The European Union as a factor of centrifugal tendencies in Spain

 
PIIS086904990019806-8-1
DOI10.31857/S086904990019806-8
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: Analysts, Centre for Comprehensive European and International Studies, National Research University Higher School of Economics, Postgraduate Student, Doctoral School of International Relations and Regional Studies, National Research University Higher Scho
Affiliation: Centre for Comprehensive European and International Studies, Faculty of World Economy and International Affairs, National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow, Malaya Ordynka Str., 17, 119017
Abstract

The article is devoted to the analysis of the European Union as a factor in the development of centrifugal tendencies in Spain. The aim of this paper is to trace the role and place of the European Union in the development of centrifugal tendencies in Spain. The first part of the paper presents the methodology of research. The second part assesses the effects of European integration on relations between the centre and regions. The third part depicts the results of a series of interviews conducted by the author as part of the field research from October 2021 to January 2022. The scientific significance of the paper lies in the synthesis of the results of the series of interviews about centrifugal tendencies in Spain. This material collected in this field study is being researched for the first time.

Keywordscentrifugal tendencies, Spain, European Union, interviews
AcknowledgmentAcknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number № 20-314-90001, «The Impact of the EU Regional Policy on Centrifugal Tendencies in the Political System of Spain»
Received18.04.2022
Number of characters21999
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Фактор Европейского союза в развитии центробежных тенденций в Испании Юлия А. Белоус * - аналитик Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», аспирант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». РФ, 119017 Москва, ул. Малая Ордынка, 17, ybelous@hse.ru . Аннотация Статья посвящена анализу Европейского союза как фактора центробежных тенденций в Испании. Цель данной работы – проследить роль и место фактора Европейского союза в развитии центробежных тенденций в Испании. В первой части статьи представлена методология исследования. Во второй части оцениваются эффекты европейской интеграции в отношениях между центром и регионами. В третьей части представлены результаты серии полуструктурированных интервью, проведенных автором с испанскими и европейскими исследователями в рамках полевого исследования в период с октября 2021 по январь 2022 гг. Научная значимость работы заключается в обобщении результатов серии интервью по теме центробежные тенденции в Испании. Данный материал, собранный в ходе полевого исследования, вводится в научный оборот при изучении указанной темы впервые. Ключевые слова: центробежные тенденции, Испания, Европейский союз, интервью * Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-314-90001 «Региональная политика Европейского союза как фактор центробежных тенденций в Испании».
2 Европейский союз активизировал свою региональную политику в последние годы, помещая регионы в свой политический фокус и делая их подотчетными различным программам финансирования: структурные фонды, фонды помощи. Европейские фонды (Фонд сплочения (Cohesion Fund), Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund), Европейский социальный фонд + (European Social Fund +)), дотации по которым поступают в регионы государств – членов ЕС, побуждают региональные и/или местные правительства планировать свою политику с оглядкой на европейскую и принимать меры, которые будут проведены за фонды, поступающие из Брюсселя. После создания Комитета регионов в начале 1990-х гг. в европейских регионах появляются большие надежды на то, что национальные государства будут уравновешены, так как с созданием Европейского союза в 1992 г. произойдет передача части суверенитета наднациональным органам. За ним последует формирование контекста, при котором полномочия региональных структур власти расширятся, а вместе с ними повысится и запрос на большую самостоятельность от центра при выработке и принятии решений [Bache, Jones 2000]. Основным принципом деятельности Комитета регионов становится принцип субсидиарности, согласно которому выработка и принятие решение должно осуществляться на максимально низком уровне. По мнению российского исследователя И.Л. Прохоренко, Комитет регионов стремился играть влиятельную роль в законодательном процессе Европейского союза [Прохоренко 2011]. На практике Европейский союз всегда придерживается концепции союза государств, и территориальная целостность государств – членов Союза должна поддерживаться. Для Европейского союза принцип территориального единства является основополагающим, так как членами организации являются прежде всего государства, состоящие из регионов, что органы ЕС неоднократно подтверждали. Одним из ярких примеров может служить реакция органов союза на проведение референдума о независимости Каталонии в 2017 г. Более того, авторы приводят аргумент о том, что европейская интеграция «слабо связана с умеренным увеличением избирательной поддержки сепаратистских партий, особенно в экономически развитых регионах» [Brancati 2013]. Д. Бранкати утверждает, что децентрализация сокращает стремление к отделению от государства, в том числе благодаря предоставлению автономии над образовательными и культурными вопросами. Подобный аргумент вступает в противоречие с основным тезисом сторонников С. Джолли о том, что языковая и культурная однородность ведёт к вероятному отделению [Jolly 2007]. В современном мире ряд государств – членов ЕС и бывших участников Союза находятся в процессе децентрализации и передачи полномочий на более низкие уровни: Испания с автономиями, Франция, Италия, а также Соединенное Королевство. Особенность Испании в данном случае характеризуется ее территориально-политическим устройством, а именно моделью «государства автономий», а сам по себе национализм перерос в сильное националистическое движение [Хенкин 2018]. «Государство автономий» – это модель, которая похожа на федерацию, но ей не являющееся. Это похоже на противоречие, потому что, не желая создания федерации, была придумана похожая модель – автономные сообщества, но разница с федеральной моделью заключается в том, что существует стремление остановить возможность развития в сторону независимого государства с самого начала. «Государство автономий» отвечает идее о том, что государство в итоге унитарно, что национальный суверенитет принадлежит всей нации и что не может быть внутреннего фрагментирования, которое нарушало бы единство страны, и этот лейтмотив повторяется и в Конституции 1978 г. При этом децентрализация не является синонимом центробежных тенденций. В рамках децентрализации, мы подразумеваем, что происходит смещение «локуса принятия решений» от центрального правительства к региональным, муниципальным или местным правительствам. При этом говоря о центробежных тенденциях происходит обратная динамика – происходит не просто передача полномочий по направлению от центра к регионам, а выявляется запрос на региональном уровне к требованию больших полномочий. Центробежные тенденции – это направление развития от центра государства в интересах региональных политиков, не приводящее к признанию их в качестве акторов, независимых от государства [López Basaguren, Escajedo San Epifanio 2019]. При анализе поставленных вопросов автор статьи обращается к данным серии полуструктурированных интервью, проведенных в рамках полевого исследования автором на базе Мадридского автономном университете в период с октября 2021 по январь 2022 гг. Также автор проводит исследование с опорой на официальный портал Европейской Комисссии и испанскую базу данных Datos Macro. Методология исследования В мировой и отечественной науке существует множество исследований, объясняющих динамику центробежных тенденций в Испании. Чуть менее разработанным является изучение фактора Европейского союза на эту динамику. Однако количество научных работ, в которых эти теории проверялись бы с помощью серии полуструктурированных интервью, проведенных с испанскими и европейскими исследователями, в современном мире ограничено и/или вовсе не существует. Основным методом настоящего исследования является полуструктурированное интервью, которое в отличие от структурированного интервью не содержит строго ограниченного количества вопросов и позволяет в ходе беседы развивать новые идеи, при этом сохраняя набор тем важных для изучения. Данный подход представляется особо продуктивным для изучения темы центробежных тенденций в Испании, так как позволяет учесть широкий спектр мнений исследователей и отразить их многообразие. В рамках настоящего исследования было проведено более 30 полуструктурированных интервью с учеными, исследователями Испании и некоторых других государств – членов ЕС. Серия интервью по теме статьи была проведена с исследователями из 16 испанских университетов и исследовательских центров из 10 испанских городов, а также из двух государств – членов ЕС. Интервью состоит трех тематических блоков: исторический контекст, внутренняя политика и внешний контур, международный контекст. Для данной статьи особой значимостью обладают ответы на вопросы интервью, посвященные внешнему контуру и международному контексту, на которых будет сосредоточено основное внимание автора. В частности, особое внимание уделяется вопросу о влиянии Европейского союза, его институциональной структуры, его программ, например, региональной политики Европейского союза или политики сплочения на динамику центробежных тенденций в Испании. Региональная политика ЕС в Испании Сегодня в Испании выявляется запрос на пересмотр метода «совместного управления» с автономиями, то есть основного метода для реализации региональной политики ЕС. Центральные власти намерены пересмотреть в 2022 г. управление фондами ЕС, чтобы удовлетворить запрос автономных сообществ к большей децентрализации [El Confidencial, Moncloa revisará…]. Данный вопрос планируется обсудить на региональном форуме на Ла-Пальме, а целью переговоров является большая децентрализация за пределами уровня нынешнего распределения по регионам, которое было определено в 55% от общего числа. Ранее подобное распределение, например, в 2021 г. не достигало 50% заложенного в бюджете. Несмотря на то, что в рамках дотационной поддержки, реализуемой структурными фондами, такими как Европейский фонд регионального развития (см. Табл. 2), ВВП на душу населения в ряде автономных сообществ Испании значительно вырос (см. Табл. 1), о чем свидетельствуют зарубежные исследования [Medeiros 2016], в стране все ещё высокий уровень межрегиональных диспропорций, разрыв между развитыми регионами и развивающимися, «догоняющими» [Tirado, Díez-Minguela 2016]. В частности, при высоком уровне финансовой поддержки из структурных фондов ЕС в таких регионах юга Испании, как Андалусия, их ВВП на душу населения все еще значительно отстает от экономических локомотивов страны, таких как Каталония, Страна Басков, Мадрид. При этом ВВП на душу населения южных регионов, например, Андалусии и Эстремадуры приблизился к показателям регионов со средним уровнем ВВП на душу населения – Валенсии и Галисии (см. Табл. 1). Такому нивелированию уровня различий безусловно способствовали дотации структурных фондов ЕС в рамках региональной политики ЕС. Таблица 1 ВВП на душу населения по автономным сообществам Испании 2014-2021 гг.
Автономное сообщество 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Андалусия 16.413 17.235  17.659  18.490  19.103  19.530  17.747  17.747 
Арагон 24.308 24.874 25.985 27.087  28.021 28.759  26.512  26.512 
Астурия 19.594 20.471 20.920 21.936  22.676  23.240  21.149  21.149 
Балеарские острова 23.892 25.002 26.093 27.102 27.847  28.522  22.048  22.048 
Валенсия 19.469 20.301 20.948 21.864 22.581  23.083  20.792  20.792 
Галисия 19.782 20.794 21.482 22.340 23.130 23.842  21.903  21.903 
Канарские острова 18.536 19.065 19.612 20.436 20.943 21.387  17.448  17.448 
Кантабрия 20.568 21.122 21.905 22.767 23.656 24.350  22.096  22.096 
Кастилия и Леон 20.737 21.603 22.408 23.130 24.289 24.910  23.167  23.167 
Кастилия-Ла-Манча 17.099 18.907 18.752 19.621 20.431 20.841  19.369  19.369 
Каталония 26.403 27.630 28.680 29.727  30.481 31.209  27.812  27.812 
Ла-Риоха 24.471 25.453 25.636 26.554 27.511 28.128  25.714  25.714 
Мадрид 30.574 31.907 32.840 34.133 35.042  36.049  32.048  32.048 
Мелилья 16.684 17.257 17.783 17.921 18.644  19.224  17.900  17.900 
Мурсия 18.260 19.462  19.997 20.724  21.024  21.596  19.838  19.838 
Наварра 27.524 28.520 29.375 30.468 31.053  32.030  29.314  29.314 
Сеута 18.236 19.065 19.316 19.529 20.251  20.960  19.559  19.559 
Страна Басков 28.946 30.046 31.004 32.136 33.111  33.938  30.401  30.401 
Эстремадура 15.564 16.460 17.117 18.203 18.828 19.304  18.301  18.301 
Источник: Datosmacro.com URL: >>>> (дата обращения: 20.02.2022)

1. Испания в меняющемся мире: к 40-летию дипломат. отношений между Россией и Испанией. Доклады Института Европы No 339 / отв. ред. В.Л. Верников. М.: Ин-т Европы РАН, 2017. 76 с.

2. Прохоренко И. Л. (2011) Регионы Испании в политическом пространстве Европейского союза // Вестник Московского университета. Международные отношения и мировая политика. №. 1 (25). С. 32-48.

3. Хенкин С.М. (2018) Сепаратизм по-каталонски // Мировая экономика и международные отношения. № 5 (62). С. 29-40.

4. Alesina A., Spolaore E. (2003) The Size of Nations. Cambridge MIT Press. P. 261.

5. Bache I., Jones R. (2000) Has EU regional policy empowered the regions? A study of Spain and the United Kingdom // Regional & Federal Studies. № 3 (10). P. 1-20.

6. Borzel T. (2002) States and regions in the European Union: institutional adaptation in Germany and Spain. Cambridge University Press. P. 270.

7. Brancati D. (2014) The Other Great Illusion: The Advancement of Separatism through Economic Integration // Political Science Research and Methods. № 1 (2). P. 69-95.

8. Cole A., Pasquier R. (2012) The impact of European integration on centre/periphery relations // Politique européenne. №. 36 (1). P. 160-182.

9. Jolly S. (2007) The Europhile Fringe? Regionalist Party Support for European Integration // European Union Politics. № 1 (8). P. 109-130.

10. López Basaguren A., Escajedo San Epifanio L. (2019) Claims for secession and federalism. A Comparative Study with a Special Focus on Spain. Switzerland: Springer. P. 365-388.

11. Medeiros E. (2016) European Union Cohesion Policy and Spain: a territorial impact assessment // Regional Studies. № 8. P. 1259-1269.

12. Tirado D., Diez-Minguela A. (2016) Regional inequality and economic development in Spain, 1860-2010 // Journal of Historical Geography. P. 87-98.

13. PIB, CCAA // Datosmacro.com ( >>>> )

14. Moncloa revisará la gestión de los fondos UE para tratar de sofocar la revuelta de las CCAA // El Confidencial ( >>>> )

15. Lo que Europa opina sobre el referéndum independentista de Cataluña // El Confidencial ( >>>> )

16. EU Regional Policy. Atlas. Spain // European Commission (https://ec.europa.eu/regional_policy/en/atlas/spain/ )

Система Orphus

Loading...
Up