Соматические права человека в современных условиях технологической трансформации телесного бытия

 
Код статьиS086904990014757-4-1
DOI10.31857/S086904990014757-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заместитель директора гуманитарно-педагогического института
Аффилиация: Тольяттинский государственный университет
Адрес: Тольятти, 445020, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14.
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 4
Страницы20-32
Аннотация

 

В статье ставится проблема актуализации исследований соматических прав в условиях интенсивного воздействия современных технологий на человеческое тело. Выделяются правовые и философско-мировоззренческие основания, которые структурируют данное проблемное поле. В частности, выявление причин возникновения соматических прав и установление содержательно-генетической связи с другими поколениями прав человека позволили определить специфику соматических прав и отнести их к новому поколению прав человека. Философско-мировоззренческие основания представлены в качестве идейных предпосылок и смысловых горизонтов развития соматических прав. Следствием экспозиции философско-мировоззренческих оснований явилась постановка вопроса об онтологическом статусе соматических прав, что, в свою очередь, привело к необходимости выделения форм бытия расширенного тела. В результате делается вывод о том, что в отношении современных технологизированных форм телесного бытия соматические права должны выполнять функцию демаркации между морфологической свободой и произволом.

 

Ключевые словасоматические права, права человека, тело, бодимодификация, цифровое тело, цифровые кочевники.
Получено23.04.2021
Дата публикации24.09.2021
Кол-во символов28904
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2000-е годы в исследованиях правоведов стран СНГ (Д.Г. Василевич, А.И. Колер, В.И. Крусс, М.А. Лаврик, О.Э. Старовойтова и др.) получила распространение концепция соматических прав, направленная на обоснование притязаний человека на физическую свободу и неприкосновенность1. Несмотря на имеющиеся научные достижения и многочисленные публикации, эта концепция так и не получила распространение в странах дальнего зарубежья2. И вопреки популярной либеральной позиции, согласно которой человек имеет право по своему усмотрению распоряжаться собственным телом, соматические права не нашли отражение ни в российском, ни в зарубежном законодательстве. Эти обстоятельства, а также наблюдаемое в последнее время падение научного интереса к соматическим правам, не позволяют объявить их очередной социальной мнимостью. Наоборот, очевидная трансформация представлений о человеческом теле и все возрастающее влияние на него био-, информационных, когнитивных и социальных технологий являются существенными доводами в пользу дальнейшего изучения соматических прав, их правовой проработки и законодательного закрепления. 1. Соматические права следует определять как права человека по отношению к собственному телу, реализующиеся в беспрепятственной возможности «… осуществлять его «модернизацию», «реставрацию» и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами» [Крусс 2000, с. 43].

2. Ограниченность распространения концепции соматических прав обусловлена тем, что понятие соматических прав не тождественно получившему широкое распространение в зарубежной науке понятию прав человека в области биоэтики [см., например: Andorno 2016, pp. 31–41]. Возможным аналогом понятия соматических прав можно считать концепт «право на целостность личности», использованном в п.1. ст. 3 Хартии Европейского союза об основных правах [http://www.constitution.garant.ru/DOC. 3991032.htm#sub_para_N_6000].
2 Соматические права как новое поколение прав человека
3 Как утверждает большинство исследователей, соматические права – это закономерный результат либерализации общественной жизни конца XX – начала XXI вв., когда человечество столкнулось с необходимостью со сложным в морально-этическом и правовом аспектах вопросом о проявлениях физической свободы. Кроме того, именно в это время в общественном сознании сформировалась потребность в развитии новой генерации прав человека, которая бы нивелировала власть государства над жизнью и смертью, а также противостояла узаконенному насилию над человеческим телом. Эти либеральные идеи можно рассматривать в качестве предпосылок появления нового формата правовых притязаний.
4 К правовым предпосылкам соматических прав следует отнести международные, зарубежные и российские правовые акты3, направленные на защиту свободы и достоинства индивида и в ряде случаев декларирующие принципы мультикультурализма, плюрализма в решении вопроса о легитимных формах и способах его физического существования. Подчеркнем, что ни в одном из этих нормативных документов не используется понятие соматических прав человека. Однако это не исключает возможность установить содержательно-генетическую связь между ними и другими поколениями прав человека4. 3. См. обзор нормативно-правовых актов [Лаврик 2006a, c. 44–62; Лаврик 2006б, c. 40–54].

4. См. обоснование классификации поколений прав человека [Олейник А.Н., Олейник Н.Н. 2015, c. 120–128].
5 В частности, в соматических правах обнаруживаются присущие первому поколению личных (гражданских) прав право на жизнь, свободу и безопасность лица, а также обязанность государства воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы. Относящееся к этому же поколению право на собственность распространяется также на соматические права в части права человека владеть и распоряжаться своим телом. Однако в отличие от прав первого поколения «соматические права по своему содержанию не охватываются правом на жизнь (например, право на клонирование или право на распоряжение органами и тканями после смерти)» [Деркач, Луковская 2019, c. 32]. Кроме того, «они по своей сути не являются негативными …и представляют собой позитивные правовые притязания отдельной личности к обществу и государству как его легитимированному представителю» [Там же, c. 33], а также устанавливают зависимость правовых притязаний от персональных характеристик правообладателя.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 567

Оценка читателей: голосов 0

1. Агамбен Дж. (2008) Грядущее сообщество. М.: Три квадрата.

2. Браславский П.И. (2004) Тело как интерфейс: антропологические аспекты современных коммуникаций // Эпистемы. Вып. 3: Язык. Дискурс. Текст: Материалы межвузовского семинара: альманах. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. С. 156–165.

3. Гуссерль Э. (2004) Основные проблемы феноменологии / Разеев Д.Н. В сетях феноменологии. СПб.: Издательство СПб. ун-та. С. 225–364.

4. Деркач Н.Г., Луковская Д.И. (2019) Соматические права в системе права человека // Юридическая наука: история и современность. № 1. С. 30–36.

5. Ефименко Е. (2019) Совет по кодификации отклонил законопроект о цифровых правах //Правоru. 17 января (https://pravo.ru/story/208294/).

6. Кампер Д. (2012) Реальное как невозможное. К топологии субъекта Лощевского // Einai: Философия. Религия. Культура. Т. 2. (2). С. 60–81.

7. Келли К. (2017) Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее М.: Манн, Иванов и Фербер.

8. Крусс В.И. (2000) Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении. К постановке проблемы // Государство и право. № 10. С. 43–50.

9. Кужелева-Саган И.П. (2020) Общие контуры онтологии образования в эпоху нового кочевничества // Научно-педагогическое обозрение. № 1 (29). С. 200–211.

10. Курленкова А.С. (2018) Форум: Новые технологии и телесность как предмет антропологических исследований // Антропологический форум. № 38. С. 47–51 (http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/038/forum.pdf).

11. Лаврик М.А. (2006а) Конституционные основания соматических прав человека: вопросы теории и практика зарубежных государств // Сибирский юридический вестник. № 1. С. 44–62.

12. Лаврик М.А. (2006б) Соматические права человека в Российской Федерации: конституционные основания, действующее законодательство и практика реализации // Сибирский юридический вестник. № 2. С. 40–54.

13. Латур Б. (2006) Где недостающая масса? Социология одной двери / Социология вещей. М.: Изд. дом «Территория будущего». С. 199–223.

14. Лисенкова А.А. (2020) Трансформация идентичности в цифровую эпоху // Вопросы философии. № 3. С. 65–74.

15. Маклюэн Г.М. (2003) Понимание Медиа: Внешние расширения человека. Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц.», «Кучково поле».

16. Нанси Ж.-Л. (1999) Corpus. М.: Издательство Ad Marginem.

17. Ницше Ф. (2007) Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого М.: Культурная революция.

18. Олейник А.Н., Олейник Н.Н. (2015) Историческое развитие поколений «прав человека» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. № 14. (211). С.120–128.

19. Петряхин С. (2018) Распределенная личность и виртуальная телесность // Технологии и телесность. М.: ИЭА РАН. С. 169–208.

20. Соколова Е.К. (2017) Телесное присутствие в геолокационных играх. Часть 2 // Социология власти. Т. 29. № 3. С. 197–220.

21. Урри Дж. (2012) Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.

22. Филипова И.А. (2020) Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет.

23. Хартия Европейского союза об основных правах (http://www.constitution.garant.ru/DOC. 3991032.htm#sub_para_N_6000).

24. Шопенгауэр А. (2001) Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика.

25. Andorno R. (2016) A Human Rights Approach to Bioethics // Bioethical Decision Making and Argumentation, International Library of Ethics, Law, and the New Medicine. Cham: Springer. pp. 31–41.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх