Прошлое, настоящее и не слишком отдаленное будущее. Неоптимистические размышления

 
Код статьиS086904990004149-5-1
DOI10.31857/S086904990004149-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 2
Страницы182-189
Аннотация

В статье ставится вопрос о стратегических перспективах исторической эволюции человечества. Автор предлагает модель, в соответствии с которой эволюция человека представляет собой логически завершающий этап саморазвития живой природы. Телеология человека состоит в том, чтобы создать саморазвивающуюся небиологическую природу и передать эстафету эволюционного развития искусственному интеллекту. Эта модель вступает в конфликт с устойчивой и психологически комфортной антропоцентристской картиной мира. Однако она заслуживает внимания

Ключевые словаисторические перспективы человечества, логика эволюционного процесса, телеология человека, проблемы антропоцентризма, саморазвивающаяся внебиологическая природа, проблемы технологической сингулярности
Дата публикации27.03.2019
Кол-во символов25549
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Среди фундаментальных отличий человека от других форм жизни – вытекающая из сознания, мышления и способности к познанию природы способность к созиданию технологий и стратегий жизни, выходящих за рамки, данных эволюцией и закрепленных в инстинктивных формах. Человек создал постоянно расширяющееся предметное и технологическое пространство, окружив себя разнообразными рукотворными предметами и приспособлениями, которые позволили ему резко нарастить конкурентные преимущества перед остальными видами живой природы и успешно решать базовые общебиологические задачи – расширение экологической ниши и увеличение численности вида. Такова телеология социокультурного универсума с позиции вида homo sapiens.
2 Однако по мере разворачивания истории человечества открывается иной телеологический уровень описанного, в котором сам человек предстает элементом более универсальной стратегии. Для того чтобы начать разговор, необходимо эксплицировать базовые иллюзии человеческого сознания.
3 Обратим внимание на одно фундаментальное обстоятельство. Концепция, согласно которой Бог создал человека по своему образу и подобию, поместил его в центр Вселенной, любит и заботится о человеке, обещает познавшему истину и следующему божественным заповедям позитивную перспективу в вечности, психологически комфортна, вписывает человека в бытие, наделяет его существование глубоким религиозным смыслом, примиряет с трагедиями и тяготами. Иными словами, она максимально функциональна как мировоззрение исторического человека (доисторического вписывала в мир и наделяла смыслом иная мифология). Недаром это мировоззрение разделяют 2,2 млрд христиан, 1,57 млрд мусульман и примерно 11 млн иудаистов.
4 Но рядом с этой доктриной существует иная, гностическая, которую в той или иной мере разделяют современные наследники гностической традиции: катары, каббалисты, павликиане, мандеи, оккультисты. Эти сообщества насчитывают вряд ли более сотни тысяч адептов. Спорить о том, какое из этих учений истинно, лишено смысла, поскольку это – предмет веры. Между тем, когда гностическая доктрина начинала свой путь, соотношения и исторические перспективы были совсем иными. Победила психологически комфортная и исторически функциональная парадигма. Замечу, что великие тоталитарные идеологии XX в. – коммунизм и фашизм, отторгая Бога либо смещая его на периферию сознания, сохраняли антропоцентризм и сияющую позитивную перспективу для носителей Учения, поместив данную перспективу в этот мир.
5 Существует фундаментальная проблема исторических перспектив и будущего человечества. Сравнительно недавно оно осознало, что история – нескончаемый процесс качественных изменений. Давным-давно люди знали, что государства возникают, рушатся, возникают вновь. Одни народы иссякают, а другие приходят и расцветают на том же месте. Однако все эти перемены мыслились однокачественными, то есть считалось, что сегодняшняя реальность соответствует и той, что была тысячу лет назад, и той, что настанет через 500 лет. На полотнах художников Возрождения персонажи Нового Завета представлены в одеяниях Италии XV–XVI вв. А картины, рисующие первые Соборы христианской церкви, живописуют епископов в роскошных облачениях, митрах и тиарах, утвердившихся через добрую тысячу лет после Первого Никейского собора.

всего просмотров: 1435

Оценка читателей: голосов 0

1. Каку М. (2015) Будущее разума. М.: Альпина нон-фикшн..

2. Курцвейл Р. (2017) Математика человеческого мышления (hightech.fm›2017/07/04/kurzweil-master)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх