Проблема социальных дистанций по отношению к субэтническим группам армян в Армении

 
Код статьиS086904990015423-7-1
DOI10.31857/S086904990015423-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация, Ереван
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы101-120
Аннотация

Одна из острейших проблем Республики Армения – неблагоприятная демографическая ситуация. Демографический прогноз указывает, что рост населения в долгосрочной перспективе возможен только за счет репатриации. Репатриация в Армению возможна в основном при обстоятельствах, которые угрожают жизни диаспоры. Интеграция репатриантов в общество Армении, помимо социально-экономических условий, зависит от установок к социальным отношениям репатриантов и принимающего общества, которое также не представляет собой единое целое (наличие субэтнических (региональных) групп). На основе анализа баз данных массовых социологических опросов вычислены воспринимаемые в обществе Армении социальные дистанции по отношению к субэтническим группам армян, в том числе – к западным армянам, карабахским армянам, иранским армянам, армянам католикам, азербайджанским армянам, армянам-мусульманам Турции (крипто-армянам), армянам-сектантам. На основе факторного анализа выявлены мировоззренческие комплексы, которые определяют социальные дистанции к субэтническим группам. Определены влияния различных характеристик респондентов на воспринимаемые ими социальные дистанции, в том числе социально-демографических, уровня консолидированности этнической идентичности, уровней наличия компонент цивилизационной идентичности, культурного контекста и ценностных систем. В Армении отношения к субэтническим группам армян порождают социальные, экономические и политические проблемы, которые сдерживают становление политической нации и ее развитие. Полученные результаты могут быть использованы для разработки стратегий для решения перечисленных проблем.

Ключевые словаСубэтническая группа, социальная дистанция, субнациональная идентичность, национальная идентичность, цивилизационная идентичность, диаспора, Армения, США, Европа, Ближний Восток, репатриация, демография
Получено25.06.2021
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов48441
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Истоки диаспоры и субэтнических групп

2 Основная территория исторической Армении раздроблена горными цепями, которые образуют закрытые географические регионы. Там и образовались исторические регионы Армении. Трудности коммуникации между ними, особенно в длительный зимний период, способствовали развитию экономической самодостаточности, что снижало необходимость интенсивных экономических, социальных и культурных взаимоотношений. Данная специфика затрудняла формирование и сохранение сильного единого централизованного государства и способствовала развитию местной идентичности, а также образованию и сохранению субэтнических групп. Они отличались своими диалектами, нравами, бытом, особенностями жизнедеятельности.
3 Григорьян К. Э. в своей диссертационной работе пишет: «Появление субэтнических групп армянского народа связано непосредственно с его историко-политическими судьбами. Находясь географически на пересечении важнейших путей между Востоком и Западом, между могущественными державами (Римской, затем Византийской, а позже Османской империями и Ираном), Армения не просто постоянно ощущала их давление, но и неоднократно претерпевала расчленение на две части – восточную и западную, которые в разные периоды входили в состав этих государств, где подвергались насильственным переселениям, религиозной ассимиляции и даже, как в Турции – откровенному геноциду. Кроме этого, армянский народ неоднократно испытывал опустошительные нашествия и со стороны пришлых завоевателей – арабов, тюрок-сельджуков, монголов, турок-османов, что приводило к его массовой вынужденной миграции в другие страны» [Григорьян, 2002].
4 На протяжении всей истории в Армении существовали разные формы политической организации: независимые государственные образования, единое государство, полунезависимое государство в составе империй, религиозно-общинное самоуправление. Сохранить целостность армянского этноса а XIV-XIX вв., когда части Армении находились в составе разных империй, удалось благодаря армянскому алфавиту и единому религиозно-литературному армянскому языку, на котором велась литургия. Также важную роль играла автокефальная теологически своеобразная Армянская Апостольская Церковь, на основе которой даже в условиях отсутствия государственности развивалась единая армянская высокая культура [Геворгян, 1992].
5 С V века периодически происходил отток армянского населения с территории исторической Армении, из-за чего образовались армянские диаспоры в Европе, Азии и Африке (в Египте). В современной Европе, России и Америке многочисленная армянская диаспора начала формироваться с середины XIX века, когда в Османской империи усилились гонения на немусульман, в том числе и (западных) армян. Массовая депортация западных армян из Османской империи происходила в течение и после геноцида армян 1915–1922 гг. в Османской империи и Турции.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 487

Оценка читателей: голосов 0

1. Геворгян Г. А. (1992) Национальная культура с точки зрения философии истории. Е.: Издательство Академии Наук Армении.

2. Григорьян, Каринэ Эрнестовна. (2002) Субэтнические группы армян: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.07. Москва, 2002. 187 с.

3. Косовский М. (2018) Ассимиляция мировой еврейской диаспоры – терминальная болезнь без боли // "Заметки по еврейской истории"․ №1 (205) http://z.berkovich-zametki.com/2018-znomer1-mkosovskiy/

4. Криптоармяне в центре внимания турецких ученых (2007) Пер. Мелконян Р. Фонд Нораванк. 30.08.2007 (http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=3046).

5. Лурье С.В. (2004) Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: Гаудеамус.

6. Манукян С. А. (2017) Взаиморасположение армян и грузин в социальном пространстве. // «21-й век», Информационно-аналтический журнал, 2(31), 2014, С. 70-82.

7. Манукян С. А. (2019) Динамика количества населения Армении в историческом контексте за 1827-2018. Центр Орбели.

8. Медков В.М. (2004) Демография: Учебник. М.: Инфра-М. 576 стр.

9. Мелконян Р. Проблема исламизированных армян в Турции. // «21-й ВЕК», № 1 (7), 2008г., С. 88-103.

10. Сколько армян живет в Иране, оказавшемся на грани войны с США (2020). RUSAMINFO. 09.01.2020 (https://rusarminfo.ru/2020/01/09/skolko-armyan-zhivet-v-irane-okazavshemsya-na-grani-vojny-s-ssha/)

11. Словарь социолингвистических терминов (2006). Отв. ред. В.Ю. Михальченко. М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук.

12. Adalian R.P. (2010). Historical Dictionary of Armenia. Scarecrow Press. P. 233.

13. Bogardus E. S. (1925) Measuring Social Distances // Journal of Applied Sociology, Vol. 9. P. 299-308.

14. Dimova L. (2016) At least three reasons why the ЕSS should measure ethnic identity. // 3rd ESS Conference. 13-15 July 2016 (https://www.europeansocialsurvey.org/docs/about/conference/DIMOVA_Why-ESS-should-measure-ethnicity-.pdf).

15. Hakobyan A. (2017) Syriahayery Hayastanum: hayrenadardzner, te paxstakanner (iravakan, mshakwutayin, u socialakan adaptacman himnaxndirner) [Syrian-Armenians in Armenia. Repatriates or Refugees (Legal, Cultural and Social Adaptation Issues)]. Bats hasarakutyunneri himnadramner Hayastan.

16. Hakobyan G. (2017) Hayastanum bnakvox syriahayeri yntaniqkneri etnimshakutayin arandznahatkutyunnery. / Ardi hay yntaniqy poxakerpvox hasarakutyunum. [Ethnocultural features of Syrian-Armenian families living in Armenia / The modern Armenian family in a transforming society], Yerevan 2017.

17. Hayrenadardzneri integrman khndirnery hayreniqwum (Syriahayeri orinakov) (2020) [Problems of integration of repatriates in the homeland (following the example of Syrian-Armenians)].

18. Hayrenadardzutyan pordzy u integrumy Hajastanum: xochyndotner yev hnaravorutyunner. (2015) [The experience of repatriation and integration in Armenia. Obstacles and opportunities]. Yerevan.

19. Kyreghyan E., Manukyan S. (2010) Armenians, Georgians and Azerbaijanis at the Civilizational Crossroads: Searching for “Caucasian Identity” // Bulletin of Yerevan University. Sociology, Economics. 130(5), Pp. 20-25. (http://ysu.am/files/03E_Kyureghyan_S_Manukyan.pdf)

20. Manukyan S. (2009) Comparative Mathematical Models of Ethno Cultural Processes in South Caucasus Societies.

21. Manukyan S. (2019) Hayastanum tsneliutyan bardzratsman shurj: Arzhehamakargayin dinamican yev erekhaneri pahanjmunke Hayastani hasarakutyunum [On increasing the birth rate in Armenia: Value dynamics and the need for children in Armenian society] // Hayastani sotsial-zhoghovrdagrakan vichaki barelavman himnakhndirnern u razmavarutyne. Mijazgayin gitakan hamajoghov, 2-3 hoktemberi, 2019, Yerevan.

22. Manukyan S. A. (2011) Hayastani eritasardutyan ashkharhajackayin hamalirnery HH razmavarakan zargacman khndirneri hamatextum [The worldview complexes of the youth of Armenia in the context of the strategic development problems of the Republic of Armenia]. Verjnakan hashvetvutyun. 30 septemberi, 2011. Hetazotutyunn irakanacvel e IPSC - Qaxaqakan yev sociologiakan khorhrdatvutyunneri institute koxmic.

23. Manukyan S. A. (2020), Perceptions of social distances towards ethnic groups in Georgia. The 6th Annual CRRC Conference, 26-27 June, 2020.

24. Mkrtichyan A., Vermishyan H., Balasanyan S. (2016) Independence Generation Armenia Youth Study 2016 – Armenia. Friedich-Ebert-Stiftung. Yerevan (https://library.fes.de/pdf-files/bueros/georgien/13149.pdf).

25. Petrosyan A. (2017) Hayots yntaetnik bajanman shurj (azgagrakan etude) [On the subethnic division of Armenians (ethnographic etude)] // Arevelagitutyan hartser (Gitakan hodvatsneri parberakan jokhovatsu) №13, 2017. Yerevan, YEPH hratarakchutune, ej 398-407.

26. The Demographic Handbook of Armenia 2010, Statistical Committee of the Republic of Armenia, 2010.

27. The Demographic Handbook of Armenia 2020, Statistical Committee of the Republic of Armenia, 2020.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх