Past, present and not too distant future. Non-optimistic reflections

 
PIIS086904990004149-5-1
DOI10.31857/S086904990004149-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Doctor of Philosophy, Professor of the Department of History and Theory of Culture of the RSUH
Address: Russian Federation,Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 2
Pages182-189
Abstract

The article raises the question of strategic prospects of historical evolution of mankind. The author offers a model according to which human evolution is logically a final stage of self-development of nature. Human teleology is to create a self-developing non-biological nature, and to pass the baton of evolutionary development to artificial intelligence. This model is in conflict with stable and psychologically comfortable anthropocentric picture of the world. However, it deserves attention

Keywordshistorical perspective of mankind, the logic of the evolutionary process, the teleology of the human being, the problem of anthropocentrism, self-developing non-biological nature, the problems of a technological singularity
Publication date27.03.2019
Number of characters25549
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Среди фундаментальных отличий человека от других форм жизни – вытекающая из сознания, мышления и способности к познанию природы способность к созиданию технологий и стратегий жизни, выходящих за рамки, данных эволюцией и закрепленных в инстинктивных формах. Человек создал постоянно расширяющееся предметное и технологическое пространство, окружив себя разнообразными рукотворными предметами и приспособлениями, которые позволили ему резко нарастить конкурентные преимущества перед остальными видами живой природы и успешно решать базовые общебиологические задачи – расширение экологической ниши и увеличение численности вида. Такова телеология социокультурного универсума с позиции вида homo sapiens.
2 Однако по мере разворачивания истории человечества открывается иной телеологический уровень описанного, в котором сам человек предстает элементом более универсальной стратегии. Для того чтобы начать разговор, необходимо эксплицировать базовые иллюзии человеческого сознания.
3 Обратим внимание на одно фундаментальное обстоятельство. Концепция, согласно которой Бог создал человека по своему образу и подобию, поместил его в центр Вселенной, любит и заботится о человеке, обещает познавшему истину и следующему божественным заповедям позитивную перспективу в вечности, психологически комфортна, вписывает человека в бытие, наделяет его существование глубоким религиозным смыслом, примиряет с трагедиями и тяготами. Иными словами, она максимально функциональна как мировоззрение исторического человека (доисторического вписывала в мир и наделяла смыслом иная мифология). Недаром это мировоззрение разделяют 2,2 млрд христиан, 1,57 млрд мусульман и примерно 11 млн иудаистов.
4 Но рядом с этой доктриной существует иная, гностическая, которую в той или иной мере разделяют современные наследники гностической традиции: катары, каббалисты, павликиане, мандеи, оккультисты. Эти сообщества насчитывают вряд ли более сотни тысяч адептов. Спорить о том, какое из этих учений истинно, лишено смысла, поскольку это – предмет веры. Между тем, когда гностическая доктрина начинала свой путь, соотношения и исторические перспективы были совсем иными. Победила психологически комфортная и исторически функциональная парадигма. Замечу, что великие тоталитарные идеологии XX в. – коммунизм и фашизм, отторгая Бога либо смещая его на периферию сознания, сохраняли антропоцентризм и сияющую позитивную перспективу для носителей Учения, поместив данную перспективу в этот мир.
5 Существует фундаментальная проблема исторических перспектив и будущего человечества. Сравнительно недавно оно осознало, что история – нескончаемый процесс качественных изменений. Давным-давно люди знали, что государства возникают, рушатся, возникают вновь. Одни народы иссякают, а другие приходят и расцветают на том же месте. Однако все эти перемены мыслились однокачественными, то есть считалось, что сегодняшняя реальность соответствует и той, что была тысячу лет назад, и той, что настанет через 500 лет. На полотнах художников Возрождения персонажи Нового Завета представлены в одеяниях Италии XV–XVI вв. А картины, рисующие первые Соборы христианской церкви, живописуют епископов в роскошных облачениях, митрах и тиарах, утвердившихся через добрую тысячу лет после Первого Никейского собора.

views: 1498

Readers community rating: votes 0

1. Kaku M. (2015) Budushchee razuma [The future of intellect]. Moscow: Alpina non-fiction.

2. Kurzweil R. (2017) Matematika chelovecheskogo myshleniya [Mathematics of human thought] (hightech.fm›2017/07/04/kurzweil-master).

Система Orphus

Loading...
Up