The present-day industrial policy of Belarus

 
PIIS020736760008637-9-1
DOI10.31857/S020736760008637-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Address: Belarus, Minsk
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 3
Pages87-100
Abstract

The article is devoted to the analysis of the industrial policy of Belarus in terms of achieving the goals of sustainable development, structural transformation and the realization of export potential. The strategic directions of further development of the industrial complex in the context of Eurasian integration are outlined. 

Keywordsindustry, industrial policy, high-tech production, labor productivity, export, industrial integration
Received23.03.2020
Publication date23.03.2020
Number of characters30117
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Промышленный комплекс является неотъемлемой частью экономической системы современного государства, от эффективности функционирования промышленный предприятий во многом зависит экономический рост и благосостояние граждан. Для достижения устойчивого роста промышленности во многих экономически развитых странах осуществляется разработка стратегии развития промышленного комплекса, формирование и реализация промышленной политики.
2 Промышленная политика – понятие широкое и сложное, экономическая литература предлагает множество вариантов ее определения. Под промышленной политикой понимают согласованный комплекс мер органов государственной власти, направленных на регулирование промышленной деятельности: экономической, юридической, информационной, организационно-распорядительной. Объектами промышленной политики выступают производственные процессы хозяйственного механизма функционирования. Субъектами промышленной политики являются органы законодательной и исполнительной власти, отраслевые органы управления промышленностью и т.д.
3 Следует отметить, что в мире не существует единой практики установившихся правил форм и методов функционирования системы государственного регулирования промышленного комплекса. Также не наблюдается таких существенных особенностей регламентации деятельности по управлению промышленностью, которые могли бы быть предметно соотнесены со спецификой социально-экономической системы страны, типом ее государственного устройства (федеративным или унитарным). В то же время промышленная политика разных стран различается по целям и составу используемых инструментов.
4 В мировой практике различают две модели промышленной политики: «жесткую» и «мягкую».
5 «Жесткая» промышленная политика нацелена на формирование и развитие отдельных видов деятельности посредством сочетания государственных субсидий и кредитов в приоритетных отраслях промышленности, государственное регулирование валютного курса и цен на сырье, энергию, применение протекционизма во внешней торговле (создание в той или иной мере «тепличных» условий для национальных производителей). Такой вид промышленной политики применяется в постсоветских странах с переходной экономикой.
6 «Мягкая» промышленная политика ориентирована на содействие росту конкурентоспособности национальных компаний, привлечение иностранных инвестиций с целью повышения эффективности производства при отсутствии жесткого контроля со стороны государства. «Мягкая» промышленная политика получила распространение в странах с развитой экономикой, преимущественно в Западной Европе.
7 Опыт Евросоюза свидетельствует в пользу интеграции промышленной политики с другими направлениями экономической и социальной политики, включая ее региональные аспекты. Достижение целей устойчивого развития экономических стран-лидеров в состав ключевых факторов наращивания конкурентоспособности выводит на высокий уровень развития человеческого и интеллектуального капитала, инвестиции в нематериальные активы, затрат на исследования и разработки.

Number of purchasers: 0, views: 336

Readers community rating: votes 0

1. Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года, утв. постановлением Совмина от 04.04.2013 № 256 (в ред. от 30.12.2015 N 1112).

2. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс] – URL: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf (дата обращения: 30.01.2010).

3. Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/SiteAssets/брошюра%20рус%20OK%20NEW.pdf (дата обращения: 23.12.2019).

Система Orphus

Loading...
Up