Адаптация малого бизнеса к внеэкономическим шокам: данные лонгитюдного исследования

 
Код статьиS086904990021059-6-1
DOI10.31857/S086904990021059-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: НИУ Высшая школа экономики/ Институт социологии РАН
Адрес: Москва, ул. Ивана Бабушкина, 3, 100
Аннотация

В статье на материалах двух волн (июль – ноябрь 2021 г.) лонгитюдного проекта ФОМ (исходный N = 750 чел.) рассматриваются стратегии и факторы адаптации российского малого бизнеса к шокам, обусловленным пандемией, и их динамика. Показано, что

(1) оценка ситуации в экономике и собственном бизнесе коррелирует с бизнес-стратегией: предприниматели, нацеленные на рост своего бизнеса, позитивнее оценивают общеэкономическую ситуацию, чем те, кто ориентирован на простое выживание или сохранение бизнеса в нынешних объемах.

(2) Мотивация ведения бизнеса влияет на оценки ситуации и реагирование на нее. Те, кто ведет бизнес с целью самореализации, чаще других оценивают позитивно положение дел в своем бизнесе, тогда как те, кто ведет бизнес с целью прокормить себя и семью, чаще оценивают его негативно.

(3) Вопреки представлениям о высокой финансовой неустойчивости малого бизнеса, негативная динамика дохода в предыдущем квартале не приводит к решению закрыть бизнес.

(4) Взависимости от изменения текущих доходов, малые предприниматели могут оперативно менять стратегию, причем сокращение текущих доходов влияет на изменение стратегии сильнее, чем их увеличение: малые предприниматели со снижением дохода от бизнеса в большей степени склонны менять стратегию на более консервативную («сохранение бизнеса» или даже «выживание»), тогда как рост доходов в меньшей степени приводит к изменению стратегии на более активную («развитие»).

Как минимум последний вывод является новым в международной научной литературе, анализирующей поведение предпринимателей в условиях внешнего шока.

Ключевые словамалое предпринимательство, пандемия, стратегии, лонгитюдное исследование, Россия
Источник финансированияЦентр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, ТЗ-145 "Малый бизнес в условиях (пост)пандемической реальности" (2021)
Получено08.07.2022
Кол-во символов38757
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Введение За последние 2 года возникла огромная литература о том, как пандемия коронавируса повлияла на макроэкономические условия деятельности и общее развитие малого предпринимательства (см. Fabeil et al., 2020; Bartik et al., 2020; Fairlie, 2020; Ratten, 2021 и др.), для каких категорий малого бизнеса она стала «окном возможностей» (Kuckertz et al., 2020; Liguori and Pittz, 2020), в какой мере она повлияла на ожидания бизнеса (Meyer et al., 2022), какие типы малых предпринимателей продемонстрировали большую устойчивость к воздействию пандемийных шоков, и почему (Castro et al., 2020; Belitski et al., 2022) и о др. аспектах воздействия коронавируса на функционирование малого предпринимательства. Между тем, пандемия – не одномоментный феномен. Первая растерянность сменялась лихорадочной сиюминутной адаптацией, а затем приходило осознание необходимости выработки долговременной стратегии; таким образом, эффекты, выявленные по горячим следам в 2020 г., могут выглядеть иначе через год или полтора. Далее, на эти процессы, безусловно, влияли отраслевые, национальные, гендерные факторы и особенности национальных политик по противодействию негативному воздействию пандемии на экономику в целом и малое предпринимательство в частности. Поэтому нужны, наряду с комплексным анализом, и исследования по отдельным сегментам и странам, в том числе по России – с ее особенностями роли и места малого предпринимательства в экономике (см., напр., Чепуренко, Образцова, 2020). Наконец, в силу того, что и сама пандемия, и вызванные ею изменения в институциональных условиях и их восприятие и аттитюды находились в процессе постоянной динамики, одномоментные срезы эмпирической информации недостаточны. Требуется длительное наблюдение за поведением акторов, их адаптацией, самовосприятием предпринимаемых действий. Такую возможность предоставляют только лонгитюдные исследования – затратные и трудоемкие. Их основной особенностью является использование постоянной выборки информантов, формируемой обычно с учетом структурных особенностей генеральной совокупности, которая становится панелью лонгитюда, т.е. источником данных о состоянии, самочувствии, ожиданиях и планах, оценке предшествующего периода и т.п. информации о состоянии наблюдаемых единиц. Такая методика отличается тем, что позволяет не только дать оценку текущего состояния выборки, но и отслеживать изменения этого состояния и выявлять факторы, лежащие в основе этих изменений. Между тем, таких исследований в период пандемии в международной литературе не обнаруживается. Данная статья представляет собой анализ первых результатов пионерского исследовательского проекта, начатого в 2021 г. Фондом «Общественное мнение» при содействии НИУ ВШЭ и направленного на создание базы данных для изучения адаптационных стратегий и поведения субъектов малого предпринимательства в условиях пандемии. Некоторые методические и содержательные результаты проекта уже представлены в отечественной литературе (см. Ослон и др., 2022а; Ослон и др. 2022б; Чепуренко и др., 2021). Как представляется, в нынешних условиях проект не утратил своей актуальности, поскольку с весны 2022 г. российский малый бизнес столкнулся с резким и неожиданным изменением всех условий хозяйственной деятельности, возникновения которых он точно так же не мог ожидать, как и прилёта «черного лебедя» коронавируса весной 2020 года.

1. Ослон А.А., Галицкий Е.Б., Галицкая Е.Г. Методический подход инФОМ к типологизации в задаче изучения потребностей малого бизнеса в государственной поддержке // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022а (в печати). Ослон А. А., Никифорова Е. А., Богомолова Е. В., Петренко Е. С., Кот Ю. А. (2022б). На пути к антихрупкости. Как компании переживают коронаВирус. М.: ИнФОМ. Чепуренко А.Ю., Галицкий Е.Б., Духон А.Б., Ослон А.А. Государственная политика в отношении малого предпринимательства в период пандемии в оценках бенефициаров // Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 4. С. 66-89. Чепуренко А.Ю., Образцова О.И. Предпринимательская активность в России и ее межрегиональные различия // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. Т. 14. № 2. С. 199-211. Ajzen I. (1991). The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, Vol. 50 (2): p. 179—211. Ajzen I. (2002). Perceived Behavioral Control, Self-Efficacy, Locus of Control, and the Theory of Planned Behavior. Journal of Applied Social Psychology, Vol. 32, p. 665—683. Bartik A. W., Bertrand M., Cullen Z., Glaeser E. L., Luca M., and Stanton C. (2020). The impact of COVID-19 on small business outcomes and expectations. Proceedings of the national academy of sciences, Vol. 117(30), p. 17656-17666. Belitski M., Guenther C., Kritikos A. S., and Thurik R. (2022). Economic effects of the COVID-19 pandemic on entrepreneurship and small businesses. Small Business Economics, Vol. 58(2), 593-609. Briguglio L., Cordina G., Farrugia N., and Vella S. (2009). Economic Vulnerability and Resilience: Concepts and Measurements, Oxford Development Studies, Vol. 37(3), p. 229-247. Carsrud A., Brännback M. (2011). Entrepreneurial Motivations: What Do We Still Need to Know? Journal of Small Business Management, Vol. 49(1), p. 9-26. Castro M.P., Zermeño M.G.G. (2020). Being an entrepreneur post-COVID-19–resilience in times of crisis: a systematic literature review. Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies, Vol. 13, p. 721-746. Cowling M., Liu W., Ledger A., and Zhang N. (2015). What really happens to small and medium-sized enterprises in a global economic recession? UK evidence on sales and job dynamics. International Small Business Journal, Vol. 33(5), p. 488-513. DeDee J.K., Vorhies D.W. (1998). Retrenchment activities of small firms during economic downturn: An empirical investigation. Journal of Small Business Management, Vol. 36(3), p. 46–61. Fabeil N.F., Pazim, K.H., and Langgat J. (2020). The impact of Covid-19 pandemic crisis on micro-enterprises: Entrepreneurs’ perspective on business continuity and recovery strategy. Journal of Economics and Business, 3(2). Fairlie R. (2020). The impact of COVID‐19 on small business owners: Evidence from the first three months after widespread social‐distancing restrictions. Journal of Economics & Management Strategy, Vol. 29(4), p. 727-740. Herbane B. (2010). Small business research: Time for a crisis-based view. International small business journal, Vol. 28 (1), p. 43-64. Kitching J., Blackburn R., Smallbone D., and Dixon S. (2009). Business strategies and performance during difficult economic conditions (project report). http://www.berr.gov.uk/files/file51879.doc Kuckertz A., Brändle L., Gaudig A., Hinderer S., Reyes C. A. M., Prochotta A., ... and Berger E. S. (2020). Startups in times of crisis – a rapid response to the COVID-19 pandemic. Journal of Business Venturing Insights, Vol. 13, e00169. Liguori E. W., Pittz T. G. (2020). Strategies for small business: Surviving and thriving in the era of COVID-19. Journal of the International Council for Small Business, Vol. 1(2), p. 106-110. Meyer B. H., Prescott B., and Sheng X. S. (2022). The impact of the COVID-19 pandemic on business expectations. International Journal of Forecasting, Vol. 38(2), p. 529-544. Ratten V. (Ed.). (2021). COVID-19 and entrepreneurship: Challenges and opportunities for small business. Routledge. Sayal A., Banerjee S. (2017). Factors influencing performance of SMEs: Literature review and research propositions for SMEs. The Marketing Review, Vol. 17(1), p. 3-32. Shane S., Locke E.A., and Collins Chr. J. (2003). Entrepreneurial motivation. Human Resource Management Review, Vol. 13 (2), p. 257-279. Simpson M., Padmore J., and Newman N. (2012). Towards a new model of success and performance in SMEs. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, Vol. 18 (3), p. 264-285. Smallbone D., Deakins D., Battisti M., and Kitching J. (2012). Small business responses to a major economic downturn: Empirical perspectives from New Zealand and the United Kingdom. International Small Business Journal, Vol. 30 (7), p. 754-777.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх