Что мешает переходу к креативному предпринимательству?

 
Код статьиS086904990018994-5-1
DOI10.31857/S086904990018994-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Профессор экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Статья посвящена исследованию роли предпринимательства с позиций его вклада в увеличение общественного благосостояния. Рассматривая предпринимательство в качестве способа извлечения выгод (приумножения собственности) посредством осуществления рыночных сделок, автор обосновывает справедливость тезиса о существовании разных типов предпринимательства: производительного, непроизводительного и хищнического, из которых только первое способствует экономическому росту и развитию общества. При этом обращается внимание на то, что тип предпринимательства обусловливается не только институциональными условиями его осуществления, но и характером вовлечения хозяйствующих субъектов в предпринимательскую деятельность – вынужденным или добровольным. Автор показывает, что только добровольное включение в предпринимательский процесс сопровождается креативными, создающими дополнительную ценность для общества, нововведениями. Учитывая низкую инновационную активность российского предпринимательства, в статье раскрываются коренные причины, препятствующие росту предложения креативного предпринимательства: дефицит экономической свободы, недостаток конкуренции и деформация принципов вознаграждения предпринимателей.

Ключевые словапредпринимательство, производительное предпринимательство, непроизводительное пред-принимательство, хищническое предпринимательство, вынужденное предпринимательство, креативное предпринимательство, факторы креативного предпринимательства.
Получено28.02.2022
Кол-во символов33923
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Введение
2 Начиная с последней четверти ХХ века при формировании национальных стратегий развития все больше внимания стали уделять предпринимательству. На рубеже тысячелетий оно рассматривается в качестве определяющего условия социально-экономического развития Dejardin, 2001; Naudé, 2008. Основания для такой оценки имеются. Предпринимательство, во-первых, выступает генератором инноваций, созидателем рабочих мест и новых производств, а, во-вторых, представляет собой низко затратный и воспроизводимый ресурс.
3 Однако н постсоветском пространстве переход к предпринимательской экономике не оправдал ожиданий. В России, например, он не обеспечил ни обновления структуры экономики, ни ее материальной базы. Напротив, уровень ее технологического развития значительно снизился, а ее сырьевая зависимость усилилась. Доля минерального сырья в экспорте страны за последние 20 лет увеличилась с 53,8% в 2000 г. до 63, 3 % в 2020 г. Россия…, 2020, с. 521, 512. Степень износа основных фондов устойчиво растет и составила в 2019 году 48,8% Россия…, 2020, с. 237. Инновационная активность предприятий РФ по критериям 4-ой редакции Руководства Осло в 2018 году составила 12,8%, что ниже, чем в 2017 году – 14,6%, в том числе и обрабатывающей промышленности с 26,2 до 23,2, а в области информационных технологий с 7,1 до 5,0 Россия…, 2020, с. 454. Доля инновационных отечественных товаров и услуг постоянно снижалась и в 2019 г. составила всего 6,5%, а в области информационных технологий – 1,2% Россия…, 2020, с. 458 - 459.
4 Уровень предпринимательской активности среди населения России остается крайне низким. Индекс общей предпринимательской активности в России в 2020 г. составил всего 8,5% против 17,5% в Латвии, 20% в Казахстане и 25% в Бразилии, а доля лиц, чей бизнес просуществовал более трех с половиной лет составляет всего 4,7% Верховская и др., 2021, с. 35, 45. Это указывает на то, что заложенный в предпринимательстве функциональный потенциал не реализуется автоматически. Поэтому мы обратимся к исследованию факторов, предопределяющих направленность предпринимательской деятельности с целью установления условий, генерирующих инновационную направленность предпринимательства.
5
  1. Производительное и непроизводительное предпринимательство
6 Экономическая природа предпринимательства понимается по-разному, что стало причиной множественности его трактовок. Чаще всего ее видят в особенностях выполняемых предпринимателем функций, от чего само предпринимательство рассматривается в качестве особого вида деятельности. Специфика этой деятельности заключается в том, что, являясь по сути и содержанию многофункциональной, в разные исторические периоды она проявляется какой-то одной, доминирующей в данный период, стороной. Ныне доминирует шумпетерианская трактовка предпринимательства, в которой оно трактуется как новаторство. В действительности, ни одна из функциональных ролей предпринимателя не служит адекватным отражением содержательной и сущностной сторон предпринимательства, воплощающего в себе все их одновременно, но проявляющегося в одной из них.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх