Трансформация глобальных цепочек создания стоимости в условиях пандемии COVID-19: решения и стратегии американских МНП

 
Код статьиS086904990014445-1-1
DOI10.31857/S086904990014445-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: 117997, Российская Федерация, ул. Профсоюзная, 23.
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы59-74
Аннотация

В статье рассматриваются основные долгосрочные и краткосрочные тенденции, воздействующие на развитие глобальных цепочек создания стоимости и производственных сетей американских многонациональных предприятий, в том числе последствия пандемии нового коронавируса COVID-19. Дан краткий обзор некоторых новых результатов, полученных экономистами при изучении деятельности американских многонациональных предприятий (МНП). Описаны важнейшие положительные и отрицательные факторы, как экономические, так и внеэкономические, воздействующие на американские глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСС). Обозначены перспективы решоринга и диверсификации для компаний из отдельных отраслей, а также альтернативные стратегии повышения устойчивости ГЦСС. 

Ключевые словаглобальные цепочки создания стоимости, американские многонациональные предприятия, неоднородные фирмы, производственные сети, инновации
Источник финансированияСтатья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Получено05.04.2021
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов43837
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 До развития глобальных цепочек создания стоимости торговля и инвестиции часто рассматривались как взаимозамещающие виды деятельности. По мере смещения структуры ПИИ, осуществляемых МНП, в сторону вертикальных инвестиций, получила распространение идея о том, что торговля и инвестиции скорее дополняют, чем замещают друг друга. Однако реальность постепенно стала значительно более сложной: большинство МНП осуществляют как горизонтальные, так и вертикальные инвестиции за рубежом, а связи многих филиалов с компаниями-учредителями имеют признаки как горизонтальной, так и вертикальной интеграции.
2 Кроме того, некоторые из этих подразделений создаются посредством инвестиций «с нуля», в то время как другие являются результатом слияний или поглощений (например, с целью получения доступа к технологиям). Что еще более усложняет задачу, МНП не только открывают собственные дочерние компании за границей, но и заключают контракты с независимыми партнерами. В современной глобальной экономике МНП все чаще находятся в центре международных производственных сетей ГЦСС. Иногда границы и структура ГЦСС совпадают с границами и структурой МНП, но во многих случаях идеального совпадения не наблюдается [Cadestin et al. 2018].
3 Создание трансграничных сетей обеспечивает американским многонациональным компаниям значительную стратегическую и операционную гибкость. В рамках внутрифирменных связей между штаб-квартирой и подразделениями за рубежом происходит интенсивный обмен товарами и услугами, капиталом, рабочей силой, видами операций, знаниями и т. д. Некоторые фрагменты сети сосредоточены на производственной деятельности, например, одни филиалы производят промежуточные ресурсы для других филиалов или для материнской компании в рамках вертикальной интеграции по образу «змеи» или «паука» [Baldwin,Venables 2010]. В то же время другие занимаются вопросами распространения продукции (горизонтально интегрированные филиалы). Материнская компания при этом может вообще не иметь производственных мощностей, а сосредоточиться на осуществлении общего руководства всей сетью, на инновационной и научно-исследовательской деятельности, финансовых и налоговых операциях и тд. В качестве примеров глобальных компаний с в высшей степени сложной структурой можно назвать Amazon, Apple или Dell.
4 Американские МНП наращивают свое присутствие за рубежом, завоевывая новые рынки и способствуя восстановлению мировой экономики после кризиса, вызванного пандемией коронавируса COVID-19. Однако на их пути встают многочисленные препятствия как экономического, так и внеэкономического характера.
5 Развитие методологических подходов к изучению МНП: работы экономистов
6 Многонациональные предприятия эволюционировали за последние несколько десятилетий от несложных трансграничных цепочек, основными мотивами создания которых был поиск ресурсов и новых рынков, до производственных сетей, оперирующих в глобальном масштабе. По данным ЮНКТАД, около 80% мировой торговли связано с международными производственными сетями МНП [UNCTAD 2020]. Добавленная стоимость, создаваемая многонациональными предприятиями в своих странах и в зарубежных филиалах, составляет около четверти мирового ВВП и около трети всего объема производства частного сектора. По данным Глобального института McKinsey, более 95% мировой торговли проходит через ГЦСС [McKinsey & Company 2020].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 508

Оценка читателей: голосов 0

1. Богаевская О.В. (2012) Американские корпорации: механизмы сохранения лидерства в глобальной экономике. М.: ИМЭМО РАН. (https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2012/12044.pdf).

2. Варнавский В.Г. (2018) Международная торговля в категориях добавленной стоимости: вопросы методологии // Мировая экономика и международные отношения, т. 62, № 1, сс. 5-15. (https://www.imemo.ru/index.php?page_id=1248&file=https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/01_2018/0005_0015_ (1)_VARNAVSKII_ID13588.pdf)

3. Варнавский В.Г. (2021) Глобальные цепочки создания стоимости в период пандемии COVID‑19 // Мировая экономика и международные отношения, том 65, № 1, с. 14-23. (https://www.imemo.ru/publications/periodical/meimo/archive/2021/1-t-65/economy-economic-theory/global-value-chains-gvcs-and-covid-19-pandemic)

4. Зименков Р. И. (2015) Новые явления в зарубежной деятельности американских ТНК // Россия и Америка в XXI веке. Выпуск № 1. (https://rusus.jes.su/s207054760009955-7-1/ )

5. Киреев А.П. (2011) Теории международной торговли XXI в. // Экономическая школа. Альманах. Том.7. - C.7-30 (https://seinst.ru/files/SE7P7_30.pdf)

6. Кондратьев В. (2018) Новый этап глобализации: особенности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения, т. 62, № 6, сс. 5-17. (https://www.imemo.ru/index.php?page_id=1248&file=https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/06_2018/0005_0017_ (1)_Kondatiev_ID18626.pdf)

7. Супян В.Б. (2015) Глобализация экономики США: масштабы, достижения и проблемы // Российский внешнеэкономический вестник 9, с. 8-27 (http://www.rfej.ru/rvv/id/3002953C7/$file/8-27.pdf)

8. Шишков Ю.В. (2009) Интернационализация производства – новый этап развития мировой экономики. Москва, ИМЭМО РАН. (http://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2009/09021.pdf)

9. Activities of U.S. Multinational Enterprises in 2018 (2020) Bureau of Economic Analysis. (https://apps.bea.gov/scb/2020/09-september/0920-multinational-enterprises.htm)

10. Antràs P. (a) (2020) Conceptual Aspects of Global Value Chains. TheWorld Bank Economic Review, 00(0), 2020, 1–24. (https://scholar.harvard.edu/antras/publications/conceptual-aspects-global-value-chains)

11. Antràs, P. (b) (2020) “De-Globalisation? Global Value Chains in the Post-COVID-19 Age”. Harvard University. (https://scholar.harvard.edu/antras/publications/de-globalisation-global-value-chains-post-covid-19-age)

12. Antràs, P., Yeaple S. (2014) Multinational Firms and the Structure of International Trade. In Handbook of International Economics: Volume 4, 55–130. Amsterdam and Boston: Elsevier, North-Holland. (https://scholar.harvard.edu/files/antras/files/antras_yeaple_pre_print_3.pdf)

13. Bacchetta M., Bekkers E., Piermartini R., Rubinova S., Stolzenburg V., Xu A. (2021) COVID-19 and Global Value Chains. Economic Research and Statistics Division. World Trade Organization. (https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd202103_e.pdf)

14. Antràs, P., Fort T., and Tintelnot F. (2017) The Margins of Global Sourcing: Theory and Evidence from U.S. Firms.” American Economic Review, 107 (9): 2514–64. (https://scholar.harvard.edu/antras/publications/margins-global-sourcing-theory-and-evidence-us-firms)

15. Baldwin R., Venables A. (2010) “Spiders and Snakes: Offshoring and Agglomeration in the Global Economy.” NBER Working Papers 16611, National Bureau of Economic Research, Inc. (https://www.nber.org/papers/w16611)

16. Bernard A., Jensen B., Redding S., Schott P. (2007) “Firms in International Trade.” Journal of Economic Perspectives 21 (3): 105–30. (http://www.princeton.edu/~reddings/pubpapers/FirmsTradeJEP2007.pdf)

17. Bernard, A., Jensen J., Redding S., Schott P. (2018) Global Firms."Journal of Economic Literature, 56 (2): 565-619. (https://www.aeaweb.org/articles?id=10,1257/jel,20160792)

18. Cadestin, C., et al. (2018) "Multinational enterprises and global value chains: New Insights on the trade-investment nexus", OECD Science, Technology and Industry Working Papers, No. 2018/05. (https://www.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/multinational-enterprises-and-global-value-chains_194ddb63-en)

19. Chor D. (2019) Modeling global value chains: approaches and insights from economics. In the Handbook of Global Value Chains. Eds: Gereffi, Ponte, and Raj-Reichert. Edward Elgar.

20. Direct Investment by Country and Industry for 2019. (2020) Bureau of Economic Analysis. https://apps.bea.gov/scb/2020/08-august/0820-direct-investment.htm

21. Hossiso K. (2019) Activities of U.S. Multinational Enterprises in 2017. Bureau of Economic Analysis. (https://apps.bea.gov/scb/2019/09-september/0919-multinational-enterprises.htm)

22. Hossiso K. (2021) An Ownership-Based Framework of the U.S. Current Account, 2019. https://apps.bea.gov/scb/2021/01-january/0121-current-account.htm

23. Manyika J., Pinkus G., Tuin M. (2020) McKinsey Global Institute. Rethinking the future of American capitalism. McKinsey Global Institute. (https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Featured%20Insights/Long%20term%20Capitalism/Rethinking%20the%20future%20of%20American%20capitalism/Rethinking-the-future-of-American-capitalism-vF.pdf?shouldIndex=false)

24. McKinsey & Company (2018) ‘Superstars’: The dynamics of firms, sectors, and cities leading the global economy. McKinsey Global Institute Discussion Paper. (https://www.mckinsey.com/featured-insights/innovation-and-growth/superstars-the-dynamics-of-firms-sectors-and-cities-leading-the-global-economy)

25. McKinsey & Company (2019) Globalization in transition: The future of trade and value chains. McKinsey Global Institute Report. https://www.mckinsey.com/featured-insights/innovation-and-growth/globalization-in-transition-the-future-of-trade-and-value-chains

26. McKinsey & Company (2020) Risk, resilience, and rebalancing in global value chains. McKinsey Global Institute Report. https://www.mckinsey.com/business-functions/operations/our-insights/risk-resilience-and-rebalancing-in-global-value-chains

27. Trading for Development in the Age of Global Value Chains. World Development Report (2020) World Bank Group, Washington DC (https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2020).

28. UNCTAD (2019) World Investment Report (https://unctad.org/webflyer/world-investment-report-2019)

29. UNCTAD (2020) World Investment Report (https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2020_en.pdf).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх