Восприятие культурных различий и межкультурной компетенции у российских студентов с разным уровнем креативности

 
Код статьиS086904990008515-8-1
DOI10.31857/S086904990008515-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Стажер-исследователь
Аффилиация: Центр социокультурных исследований Экспертного института Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 1
Страницы132-147
Аннотация

Многочисленные зарубежные исследования показали, что опыт межкультурных взаимодействий способен стимулировать креативность, в случае, когда человек к нему адаптирован. Индикатором адаптированности к ситуации межкультурных взаимодействий может выступать кросскультурная компетентность. Однако прошлые работы выявили противоречивые отношения компонентов межкультурной компетентности с креативностью. Данное исследование представляет собой качественный анализ восприятия межкультурных различий и межкультурной компетентности у более и менее креативных российских студентов с целью прояснить выявленные ранее паттерны взаимосвязи компонентов межкультурной компетентности с креативностью. Результаты контент-анализа 30 интервью показали, что более и менее креативные российские студенты по-разному воспринимают культурные отличия иностранцев от русских и, соответственно, имеют разные представления о необходимых им межкультурных компетенциях и их основаниях.

Ключевые словаКреативность, межкультурная компетентность, знания, установки, адаптированность поведения, культурные различия, контент-анализ
Получено01.03.2020
Дата публикации02.03.2020
Кол-во символов39162
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Проблематика социально-психологических последствий межкультурных контактов стала особенно актуальна в последние десятилетия в связи с ростом и распространением процессов глобализации [Chao, Kung, Yao 2015]. Особый интерес вызывают вопросы межкультурного взаимодействия в образовательной среде. Современные университеты становятся площадкой для реализации межкультурных контактов, так как предлагают своим студентам возможности приобретения межкультурного опыта. Мультикультурный опыт охватывает опыт всех прямых и косвенных контактов с представителями или элементами других культур [Leung, Chiu 2008; Aytug, Rua, Brazeal, Almaraz, Gonzalez 2018). При этом речь идет как о “большом мультикультурном опыте” (“Big M experience”) [Rich 2009)] через международные стажировки, проживание за рубежом и включение в новую культуру, так и о “малом мультикультурном опыте” (“Little M experience”) [Rich 2009], ограниченном взаимодействием с представителями других культур или культурными продуктами без непосредственной вовлеченности в чужую культуру.
2 Говоря о “малом мультикультурном опыте” необходимо отметить, что количество иностранных студентов в России постоянно растет и в абсолютном, и в процентном количестве. При этом около трети всех иностранных студентов обучается в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Эти же города наиболее популярны для иностранных студентов из культурно далеких от России стран [Громов 2016]. Подобная динамика в целом соответствует целям, реализуемым в рамках государственного проекта 5-100, в соответствии с которыми “экспорт российского образования должен стать национальной задачей” [Проект 5-100]. При этом большинство исследований возникающего культурного разнообразия в образовательной среде направлено на выявление особенностей адаптации иностранных студентов в России [Дорожкин, Мазитова 2007; Кривцова 2011; Беккер, Иванчин 2015; Попова 2019], построения мультикультурной образовательной среды преподавания в ней [Мошняга 2017]. Однако особенности межкультурных взаимодействий, адаптации к ним и связанных с этим изменений у принимающего населения часто оказываются не в фокусе внимания исследователей. Кроме того, мультикультурность в основном рассматривается как проблема, как вызов. В то же время мультикультурность может стать ресурсом для развития “компетенций XX века”, к которым в числе прочих относится креативность [Miron-Spektor, Beenen 2015; Фрумин, Добрякова, Баранников, Реморенко 2018].
3 Среди большого числа рассматриваемых учеными феноменов, подпадающих под влияние межкультурного опыта, особое место занимает креативность, воплощаемая в создании нового и полезного/релевантного продукта (материального или нематериального). Креативность считается одной из ключевых компетенций, которые необходимо развивать на всех уровнях образования, и современные учебные заведения постулируют подобное развитие креативности их учащихся в качестве одной из важнейших целей [KEA 2009].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 907

Оценка читателей: голосов 0

1. Беккер И.Л., Иванчин С.А. (2015) Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. № 36 (4). C. 247–256.

2. Бульцева М.А. (2019) Взаимосвязь аккультурационных установок с креативностью российских студентов в условиях интернационализации высшего образования // Междисциплинарный подход в исследовании современных этнических проблем: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием XI Санкт-Петербургские социологические чтения (Санкт-Петербург, 18–20 апреля 2019 года). Новосибирск: Типография Продвижение. C. 185–186.

3. Бульцева М. А., Лебедева Н. М. (2018) Взаимосвязь межкультурной компетентности и креативности у российских студентов // Общественные науки и современность. № 6. C. 31–44.

4. Громов А.Д. (2016) Академическая мобильность иностранных студентов в России // Факты образования. Вып. 7. С. 1–13.

5. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. (2007) Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. № 3. C. 73–77.

6. Кривцова И.О. (2011) Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. № 8 (2). C. 84–88.

7. Мацумото Д. (2003) Психология и культура. СПб.: Питер. Серия: Мастера психологии.

8. Мошняга Е.В. (2017) К вопросу о формировании мультикультурного образовательного пространства в вузе // Вестник РМАТ. № 1. C. 70–75.

9. Попова О.В. (2019) Адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием Проблемы и социальная адаптация молодежи (Ростов-на-Дону, 26.04.2019). С. 140–142.

10. Проект 5-100. (2018) Россия включается в конкуренцию за иностранных студентов (https://www.5top100.ru/news/93717/).

11. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. (2018) Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра // Серия Современная аналитика образования. № 2 (19). C. 4–25. (https://ioe.hse.ru/data/2018/07/12/1151646087/2_19.pdf).

12. Anawati D., Craig A. (2006) Behavioral adaptation within cross-cultural virtual teams // IEEE Transactions on Professional Communication. No. 1. Pp. 44–56.

13. Aytug Z.G., Rua T., Brazeal D.V., Almaraz J.A., Gonzalez C.B. (2018) A Socio-cultural approach to multicultural experience: Why interactions matter for creative thinking but exposures don’t // International Journal of Intercultural Relations. No. 64. Pp. 29–42.

14. Barrett M. (2012) Intercultural competence // EWC Statement Series. Oslo, Norway: European Wergeland Centre. No. 2. Pp. 23–27.

15. Batey M. (2012) The measurement of creativity: From definitional consensus to the introduction of a new heuristic framework // Creativity Research Journal. No. 1. Pp. 55–65.

16. Chao M. M., Kung F. Y., & Yao D. J. (2015) Understanding the divergent effects of multicultural exposure. // International Journal of Intercultural Relations. No 47. Pp. 78–88.

17. Chao T.M. (2014) Knowledge sharing in intercultural teamwork. What factors can influence knowledge sharing process in intercultural team work? The case of Finnish and Vietnamese team (https://www.theseus.fi/ bitstream/handle/10024/79373/Thesis%20%20FINAL.pdf?sequen ce=1).

18. Chen H. (2003) The research in behavioral psychology of foreign students’ sociocultural adaptation in China // Journal of Beijing Normal University (Social Sciences). No. 6. Pp. 135–142.

19. Chen X., Leung A.K.Y., Yang D.Y.J., Chiu C.Y., Li Z.Q., Cheng S.Y. (2016) Cultural threats in culturally mixed encounters hamper creative performance for individuals with lower openness to experience // Journal of Cross-Cultural Psychology. No. 47(10). Pp. 1321–1334.

20. Chiu C.Y., Cheng S.Y. (2007) Toward a social psychology of culture and globalization: Some social cognitive consequences of activating two cultures simultaneously // Social and Personality Psychology Compass. No. 1(1). Pp. 84–100.

21. Chiu C.Y., Lonner W.J., Matsumoto D., Ward C. (2013). Cross-cultural competence: Theory, research, and application // Journal of Cross-Cultural Psychology. No. 44 (6). Pp. 843–848.

22. Crisp R.J., Turner R.N. (2011) Cognitive adaptation to the experience of social and cultural diversity // Psychological Bulletin. No. 137(2). Pp. 242–266.

23. Dai X., Chen G.M. (2014) Intercultural communication competence: Conceptualization and its development in cultural contexts and interactions. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing.

24. Erlingsson C., Brysiewicz P. (2017) A hands-on guide to doing content analysis // African Journal of Emergency Medicine. No. 7(3). Pp. 93–99.

25. Galinsky A.D., Magee J.C., Gruenfeld D.H., Whitson J.A., Liljenquist K.A. (2008) Power reduces the press of the situation: implications for creativity, conformity, and dissonance // Journal of Personality and Social Psychology. No. 95 (6). Pp. 1450–1466.

26. Gallego A., Pardos-Prado S. (2014) The big five personality traits and attitudes towards immigrants // Journal of Ethnic and Migration Studies. No. 40(1). Pp. 79–99.

27. KEA European Affairs (2009) The impact of culture on creativity. A Study prepared for the European Commission (Directorate-General for Education and Culture) (http://www.keanet.eu/docs/impactculturecreativityfull.pdf).

28. Klak T., Martin P. (2003) Do university-sponsored international cultural events help students to appreciate “difference”? // International Journal of Intercultural Relations. No. 27(4). Pp. 445–465.

29. Krajewski S. (2011) Developing intercultural competence in multilingual and multicultural student groups // Journal of Research in International Education. No. 10(2). Pp. 137–153.

30. Leung A.K., Chiu C.-Y. (2008) Interactive Effects of Multicultural Experiences and Openness to Experience on Creativity // Creativity Research Journal. No. 20. Pp. 376–382.

31. Leung A.K., Chiu C.-Y. (2010) Multicultural experience, idea receptiveness, and creativity // Journal of Cross-Cultural Psychology. No. 5–6. Pp. 723–741.

32. Leung A.K., Maddux W.W., Galinsky A.D., Chiu C.-Y. (2008) Multicultural experience enhances creativity: The when and how // American Psychologist. No. 3. Pp. 169–181.

33. Maddux W.W., Leung A.K.Y., Chiu C.Y., Galinsky A.D. (2009) Toward a more complete understanding of the link between multicultural experience and creativity // American Psychologist. No. 64(2). Pp.156–158.

34. Miron-Spektor E., Beenen G. (2015) Motivating creativity: The effects of sequential and simultaneous learning and performance achievement goals on product novelty and usefulness // Organizational Behavior and Human Decision Processes. No. 127. Pp. 53–65.

35. Miyahara A. (1999) Examining cultural boundaries in the communication studies: The case of Japanese interpersonal communication competence // Keio Communication Review. No. 21. Pp. 23–35.

36. Morris M.W., Mok A., Mor S. (2011) Cultural identity threat: The role of cultural identifications in moderating closure responses to foreign cultural inflow // Journal of Social Issues. No. 67(4). Pp. 760–773.

37. Olson L.C., Kroeger K.R. (2001) Global competency and intercultural sensitivity // Journal of Studies in International Education. No. 5(2). Pp. 116-–37.

38. Rich G.J. (2009). Big C, little c, Big M, little m // American Psychologist. No. 64. Pp. 155–156.

39. Shi D., Liu L., Ke Y. (2012) The influence of multicultural experience on creative problem solving // China Sci. Educ. Innov. Guide. No. 29. Pp. 16–18.

40. Spitzberg B.H., Changnon G. (2009) Conceptualizing intercultural competence // The SAGE Handbook of Intercultural Competence / Ed. by D.K. Deardorff Thousand Oaks, CA: Sage. Pp. 2–52.

41. Terwilliger J.M., Bach N., Bryan C., Williams M.T. (2013) Multicultural versus colorblind ideology: Implications for mental health and counseling // Psychology research progress. Psychology of counseling. Nova Biomedical Books. Pp. 97–108.

42. Yunlu D.G., Clapp-Smith R., Shaffer M. (2017) Understanding the Role of Cultural Intelligence in Individual Creativity. // Creativity Research Journal. No. 3. Pp. 236–243.

43. Zhai L., Scheer S.D. (2004) Global perspectives and attitudes toward cultural diversity among summer agriculture students at the Ohio State University // Journal of Agricultural Education. No. 45(2). Pp. 39–51.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх