Comparative Analysis of the Germany and France Approaches to Relations with Russia

 
PIIS086904990017286-6-1
DOI10.31857/S086904990017286-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of Sector for Regional Issues and Conflicts, Department for European Political Studies
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations RAS
Address: Moscow, Russian Federation
Occupation: Research Associate, Department for European Political Studies
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 5
Pages72-86
Abstract

The article presents a comparative analysis of Germany and France’s approaches towards Russia. The authors compared the place of Russia in the official narrative and program documents of Germany and France as well as their positions on the useful practical mechanisms for developing a dialogue with Russia, on main political (Ukraine crisis) and political-economic issues (Nord Stream-2, negotiations on the Sputnik vaccine) in Russia-EU relations. The authors conclude that conceptual solidarity and agreement on political issues do not prevent Germany and France from disagreeing on some economically sensitive issues of relationships with Russia.

KeywordsGermany, France, Franco-German tandem, Russia, EU, Ukrainian crisis, Nord Stream-2, COVID-19, Sputnik V, vaccine
AcknowledgmentThe article was prepared within the project “Post-crisis world order: challenges and technologies, competition and cooperation” supported by the grant from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation program for research projects in priority areas of scientific and technological development (Agreement № 075-15-2020-783).
Received18.06.2021
Publication date29.10.2021
Number of characters39267
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Франко-германский тандем в научных работах и в публицистике справедливо рассматривают как мотор европейской интеграции. Несмотря на некоторые расхождения в представлениях о путях ее развития, тандем, как правило, демонстрирует устойчивость и способность находить компромиссные решения в кризисных ситуациях. Последним подтверждением данной особенности стал одобренный в 2020 г. проект Фонда восстановления ЕС. На указанном фоне в условиях сохраняющегося кризиса между Россией и ЕС актуальность приобретает анализ внешнеполитической повестки тандема, и особенно – сравнение подходов Берлина и Парижа к отношениям с Москвой, от которых во многом зависит судьба европейской безопасности.
2 В данной статье представлен анализ современной немецкой и французской политики на российском направлении. В первой части авторы сопоставляют концептуальные установки Берлина и Парижа и сложившиеся механизмы взаимодействия с Россией. Во второй части анализируются сходства и различия в подходах Германии и Франции по трем актуальным кейсам, которые влияют на отношения РФ-ЕС: украинский кризис, строительство газопровода «Северный поток-2» и переговоры о закупке российской вакцины «Спутник V».
3 В современной литературе вопросы взаимодействия в треугольнике Франция-Германия-Россия в 2010-2020-х гг. поднимали специалисты ИМЭМО РАН [Франция… 2018; Меняющаяся роль… 2018; Васильев 2019; Германия… 2021], ИЕ РАН [Белов 2020; Германия 2020; Рубинский, Федоров, Супян 2015], МГИМО [Обичкина 2018; Павлов 2019], ИНИОН РАН [Сидоров 2019; Трунов 2021]. Во Франции данные проблемы активно изучают эксперты IFRI [Martens 2017; Macron… 2018; Le tandem… 2021]. К указанной теме также обращались эксперты центра «Обсерво» [Дюбьен 2021], Института Томаса Мора [Mongrenier 2021] и пр. В Германии изучением данных проблем занимаются аналитические центры SWP [Fischer 2019; Westphal 2021], DGAP [Meister 2020] и др. В целом, несмотря на обращение к различным аспектам деятельности франко-германского тандема и отношений Франции и Германии с Россией, комплексное исследование заявленной в настоящей статье проблемы на основе сравнения ряда актуальных кейсов еще не проводили.
4

Подходы к отношениям с Россией в стратегических документах Германии и Франции

5 С объединения Германии Берлин стремился укрепить взаимодействие с Россией. Данную динамику можно объяснить и симпатиями, связанными с ролью СССР в воссоединении ФРГ и ГДР, и экономическими интересами, и стремлением стать связующим звеном между РФ и «старой» Европой. В 2000-х гг. Берлин использовал в отношении взаимодействия с Россией формулу «стратегического партнерства», которую позже сменило «партнерство для модернизации».
6 Проблемы в российско-германских отношениях нарастали (охлаждение отношений после возвращения нового канцлера А. Меркель к традиционному «трансатлантизму», вооруженный конфликт в Южной Осетии, принятие Третьего энергетического пакета, протесты в России после возвращения В. Путина на президентский пост). Однако формула «партнерство для модернизации» сохранялась в немецких документах до 2013 г. (Коалиционный договор ХДС, ХСС и СДПГ 2013 г.) [Басов 2019]. Рубежом стал 2014 г.: после начала Украинского кризиса все упоминания о партнерстве исчезают из официальных документов ФРГ. В Белой книге бундесвера 2016 г. сказано, что Россия отказывается от тесного партнерства с Западом и стремится к стратегическому соперничеству. По мнению Германии, без серьезного изменения российского курса Москва может стать вызовом безопасности на континенте [Weissbuch 2016]. Одновременно отмечалось, что Европа и Россия имеют общие интересы, а безопасность Европы не может быть гарантирована без надежного сотрудничества с Россией.

Number of purchasers: 1, views: 594

Readers community rating: votes 0

1. Basov F.A. (2019) Kontseptual'nyi vakuum: rossiiskoe napravlenie vneshnei politiki chetvertogo kabineta A. Merkel' [Conseptual Vacuum: Russian Direction in the Foreign Policy of A.Merkel's Forth Cabinet]. Analiz i prognoz, Zhurnal IMEMO RAN. no. 1. pp. 59–69.

2. Belov V.B. (2020) Novye vodorodnye strategii FRG i ES: perspektivy kooperacii s Rossiej [New Hydrogen Strategies of Germany and the EU and Prospects for Cooperation with Russia]. Sovremennaja Evropa, no. 6. pp. 65-76. (DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520206576).

3. Bret C., Parmentier F. (2016) UE – Russie: dépasser les rivalités? Institut Jacques Delors. no. 170. (https://institutdelors.eu/wp-content/uploads/2020/08/uerussie-bretparmentier-ijd-juillet16-1.pdf).

4. Chetverikova A.S., Baronina Yu.A. Vzaimodeistvie Rossii i Frantsii: territorial'nyi uroven' [Interaction between Russia and France: Territorial Level. The Contours of Global Transformations: Politics, Economics, Law] (2018). Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo. no. 11(1), pp. 139-154. (https://www.ogt-journal.com/jour/article/view/274/274).

5. Germanija v evrointegracionnyh i transatlanticheskih processah [Germany in the Integration and Transatlantic Processes] (2021). Ed(s). V.I. Vasil'eva, A.M. Kokeeva. Moscow: IMJeMO. 127 p.

6. Germanija. 2019 [Germany. 2019] (2020). Moscow : In-t Evropy RAN. 144 p. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report12020_368.

7. Djub'en A., Lapina N.Ju. Franko-rossijskie otnoshenija: Chto nas zhdet vperedi? [Franco-Russian Relations: What Lies Ahead?] (2021). Aktual'nye problemy Evropy [Current problems of Europe]. no. 3 (111), pp. 275–287.

8. Fischer S. Der Donbas-Konflikt. Widerstreitende Narrative und Interessen, schwieriger Friedensprozess (2019). SWP. (https://www.swp-berlin.org/publikation/donbas-konflikt-schwieriger-friedensprozess).

9. Frantsiya pri prezidente Emmanuele Makrone: v nachale puti [France under president Emmanuel Macron: at the starting point] (2018). Ed(s). M.V. Klinova, A.K. Kudryavtsev, Yu.I. Rubinskii, P.P. Timofeev. Moscow: IMEMO RAN. 206 p.

10. Macron, An I. Quelle politique étrangère? (2018).Sous la dir. de Th. Gomart et M. Hecker. IFRI. (https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/gomart_hecker_macron_an_i_2018.pdf).

11. Marangé C. Les sanctions contre la Russie: ont-elles un effet dissuasif? (2015). Études de L’IRSEM. no. 37, p. 42 (https://www.irsem.fr/data/files/irsem/documents/document/file/1136/Etude_37-2015.pdf).

12. Martens S. L’Allemagne et la sécurité de l’Est européen sous l’angle du facteur russe (2017). L'Allemagne sur la scène internationale. En quête de stabilité dans un monde qui change.Sous la direction de Barbara Kunz, Stephan Martens et Hans Stark. Editions Septentrion, Septembre 2017. (https://www.ifri.org/fr/publications/publications-ifri/ouvrages-ifri/lallemagne-scene-internationale-quete-de-stabilite-un).

13. Meister S. The end of German Ostpolitik. What a Change in Germany’s Russia Strategy Might Look Like (2020). DGAP Policy Brief. no 22, 8 p.

14. Menyayushchaya rol' Germanii v evrointegratsionnykh i transatlanticheskikh protsessakh. Analiticheskii doklad [Germany's Changing Role in European Integration and Transatlantic Processes] (2018). Ed(s). V.I. Vasil'eva, A.M. Kokeeva. Moscow: IMEMO RAN. 59 p. (https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2018/2018_16.pdf).

15. Mongrenier J-S. Les ambiguïtés de la politique étrangère allemande et les angles morts du tandem Paris-Berlin (2021). Institut Thomas More. Points Clés 25. Mars 2021. 20 p. (https://institut-thomas-more.org/wp-content/uploads/2021/03/ITM-PointsCles25-202103-3.pdf).

16. Obichkina E.O. Francija – Germanija: problemy evropejskogo tandema [France – Germany: Problems of the European Tandem] (2018). RSMD. 19.03.2018. (https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/frantsiya-germaniya-problemy-evropeyskogo-tandema/).

17. Pavlov N.V. Germanija-Rossija-ES: treugol'nik sotrudnichestva ili protivorechij? [Germany-Russia-EU: Triangle of Cooperation or Contradictions?] (2019). Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. no. 5, pp. 67-75.

18. «Petite Histoire des relations franco-russes» – 3 questions à Jean de Gliniasty (19.03.2021). IRIS (https://www.iris-france.org/155527-petite-histoire-des-relations-franco-russes-3-questions-a-jean-de-gliniasty/).

19. Rubinskij Ju.I., Fedorov S.M., Supjan N.V. Franko-germanskij tandem v kontekste ukrainskogo krizisa [Franco-German Tandem in the Context of the Ukrainian Crisis] (2015). Analiticheskaja zapiska №16. IE RAN. (http://instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/anazap16.pdf).

20. Sidorov A.S. Franko-germanskoe voenno-politicheskoe sotrudnichestvo: «okno vozmozhnostej» ili dvizhenie po inercii? [Franco-German Political-Military Cooperation: "Window of Opportunity" or Movement by Inertia?] (2019). Aktual'nye problemy Evropy. no. 4, pp. 172-186.

21. Strategicheskaja avtonomija ES i perspektivy sotrudnichestva s Rossiej [Strategic Autonomy of the EU and Prospects for Cooperation with Russia] (2020). Ed(s). N.K. Arbatovoj, A.M. Kokeeva. IMJeMO RAN. Moscow: Izd-vo «Ves' Mir». 368 p.

22. Trunov F.O. Germano-francuzskie otnoshenija v politiko-voennoj oblasti na sovremennom jetape [German-French relations in the political and military field at the present stage] (2021). Aktual'nye problemy Evropy. no. 3, pp. 288-313.

23. Vasil'ev V.I. Rossiisko-germanskie otnosheniya: sderzhannyi optimizm [Russian-German Relations: Restrained Optimism] (2019). Ekonomika i politika Germanii: cherez god posle vyborov. Ed. E.V. Timoshenkova. Seriya knig «Doklady Instituta Evropy RAN». no 360. pp. 96–106.

24. Weissbuch. Zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr (2016) (https://www.bundesregierung.de/resource/blob/975292/736102/64781348c12e4a80948ab1bdf25cf057/weissbuch-zur-sicherheitspolitik-2016-download-data.pdf).

25. Westphal K. Nord Stream 2 – Deutschlands Dilemma (2021). SWP-Aktuell (https://www.swp-berlin.org/10.18449/2021A33v02/).

Система Orphus

Loading...
Up