-1
DOI10.31857/S086904990021184-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В статье анализируется уход знакового глобального бренда сети ресторанов «Макдональдс» с российского рынка в 2022 году в контексте дестабилизации системы поздней глобализации, разрушения казавшейся концептуально и практически незыблемой структуры и витрины глобального общества потребления. Культурная ситуация ухода западных потребительских брендов, получающая выражение в реальных изменениях в потребительском и культурном опыте российского общества, проблематизируется и концептуализируется в рамках вводимого автором понятия «культура разрыва» (delinking culture), восходящего к концепции delinking Самира Амина, но актуализированного на новом историческом материале и понимаемого в качестве социокультурного состояния и культурной стратегии существования и развития в условиях новой реальности. В качестве актуальных задач и проблем культуры разрыва обозначаются ее отношение к культуре отмены, смысловому кризису креативных индустрий, проблеме потребительского изобилия и избыточности, являющихся необходимым условием стабильного существования общества постдефицита. В качестве первого опыта культуры разрыва в статье критически анализируется попытка замещения «Макдональдса» российской сетью ресторанов фастфуда «Вкусно — и точка».

Ключевые словаглобализация, делинкинг, культура разрыва, культура отмены, креативные индустрии, макдональдизация, общество потребления, общество постдефицита
Получено01.09.2022
Кол-во символов30221
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Введение
2 Уход западных брендов с российского рынка в 2022 году с точки зрения современного глобального общества потребления без преувеличения является историческим событием. Система, долгое время находившаяся в равновесии, впервые после 1991 года пришла в движение. Колебание такого масштаба не может ни вызвать исследовательского интереса, тем более что, как может показаться, мир поздней глобализации неожиданно стала рассыпаться на глазах. Даже если предположить временный характер этого ухода, само событие, зафиксированное в историческом моменте, должно быть описано и критически осмыслено. Наиболее символичным является прекращение деятельности сети ресторанов «Макдональдс», являющихся одной из икон потребления.
3 Одна часть российского общества выразила готовность принять произошедший разрыв отношений как благо, другая часть увидела в случившемся катастрофу и крушение привычного образа жизни. То, что в некоторых случаях поменялась «всего лишь» вывеска, а не содержание, т.е. продукт или услуга, принципиально ничего не меняет. Наоборот, именно «внешняя» форма создает тотальный и подавляющий воображение интерфейс реальности позднего капитализма. Ее изменение критически важно для стабильности системы и всего культурного ландшафта, который и раньше зависел даже от совсем простых менеджерских решений о заказе и продаже культурного продукта [Кляйн 2003: 222].
4 Происходящие и уже произошедшие изменения необходимо зафиксировать в оптике культурного поворота, который оказывает огромное воздействие на весь экзистенциальный и социальный опыт современного человека. Культурный поворот, — не воображаемая идеологическая абстракция, напротив, он имеет конкретное выражение в повседневности, в том, как и что мы едим, одеваемся, работаем, отдыхаем и, в конце концов, думаем и чувствуем.
5 Актуальное обновление культурного опыта может быть конкретизировано и наполнено живым референтным содержанием в понятии разрыва — delinking, как его концептуализировал Самир Амин. Концепция Амина заключается в необходимости автономизации и отгораживании от связывающих развитие глобальных институтов. Оборотной стороной глобальной экономики и экспансии капитала является отсталость и неравенство стран периферии и полупериферии мировой капиталистической системы. Поэтому условием развития этих стран, таким образом, является разрыв, заключающийся в отказе подчинить стратегию национального развития императивам глобализации. Однако, предупреждает Амин, разрыв не является синонимом автаркии. «Разрыв не подразумевает отказа от какой-либо иностранной технологии, только потому что она иностранная, во имя какого-либо культурного национализма. Но это, безусловно, подразумевает, что человек осознает, что технология не является нейтральной ни в отношении социальных производственных отношений, ни в отношении моделей жизни и потребления», — пишет Амин [Amin 1987: 444].

1. Бодрийяр Ж. (2016) Дух терроризма. Войны в заливе не было. М.: РИПОЛ классик. 224 с.

2. Бодрийяр Ж. (2015) Симулякр и симуляции. М.: Издательский дом «ПОСТУМ». 240 с.

3. Бодрийяр Ж. (2006) Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика. 269 с.

4. Бодрийяр Ж. (2003) К критике политической экономики знака. М.: Библион-Русская книга. 272 с.

5. Бодрийяр Ж. (2000) Америка. СПб: Издательство «Владимир Даль». 206 с.

6. Веблен Т. (2022) Теория праздного класса. М.: Азбука. 384 с.

7. Гили М. К., Волфинбаргер М. (2005) Электронная коммерция и торговый центр // Массовая культура: современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». 339 с. С. 114-133.

8. Кляйн Н. (2003) No logo. Люди против брендов. М.: Добрая книга. 624 с.

9. Национальный индекс тревожностей — Спецпроект 2022. URL: https://www.cros.ru/ru/exploration/research/3479/

10. Ритцер Д. (2011) Макдональдизация общества 5. М.: Праксис. 592 с.

11. Родькин П. (2020) Дизайн будущего и будущее дизайна. М.: Совпадение. 200 с.

12. Родькин П. (2016) Реалити-шок. От репрезентации потребления к репрезентации войны: Критический очерк. М.: Совпадение. 112 с.

13. Стендинг Г. (2014) Прекариат — новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс. 328 с.

14. Уорхол Э. (2001) Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот). М.: Изд. Аронов. 256 с.

15. Фукуяма Ф. (2004) Конец истории и последний человек. М.: АСТ: Ермак. 588 с.

16. Amin S. (1987) A Note on the Concept of Delinking. Review (Fernand Braudel Center), 10(3), 435–444. http://www.jstor.org/stable/40241067

17. Bell D. (1976) The Cultural Contradictions of Capitalism. New York: Basic Books. XXXIV + 301 p.

18. Fisher M. (2009) Capitalist Realism: Is There No Alternative? London: Zero Books. 81 p.

19. Friedman T. (2005) The World Is Flat: A Brief History of the Twenty–First Century. New York: Farrar, Straus and Giroux. 488 p.

20. Schwab K., Malleret T. (2020) Covid-19: The Great Reset. World Economic Forum, Forum Publishing. 280 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх