Пандемия коронавируса и разворот в европейской социальной политике

 
Код статьиS086904990013993-4-1
DOI10.31857/S086904990013993-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 1
Страницы94-104
Аннотация

В статье рассмотрены актуальные тенденции в социальной политике ЕС в условиях пандемии коронавируса и глобальной рецессии. Ответом правительств стран-членов ЕС и общеевропейских органов власти на новый кризис стал отказ от неолиберальных подходов в пользу беспрецедентных финансовых вливаний, направленных на стимулирование экономики и занятости. Благодаря программам помощи пострадавшим предприятиям, европейские страны сумели избежать взрывного роста безработицы, что, однако, привело к разрастанию бюджетного дефицита и государственного долга. Пандемический шок способствовал углублению интеграционных процессов в ЕС, делегированию новых полномочий на наднациональный уровень. Для преодоления последствий рецессии был введен в действие ряд чрезвычайных механизмов, основанных на принципе европейской солидарности. Самый масштабный из них – фонд «ЕС следующего поколения» – позволит не только оказать поддержку пострадавшим экономикам, но и сгладить возросшие за последнее десятилетие диспропорции между развитым Севером и стагнирующим Югом. Особое внимание уделено гармонизации европейских систем здравоохранения. Разворот в социальной политике возродил интерес к Европейской социальной модели, укрепление которой было названо одной из приоритетных задач начавшегося в январе 2021 г. председательства Португалии в ЕС.

Ключевые словаЕвропейский союз, Европейская социальная модель, социальное государство, пандемия коронавируса, социальное неравенство, рынок труда, безработица, здравоохранение
Получено26.02.2021
Дата публикации03.03.2021
Кол-во символов26968
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Пандемия коронавируса спровоцировала глубокую рецессию в экономике и стала самым серьезным потрясением, с которым сталкивался Европейский союз за все время своего существования. Тревожные процессы в сфере здравоохранения, снижение доходов населения, рост социальной эксклюзии, угроза безработицы – эти вызовы потребовали оперативного реагирования со стороны не только национальных правительств, но и общеевропейских органов власти.
2

Пандемический шок привел к усилению интеграционных процессов в ЕС и принятию ряда мер и инициатив на наднациональном уровне, имеющих отчетливо выраженное социальное звучание. Если в 2010-е гг. в политике ЕС первоочередным было обеспечение жизнеспособности валютного союза и сохранение финансовой стабильности [Стрежнева… 2014], зачастуюза счет социальной сферы, то в условиях пандемии эти задачи отошли на второй план. В новыхреалияхдаже сторонники неолиберальной политики признают (по крайней мере, в публичных выступлениях), что наличие дорогостоящих систем здравоохранения и социальной защиты – это не излишество, унаследованное со времен «золотого века» социального государства, а необходимое условие устойчивого развития объединенной Европы. Соответственно, в политическом дискурсе возродился интерес к Европейской социальной модели (ЕСМ)как важной составляющей европейской идентичности.

3 Европейское здравоохранение: проблемы и подходы к реформированию
4

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) пришла в страны ЕС спустя неполные два месяца после начала пандемии в Китае. Первый случай установлен 24 января 2020 г. во французском городе Бордо. Распространение вируса оказалось стремительным.К 21 февраля он был отмечен в девяти странах ЕС, 9 марта Италия первой среди стран интеграционного объединения объявила общенациональный карантин, а в середине того же месяцаВсемирная организация здравоохранения назвала Европуновым эпицентром заболевания[WHO… 2020].

5

Во второй половине марта большинство европейских стран ввеликарантинные ограничения.Однако уже тогда было очевидно, что остановить пандемию благодаря режиму самоизоляции не удастся. Ограничение контактов между людьми позволит лишь выиграть время, чтобы развернуть медицинскую инфраструктуру, нанять и обучить дополнительный персонал, закупить оборудование и лекарственные препараты. Примечательно, что максимально жесткие меры вводились в тех странах, где нехватка больничных мест ощущалась особенно остро1.

1. Например, в Греции, где болезненные реформы в сфере здравоохранения в 2010-е гг. привели к снижению качества медицинского обслуживания. С марта по май 2020 г. гражданам было запрещено покидать дома, не уведомив о планируемых передвижениях местные органы власти. Схожие схемы вводили в других южноевропейских странах и во Франции.
6

На первоначальном этапе распространения вируса вся тяжесть борьбы с заболеванием легла на национальные правительства (за это впоследствии Еврокомиссия была вынуждена принести извинения [Euronews… 2020]). СовместныедействиястранЕвросоюзасвелись к вывозуевропейскихгражданизКитая, закупкесредствиндивидуальнойзащиты, консультациямсучастиемэпидемиологовивирусологов, предоставлениюгрантовкомпаниям, ведущимразработкувакцины. Как признала У. фон дер Ляйен, эти меры были запоздалыми: европейские политики недооценили угрозу пандемии[Bild… 2020], что привело к трагическим последствиям.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 494

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьева Е.В. (2017) Брекзит: причины, политический фон, последствия // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 10. № 7. С. 104.

2. Биссон Л.С. (2020) Европейская социальная модель: содержание и ограничения // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. № 1. С. 66.

3. Говорова Н.В. (2020) Социальная политика и рынок труда (сентябрь-ноябрь 2020) // Европейский союз: факты и комментарии. Вып. 102. С. 60.

4. Каргалова М.В. (2016) Размышляя о будущем Европейского союза // Современная Европа. № 4 (70). С. 116.

5. Стрежнева М.В. (2014) Европейская социальная модель и перспективы социальной политики Европейского союза // Год планеты. Ежегодник. М.: Идея-Пресс. С. 35.

6. Франциск (2021) Энциклика. Fratelli tutti. О братстве и социальной дружбе. М.: ИД «Медина». С. 137–138.

7. Alemanno A. (2020) Towards a European Health Union: Time to Level Up. European Journal of Risk Regulation, vol. 11 (4), pp. 721–725.

8. Ananieva E.V. (2017) Brekzit: prichiny, politicheskii fon, posledstviya [Brexit: Reasons, Political Background, Implications]. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ehkonomika, pravo, vol. 10, no. 7, p. 104.

9. Anderson J. et al. (2020) The fiscal response to the economic fallout from the coronavirus (https://www.bruegel.org/publications/datasets/covid-national-dataset).

10. Bild (2020) «Wir alle, die keine Experten sind, haben das Virus unterschätzt» (https://www.bild.de/politik/inland/politik-inland/coronavirus-von-der-leyen-wir-alle-die-nicht-experten-sind-haben-es-unterschaetz-69459290.bild.html)

11. Bisson L.S. (2020) Evropeiskaya sotsial'naya model': soderzhanie i ogranicheniya [European Social Model: Contents and Limits]. Nauchno-analiticheskii vestnik IE RAN, no. 1, p. 66.

12. Bulletin of the European Communities (1989) No Supplement /89. Luxembourg: Office for official publications of the European Communities.

13. Darvas Z. (2020) Next Generation EU payments across countries and years (https://www.bruegel.org/2020/11/next-generation-eu-payments-across-countries-and-years).

14. Delivering Empowered Welfare Societies (2016) Stetter E. et al. (Ed.) Oficyna Wydawnicza Aspra-JR, pp. 145–165.

15. Euronews (2020) EU Commission President offers 'heartfelt apology' to Italy, as MEPs debate coronavirus response (https://www.euronews.com/2020/04/16/eu-commission-president-offers-heartfelt-apology-to-italy).

16. Euronews (2021) Eurozone economy shrank less then feared – Eurostat estimate (https://www.euronews.com/2021/02/02/eurozone-economy-shrank-less-than-feared-in-2020-eurostat-estimate).

17. European Commission (2020) Coronavirus Response – Overview of the Commission’s response (https://ec.europa.eu/info/live-work-travel-eu/coronavirus-response/overview-commissions-response_en).

18. Eurostat (2021) Excess mortality statistics (https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Excess_mortality_-_statistics).

19. Five minutes with Anthony Giddens: «The European social model can and must survive the crisis» (2013) (https://blogs.lse.ac.uk/europpblog/2013/11/04/five-minutes-with-anthony-giddens-the-european-social-model-can-and-must-survive-the-crisis/).

20. Frantsisk (2021) Ehntsiklika. Fratelli tutti. O bratstve i sotsial'noi druzhbe. Moscow: ID «Medina», pp. 137–138.

21. Govorova N.V. (2020) Sotsial'naya politika i rynok truda (sentyabr'-noyabr' 2020) [Social Policy and Labor Market (September-October 2020]. Evropeiskii soyuz: fakty i kommentarii, vol. 102, p. 60.

22. IMF (2020) World Economic Outlook Database, October 2020 (https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2020/October/select-aggr-data).

23. Interview with Mario Draghi, President of the ECB, conducted by Robert Thomson, Matt Karnitschnig, and Brian Blackstone (2012) (https://www.ecb.europa.eu/press/key/date/2012/html/sp120224.en.html).

24. Kargalova M.V. (2016) Razmyshlyaya o budushchem Evropeiskogo soyuza [Thoughts on European Union’s Future]. Sovremennaya Evropa, no. 4 (70), p. 116.

25. Manifesto for a European Health Union (2020) (https://europeanhealthunion.eu).

26. Navarro V. (2020) The Consequences of Neoliberalism in the Current Pandemic. International Journal of Health Services, vol. 50 (3), pp. 271–275.

27. Portuguese Presidency of the Council of the European Union (2021) (https://www.2021portugal.eu/media/rohpisqf/portuguese-presidency-en.pdf).

28. Speech by Federal Chancellor Angela Merkel on the German Presidency of the Council of the EU to the European Committee of the Regions (2020) (https://www.eu2020.de/eu2020-en/news/reden/merkel-committee-of-regions-covid-eu2020/2404852).

29. Speech from the Throne (2013) (https://www.royal-house.nl/documents/speeches/2013/09/17/speech-from-the-throne-2013).

30. Strezhneva M.V. (2014) Evropeiskaya sotsial'naya model' i perspektivy sotsial'noi politiki Evropeiskogo soyuza [European social model and prospects for social policy of the European Union]. God planety. Ezhegodnik. Moscow: Ideya-Press, p. 35.

31. The European Social Model in Crisis Is Europe Losing its Soul? (2015) Vaughan-Whitehead D. (Ed.). Cheltenham: Edward Elgar Publishing, pp. 12–27.

32. When the market becomes deadly. How pressures towards privatisation of health and long-term care put Europe on a poor footing for a pandemic (2021) Brussels (https://corporateeurope.org/sites/default/files/2021-01/healthcare-privatisation-final.pdf).

33. WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19 (2020) (https://www.who.int/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-mission-briefing-on-covid-19---13-march-2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх