The Coronavirus Pandemic and the U-turn in European Social Policy

 
PIIS086904990013993-4-1
DOI10.31857/S086904990013993-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 1
Pages94-104
Abstract

The article examines current trends in the European social policy in the context of the coronavirus pandemic and the global recession. National governments and European institutions responded to the new crisis by abandoning neoliberal approaches in favor of massive financial injections aimed at stimulating the economy and employment. By helping affected businesses, EU countries avoided a sharp rise in unemployment, but that kind of policy led to an increase in budget deficits and public debt. The pandemic shock deepened the integration processes in the EU, facilitated the transfer of new powers to the supranational level. In order to overcome the consequences of the recession, a number of emergency mechanisms have been put in place, based on the solidarity approach. The most ambitious of them, the Next Generation EU recovery instrument, will allow not only to provide support to the affected economies, but also to smooth out the disproportions between the developed North and the stagnating South that have grown over the past decade. Particular attention is paid to the harmonization of European health systems. The turnaround in social policy has led to renewed interest in the European Social Model, strengthening of which has been identified as one of the priorities of Portugal's EU Presidency, which began in January 2021.

KeywordsEuropean Union, European social model, welfare state, coronavirus pandemic, labor market, unemployment, healthcare
Received26.02.2021
Publication date03.03.2021
Number of characters26968
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Пандемия коронавируса спровоцировала глубокую рецессию в экономике и стала самым серьезным потрясением, с которым сталкивался Европейский союз за все время своего существования. Тревожные процессы в сфере здравоохранения, снижение доходов населения, рост социальной эксклюзии, угроза безработицы – эти вызовы потребовали оперативного реагирования со стороны не только национальных правительств, но и общеевропейских органов власти.
2

Пандемический шок привел к усилению интеграционных процессов в ЕС и принятию ряда мер и инициатив на наднациональном уровне, имеющих отчетливо выраженное социальное звучание. Если в 2010-е гг. в политике ЕС первоочередным было обеспечение жизнеспособности валютного союза и сохранение финансовой стабильности [Стрежнева… 2014], зачастуюза счет социальной сферы, то в условиях пандемии эти задачи отошли на второй план. В новыхреалияхдаже сторонники неолиберальной политики признают (по крайней мере, в публичных выступлениях), что наличие дорогостоящих систем здравоохранения и социальной защиты – это не излишество, унаследованное со времен «золотого века» социального государства, а необходимое условие устойчивого развития объединенной Европы. Соответственно, в политическом дискурсе возродился интерес к Европейской социальной модели (ЕСМ)как важной составляющей европейской идентичности.

3 Европейское здравоохранение: проблемы и подходы к реформированию
4

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) пришла в страны ЕС спустя неполные два месяца после начала пандемии в Китае. Первый случай установлен 24 января 2020 г. во французском городе Бордо. Распространение вируса оказалось стремительным.К 21 февраля он был отмечен в девяти странах ЕС, 9 марта Италия первой среди стран интеграционного объединения объявила общенациональный карантин, а в середине того же месяцаВсемирная организация здравоохранения назвала Европуновым эпицентром заболевания[WHO… 2020].

5

Во второй половине марта большинство европейских стран ввеликарантинные ограничения.Однако уже тогда было очевидно, что остановить пандемию благодаря режиму самоизоляции не удастся. Ограничение контактов между людьми позволит лишь выиграть время, чтобы развернуть медицинскую инфраструктуру, нанять и обучить дополнительный персонал, закупить оборудование и лекарственные препараты. Примечательно, что максимально жесткие меры вводились в тех странах, где нехватка больничных мест ощущалась особенно остро1.

1. Например, в Греции, где болезненные реформы в сфере здравоохранения в 2010-е гг. привели к снижению качества медицинского обслуживания. С марта по май 2020 г. гражданам было запрещено покидать дома, не уведомив о планируемых передвижениях местные органы власти. Схожие схемы вводили в других южноевропейских странах и во Франции.
6

На первоначальном этапе распространения вируса вся тяжесть борьбы с заболеванием легла на национальные правительства (за это впоследствии Еврокомиссия была вынуждена принести извинения [Euronews… 2020]). СовместныедействиястранЕвросоюзасвелись к вывозуевропейскихгражданизКитая, закупкесредствиндивидуальнойзащиты, консультациямсучастиемэпидемиологовивирусологов, предоставлениюгрантовкомпаниям, ведущимразработкувакцины. Как признала У. фон дер Ляйен, эти меры были запоздалыми: европейские политики недооценили угрозу пандемии[Bild… 2020], что привело к трагическим последствиям.

Number of purchasers: 0, views: 515

Readers community rating: votes 0

1. Anan'eva E.V. (2017) Brekzit: prichiny, politicheskij fon, posledstviya // Kontury global'nykh transformatsij: politika, ehkonomika, pravo. T. 10. № 7. S. 104.

2. Bisson L.S. (2020) Evropejskaya sotsial'naya model': soderzhanie i ogranicheniya // Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN. № 1. S. 66.

3. Govorova N.V. (2020) Sotsial'naya politika i rynok truda (sentyabr'-noyabr' 2020) // Evropejskij soyuz: fakty i kommentarii. Vyp. 102. S. 60.

4. Kargalova M.V. (2016) Razmyshlyaya o buduschem Evropejskogo soyuza // Sovremennaya Evropa. № 4 (70). S. 116.

5. Strezhneva M.V. (2014) Evropejskaya sotsial'naya model' i perspektivy sotsial'noj politiki Evropejskogo soyuza // God planety. Ezhegodnik. M.: Ideya-Press. S. 35.

6. Frantsisk (2021) Ehntsiklika. Fratelli tutti. O bratstve i sotsial'noj druzhbe. M.: ID «Medina». S. 137–138.

7. Alemanno A. (2020) Towards a European Health Union: Time to Level Up. European Journal of Risk Regulation, vol. 11 (4), pp. 721–725.

8. Ananieva E.V. (2017) Brekzit: prichiny, politicheskii fon, posledstviya [Brexit: Reasons, Political Background, Implications]. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ehkonomika, pravo, vol. 10, no. 7, p. 104.

9. Anderson J. et al. (2020) The fiscal response to the economic fallout from the coronavirus (https://www.bruegel.org/publications/datasets/covid-national-dataset).

10. Bild (2020) «Wir alle, die keine Experten sind, haben das Virus unterschätzt» (https://www.bild.de/politik/inland/politik-inland/coronavirus-von-der-leyen-wir-alle-die-nicht-experten-sind-haben-es-unterschaetz-69459290.bild.html)

11. Bisson L.S. (2020) Evropeiskaya sotsial'naya model': soderzhanie i ogranicheniya [European Social Model: Contents and Limits]. Nauchno-analiticheskii vestnik IE RAN, no. 1, p. 66.

12. Bulletin of the European Communities (1989) No Supplement /89. Luxembourg: Office for official publications of the European Communities.

13. Darvas Z. (2020) Next Generation EU payments across countries and years (https://www.bruegel.org/2020/11/next-generation-eu-payments-across-countries-and-years).

14. Delivering Empowered Welfare Societies (2016) Stetter E. et al. (Ed.) Oficyna Wydawnicza Aspra-JR, pp. 145–165.

15. Euronews (2020) EU Commission President offers 'heartfelt apology' to Italy, as MEPs debate coronavirus response (https://www.euronews.com/2020/04/16/eu-commission-president-offers-heartfelt-apology-to-italy).

16. Euronews (2021) Eurozone economy shrank less then feared – Eurostat estimate (https://www.euronews.com/2021/02/02/eurozone-economy-shrank-less-than-feared-in-2020-eurostat-estimate).

17. European Commission (2020) Coronavirus Response – Overview of the Commission’s response (https://ec.europa.eu/info/live-work-travel-eu/coronavirus-response/overview-commissions-response_en).

18. Eurostat (2021) Excess mortality statistics (https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Excess_mortality_-_statistics).

19. Five minutes with Anthony Giddens: «The European social model can and must survive the crisis» (2013) (https://blogs.lse.ac.uk/europpblog/2013/11/04/five-minutes-with-anthony-giddens-the-european-social-model-can-and-must-survive-the-crisis/).

20. Frantsisk (2021) Ehntsiklika. Fratelli tutti. O bratstve i sotsial'noi druzhbe. Moscow: ID «Medina», pp. 137–138.

21. Govorova N.V. (2020) Sotsial'naya politika i rynok truda (sentyabr'-noyabr' 2020) [Social Policy and Labor Market (September-October 2020]. Evropeiskii soyuz: fakty i kommentarii, vol. 102, p. 60.

22. IMF (2020) World Economic Outlook Database, October 2020 (https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2020/October/select-aggr-data).

23. Interview with Mario Draghi, President of the ECB, conducted by Robert Thomson, Matt Karnitschnig, and Brian Blackstone (2012) (https://www.ecb.europa.eu/press/key/date/2012/html/sp120224.en.html).

24. Kargalova M.V. (2016) Razmyshlyaya o budushchem Evropeiskogo soyuza [Thoughts on European Union’s Future]. Sovremennaya Evropa, no. 4 (70), p. 116.

25. Manifesto for a European Health Union (2020) (https://europeanhealthunion.eu).

26. Navarro V. (2020) The Consequences of Neoliberalism in the Current Pandemic. International Journal of Health Services, vol. 50 (3), pp. 271–275.

27. Portuguese Presidency of the Council of the European Union (2021) (https://www.2021portugal.eu/media/rohpisqf/portuguese-presidency-en.pdf).

28. Speech by Federal Chancellor Angela Merkel on the German Presidency of the Council of the EU to the European Committee of the Regions (2020) (https://www.eu2020.de/eu2020-en/news/reden/merkel-committee-of-regions-covid-eu2020/2404852).

29. Speech from the Throne (2013) (https://www.royal-house.nl/documents/speeches/2013/09/17/speech-from-the-throne-2013).

30. Strezhneva M.V. (2014) Evropeiskaya sotsial'naya model' i perspektivy sotsial'noi politiki Evropeiskogo soyuza [European social model and prospects for social policy of the European Union]. God planety. Ezhegodnik. Moscow: Ideya-Press, p. 35.

31. The European Social Model in Crisis Is Europe Losing its Soul? (2015) Vaughan-Whitehead D. (Ed.). Cheltenham: Edward Elgar Publishing, pp. 12–27.

32. When the market becomes deadly. How pressures towards privatisation of health and long-term care put Europe on a poor footing for a pandemic (2021) Brussels (https://corporateeurope.org/sites/default/files/2021-01/healthcare-privatisation-final.pdf).

33. WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19 (2020) (https://www.who.int/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-mission-briefing-on-covid-19---13-march-2020).

Система Orphus

Loading...
Up