Social, professional and regional aspects of poverty in the Russian Federation during of the pandemic

 
PIIS020736760014260-5-1
DOI10.31857/S020736760014260-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior researcher, Centre for Employment Policy and Social and Labor Relations of the Institute of Economy RAS
Affiliation: Institute of Economy RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Affiliation: Institute of Economics, RAS
Address: Russian Federation
Occupation: Head, Centre for Employment Policy and Social and Labor Relations of the Institute of Economy RAS
Affiliation: Institute of Economy RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 3
Pages64-77
Abstract

The article examines the main approaches to assessing the scale and parameters of regional poverty in Russia, and notes a high degree of regional inequality. In the context of the pandemic, the risks of unemployment and indebtedness have increased, and the decline in household incomes has prompted the forecasts of a further growth in regional poverty. 

The role of the subjective factor is revealed, directions for alleviating regional poverty are given and specific measures are proposed for targeted support of families with children.

Keywordsregional poverty, income inequality; spatial development, regional leaders and outsiders, risks of unemployment, financial risks, targeted assistance, poverty forecasts, families with children, poverty allowance
Received24.03.2021
Publication date25.03.2021
Number of characters28571
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Бедность в современном обществе имеет неоднозначное определение, многоуровневые причины и разные способы выражения. Оценки этого явления чаще основаны на измерениях абсолютной бедности – размеров доходов по отношению к устанавливаемой величине прожиточного минимума или иного порога бедности, который рассчитывается по странам, категориям населения, а также по регионам стран с федеративным или конфедеративным устройством. В международных сравнениях анализ, как правило, производится на основе средних показателей. Так, в России среднедушевые доходы по международным меркам достаточно высоки – страна входит в число 40 ведущих держав мира. Однако, если учитывать степень имущественного расслоения в обществе, то Россия находится в конце списка из 70 стран [1]. Различия в уровне доходов богатых и бедных членов общества ставят Россию значительно ниже большинства развитых стран, в ряд с экономиками третьего мира, где большие масштабы бедности соседствует с роскошью.
2 При анализе причин высокой степени социального неравенства необходимо обратить внимание на региональную бедность. Вопросы региональной бедности, как правило, рассматриваются экономистами с позиций неравенства, определяемого уровнем доходов [2]. Региональная бедность представляет важнейшую компоненту неравенства в потреблении, особенно характерного для многонаселенных стран с федеративным или конфедеративным устройством. Региональное неравенство − один из ключевых факторов социального неравенства. Во многих регионах России доля бедного населения в два и более раз выше средней по стране [1. С. 69].
3 Региональная бедность как социально-экономическая категория отражает низкие региональные стандарты и диспропорции в уровне жизни населения, которые определяются недостаточностью ресурсов для обеспечения прожиточного минимума определенной части населения. Регионы различны по доле бедных, живущих ниже прожиточного минимума. Риски бедности весьма неравномерно затрагивают различные социальные группы и слои населения страны. Важнейшими факторами, определяющими доходы населения, являются место проживания и социально-демографические характеристики группы.
4 В России борьба с бедностью традиционно рассматривается в числе приоритетных политических целей. В то же время, несмотря на более чем двукратное сокращение численности бедных за последние два десятилетия, острота проблемы региональной бедности по-прежнему внушает опасения. Дополнительные факторы, порождающие новый виток обеднения населения страны и угрозу для нормального воспроизводства национального человеческого потенциала, обозначились в период пандемии. Начальный период (второй квартал 2020 г.) был отмечен существенным ростом безработицы и увеличением численности населения с доходами ниже прожиточного минимума (последняя, по данным Росстата, достигла почти 20 млн человек). Это обусловило постановку задачи смягчения бедности в ряд национальных целей развития страны до 2030 г. Согласно Указу Президента, уровень бедности к 2030 г. должен быть снижен в два раза по сравнению с показателем 2017 г., т.е. до 6,5% населения (9,5 млн человек) [3].

Number of purchasers: 0, views: 81

Readers community rating: votes 0

1. Aganbegyan A.G. Preodolenie bednosti i sokraschenie neravenstva po dokhodam i potrebleniyu v Rossii // EhKO. 2017. №. 9. S. 66-84.

2. Smirnov S.N. Regional'nye faktory sotsial'nogo neravenstva i ego sledstviya: primer sovremennoj Rossii // Ehkonomicheskie i sotsial'nye problemy Rossii. 2017. № 2. S. 46-66.

3. O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 goda.

4. Grigor'ev A.M. Osobennosti razvitiya chelovecheskogo kapitala v sub'ektakh RF // M.: Analiticheskij tsentr pri Pravitel'stve RF. 11.06.2019.

5. Rejting regionov RF po kachestvu zhizni – 2018 // M.: RIA REJTING, 2019. https://www.riarating.ru// (data obrascheniya 30.09.2020).

6. Rossiya v novuyu ehpokhu: vybor prioritetov i tseli natsional'nogo razvitiya. Ehkspertnyj doklad NIU VShEh // M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2020. S. 58-59.

7. Podderzhka semej s det'mi v usloviyakh pandemii COVID-19 // Analiticheskij byulleten' NIU VShEh ob ehkonomicheskikh i sotsial'nykh posledstviyakh koronavirusa v Rossii i v mire. № 7. 26.06.2020. S.47-48.

8. https://www.hse.ru/data/2020/06/25/1607268429/HSE_Covid_07_2020_2_1.pdf (data obrascheniya 01.10.2020).

9. Pravila predostavleniya i raspredeleniya subsidij iz Federal'nogo byudzheta byudzhetam sub'ektov RF na realizatsiyu meropriyatij, napravlennykh na okazanii gosudarstvennoj sotsial'noj pomoschi na osnovanii sotsial'nogo kontrakta. Prilozhenie № 8(6) k gosudarstvennoj programme «Sotsial'naya podderzhka grazhdan». Utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 296.

10. Kravchenko E.V. Sotsial'nyj kontrakt kak perspektivnyj mekhanizm povysheniya ehffektivnosti sotsial'noj zaschity naseleniya // Ehkonomika truda. 2019. Tom 6. № 2. S. 827-840.

Система Orphus

Loading...
Up