Role of the EU in democracy promotion in South Caucasus countries

 
PIIS086904990013831-6-1
DOI10.31857/S086904990013831-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Research Associate
Affiliation: Institute of Europe, Russian Academy of Sciences
Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 1
Pages132-144
Abstract

The article poses the issue of the practice of implementation of democratic reforms, their results and limitations as a part of the EU partnership with the South Caucasus countries. Author underlines that consolidation of democracy has been mentioned as the key goal of the EU- Armenia, EU-Georgia and EU-Azerbaijan cooperation. The subject of research are official agreements between the EU and the South Caucasian states, as well as the EU Commission documents that relate to the development of third countries. The author concludes that the focus of cooperation in democratic reforms has moved from regime transformation to adaptation of European administrative practices, building dialogue with civil society organisations. Despite certain success in selected aspects of the partnership, this has not brought any profound political change.

KeywordsEuropean integration, EU, South Caucasus, democratic reforms, development assistance, civil society
Received25.02.2021
Publication date03.03.2021
Number of characters43845
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Становление демократии – цель выстраивания отношений ЕС с Азербайджаном, Арменией и Грузией, закрепленная в договоренностях с 1996 г. Именно тогда южнокавказские государства подписали идентичные Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в отдельной главе которых шла речь о сотрудничестве в сфере демократии и прав человека1. Авторы соглашения подчеркивали в качестве приоритетов верховенство закона, уважение прав человека, прав представителей меньшинств, установление многопартийной системы со свободными и демократическими выборами2. 1. Partnership and Cooperation Agreement between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Republic of Armenia, of the other part. Official Journal of the European Union. 1999. 9 September ( >>>> ).

2. Там же.
2 В дальнейшем стороны уделяли внимание развитию демократии в подпунктах разделов о реформах государственных институтов. В ст. 4 Соглашения о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве ЕС с Арменией указана цель развития, укрепления стабильности и эффективности демократических институтов и верховенства закона в качестве одного из направлений внутренних реформ3. В соглашении нет отдельного раздела, в котором бы уточнялось понятие «демократии» либо механизм, посредством которого демократические институты должны развиваться. 3. Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Armenia, of the other part. European Commission. 2017 ( >>>> ).
3 Наряду с первостепенной важностью демократии, в преамбуле Соглашения об ассоциации Грузии с ЕС множество разделов и статей о секторальном сотрудничестве, реформах в отдельных сферах прописаны гораздо подробнее. В документе подчеркнуто, что ЕС основан на ценностях демократии, уважении прав человека и фундаментальных свобод, что служит фундаментом политической ассоциации и экономической интеграции. В ст. 4 соглашения подтверждено намерение сторон сотрудничать в развитии и усилении стабильности и эффективности демократических институтов и верховенства закона, в реформировании сферы правосудия и законодательства, государственного управления, борьбе с коррупцией4. Демократическое развитие авторы соглашения также упоминают в ст. 8 в контексте региональной стабильности и мирного разрешения конфликтов. 4. Association Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and Georgia, of the other part. Official Journal of the European Union. 2014. 13 August ( >>>> .
4 Продвижение в сфере демократии – один из основных критериев, который Европейский союз использует, принимая решения о выделении средств на развитие сотрудничества с третьими странами. Среди главных показателей приверженности страны демократическому развитию – заявления политических лидеров о выборе пути сотрудничества с ЕС как основного, а также подписание соответствующих соглашений. Что именно подразумевается под демократическими реформами? Каким образом осуществлялось данное направление партнерства со странами Южного Кавказа? Каков достигнутый результат и его ограничения? В статье предпринята попытка найти ответы на эти вопросы.
5 Определение демократии применимо к политическим режимам, закрепленным в разных странах. В академических публикациях, к примеру, различают российскую модель суверенной демократии, либерально-демократическую модель США, социально-либеральную модель ЕС [Oskanian, Averre 2016]. Выход Великобритании из ЕС способствовал разделению британской демократической модели и демократии континентальной Европы [Буторина 2020]. Говорить о единой европейской демократической политической модели затруднительно из-за существования целого спектра понятий демократии.

Number of purchasers: 0, views: 118

Readers community rating: votes 0

1. Babayan N. (2016) A Global Trend EU-style: Democracy Promotion in ‘Fragile’ and Conflict-Affected South Caucasus. Global Policy, vol. 7, is. 2, pp. 217–225.

2. Badalyan T., Vasilyan S. (2020) The perceived rationale, variegated institutional take and impact of the EU’s human rights policy in Armenia and Georgia. Journal of Contemporary European Studies, 28:4, pp. 514–529.

3. Butorina O. (2020) Suzhenie Evropejskogo soyuza i potencial integracii [Shrinkage of the EU and potential of integration]. Sovremennaya Evropa, no. 2, pp. 20–32.

4. Del Valle Ruiz Gomez A. (2017) Slow death of western democracy. Journal of International Affairs, vol. 71, no. 1, pp. 161–174.

5. Delcour L., Wolzuk K. (2015) The EU’s Unexpected ‘Ideal Neighbour’? The Perplexing Case of Armenia’s Europeanisation. Journal of European Integration, 37(4):1, pp. 1–17.

6. Gulyiev F. (2005) Post-Soviet Azerbaijan: Transition to Sultanistic Semiauthoritarianism? Demokratizatsiya: The Journal of Post-soviet Democratization, pp. 393–435.

7. Lavenex S. (2015) Models of EU Democracy Promotion: From Leverage to Governance. In book: Democracy Promotion by Functional Cooperation. Challenges to Democracy in the 21st Century (Ed. Freyburg T., Lavenex S., Schimmelfennig F., Skripka T., Wetzel A.), Palgrave Macmillan, London, pp. 10–24.

8. Levitsky S., Lucan Way S. (2006) Linkage versus Leverage. Rethinking the International Dimension of Regime Change, vol. 38, no. 4, pp. 379–400.

9. Morlino L., Karli L.-G. (2014) Kak ocenivat' demokratiyu? Kakie sushchestvuyut varianty. Doklad k XV Aprel'skoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva [How to access democracy? What options exist? Report, XV April international academic conference on economic societal development]. Moscow: Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki.

10. Nejmark M. (2018) Krizis liberal'noj modeli miroporyadka i budushchee Evrosoyuza [Crisis of liberal world order and future of the European Union]. Sovremennaya Evropa, no. 1, pp. 26–35.

11. Oskanian K., Averre D. (2016) Security and Democracy in the Caucasus. CASCADE Exploring the Security–Democracy Nexus in the Caucasus, Work Package 2, March.

12. Paris R. (2001) Human Security: Paradigm Shift or Hot Air? International Security, vol. 26, no. 2. pp. 87–102.

13. Youngs R. (2019) Upholding Democracy in a Post-Western Order. Carnegie Endowment for International Peace.

Система Orphus

Loading...
Up