Роль профессионального образования в воспроизводстве российского рабочего класса

 
Код статьиS086904990011564-2-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт социологии РАН
Адрес: Кржижановского ул., д. 24/35, корп. 5, Москва, 117218
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 1
Страницы99-113
Аннотация

Анализ осуществляется на материалах проекта “Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи в современной экономической ситуации”. Информационную базу составили данные опроса студентов средних специальных учебных заведений (ссузов), готовящих квалифицированных рабочих и служащих, которые до 2013 г. входили в систему начального профессионального образования (НПО). Основной функцией этих ссузов остается воспроизводство российского рабочего класса, поскольку обучение в них практически не меняет “на выходе” бóльшее число желающих работать по сравнению с желающими учиться дальше, которое наблюдается “на входе”. Выполнение функции воспроизводства рабочего класса осложняется слабостью механизмов трудоустройства выпускников этих ссузов, и они выполняют эту функцию лишь на 50%. Чтобы лучше удовлетворить запросы основной массы студентов, “низшим” ссузам необходимо уделять больше внимания трудоустройству своих выпускников.

Ключевые словарабочий класс, молодежь, образование, трудоустройство, начальное профессиональное образование, подготовка квалифицированных рабочих и служащих, воспроизводство рабочего класса, прекариат
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект “Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи в современной экономической ситуации” № 14-18-01985) в Институте социологии РАН
Получено15.09.2020
Дата публикации17.02.2017
Кол-во символов977
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 467

Оценка читателей: голосов 0

1. Батуренко С.А. (2011) Современный рабочий класс в России: проблема социальной интеграции // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. № 4. С. 37–45.

2. Бусыгина И. (2016) Прекариат как новый вызов для мира и России // Общественные науки и современность. № 3. С. 34–47.

3. Гасюкова Е.Н., Карачаровский В.В., Ястребов Г.А. (2016) Разный прекариат: об источниках и формах нестабильности социального статуса индивидов и групп // Общественные науки и современность. № 3. С. 48–63.

4. Жвитиашвили А.Ш. (2013) Рабочий класс в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. № 2. C. 33–42.

5. Зборовский Г., Шуклина Е. (2003) Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. № 4. C. 99–106.

6. Костина Е., Орлова Н. (2015) Рынок труда и построение профессиональной карьеры студентами // Высшее образование в России. № 11. С. 28–35.

7. Кочетов А.Н. (2011) Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия // Социологические исследования. № 5. C. 82–90.

8. Кремнева Н., Лукьянова Е. (2015) Рабочая профессия: успех или неудача? Восприятие социального положения рабочего в семейном контексте // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. № 10. С. 26–38.

9. Кузьминов Я.И., Андрущак Г.В., Фрумин И.Д., Волков А.Е. (2013) Профессиональное образование // Стратегия-2020. Новая модель роста – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Кн. 1. (под ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова). М.: Изд. дом “Дело” РАНХиГС, Гл. 10. С. 278–299.

10. Латова Н.В. (2016) Средние специальные учебные заведения: журавль в небе или синица в руках? // Общественные науки и современность. № 1. С. 34–46.

11. Макарова М.Н. (2006) Особенности трансформации рабочего класса в условиях глобализации // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 9. № 2. С. 59–67.

12. Митягина Е.В. (2013) Квалифицированные рабочие на российских предприятиях: о мифах и реальности // Социологические исследования. № 11. C. 47–53.

13. Собкин В.С., Писарский П.С. (1992) Социологический портрет учащегося ПТУ. М.: Изд-во Министерства образования РФ.

14. Стэндинг Г. (2014) Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем пресс.

15. Чередниченко Г.А. (2011) Образовательные и профессиональные траектории рабочей молодежи // Социологические исследования. № 9. C. 101–110.

16. Экономические обзоры ОЭСР (2013). Российская Федерация ОЭСР, 2014.

17. Энгельс Ф. (1961) Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М.: Государственное изд-во политической литературы. С. 1–338.

18. Abramowitz A., Teixeira R. (2009) The Decline of the White Working Class and the Rise of a Mass Upper-middle Class // Political Science Quarterly. Vol. 124. Iss. 3. Рр. 391–422.

19. Byrom T., Lightfoot N. (2013) Interrupted Trajectories: the Impact of Academic Failure on the Social Mobility of Working-Class Students // British Journal of Sociology of Education. Vol. 34(5–6). Pр. 812–828.

20. Education at a Glance 2015: OECD Indicators. (2015) OECD Publishing.

21. Halle D. (1984) America’s Working Man: Work, Home, and Politics Among Blue Collar Property Owners. Univ. of Chicago Press.

22. Heath R.P. (1998) The New Working Class // American Demographics. Vol. 20. Iss. 1.

23. Lehmann W. (2014) Habitus Transformation and Hidden Injuries: Successful Working-сlass University Students // Sociology of Education. Vol. 87(1). Pр. 1–15.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх