Барские конфедераты в современной польской памяти и историографии

 
Код статьиS013038640001425-5-1
DOI10.31857/S013038640001425-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес: Российская Федерация, Омск
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 5
Страницы160-170
Аннотация

Статья посвящена выявлению тенденций в трансформации образа Барской конфедерации в современной польской историографии и социальной памяти, начиная с 90-х гг. XX в. Образ Барской конфедерации, складывающийся в социальной памяти, оказывал влияние на проблематику исторических исследований. Но выводы профессиональных историков не всегда совпадали с позицией общественности.

Ключевые словаБарская конфедерация, социальная память, культурная идентичность, история Польши
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ, номер проекта: 16-01-00360.
Получено10.10.2018
Дата публикации10.10.2018
Кол-во символов32915
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 250 лет назад, 29 февраля 1768 г., в польском городе Бара был организован политический союз шляхты (конфедерация), объединивший противников реформ польского короля Станислава Августа, направленных на ограничение произвола магнатов и укрепление центральной власти, а также недовольных вмешательством Российской империи во внутренние дела Речи Посполитой. Прелюдией конфедерации стал сейм 1767—1768 гг. Под давлением России он значительно расширил права живущих в Речи Посполитой лиц некатолического вероисповедания. В итоге Барская конфедерация оказалась «специфическим движением», соединившим лозунг борьбы за независимость с идеями возвращения к «золотой вольности» и защиты костела [1]. Четырехлетняя борьба конфедератов завершилась их поражением и привела к первому разделу Речи Посполитой в 1772 г. История Барской конфедерации является чрезвычайно важным элементом в польском культурном и историческом дискурсе, поскольку связана с разделами Речи Посполитой конца XVIII в., центральным событием, вокруг осмысления которого протекали процессы нациестроительства в польском обществе [2]. По мнению польского историка Томаша Мерта, Барская конфедерация заслуживает внимания в качестве «одного из наиболее важных, возможно даже переломных моментов в истории национального сознания», это «движение… отражает составляющие польского способа понимания политики и действий в сфере общественной жизни» [3].
2 О Барской конфедерации писали многие известные польские историки, но до сих пор эта тема остается дискуссионной. До завоевания Польшей независимости формируются две историографические концепции осмысления эпохи польских разделов — пессимистическая, возлагавшая ответственность за распад государства на польское общество, и оптимистическая, видевшая в традиционном устройстве польского государства основу его величия [4]. Представители первой оценивали Барскую конфедерацию в основном негативно, видя в ней непосредственную причину первого раздела Речи Посполитой. Лидер краковской историографической школы Юзеф Шуйский считал Барскую конфедерацию последней войной в чисто шляхетском духе за независимость и отказывался видеть в ней колыбель нового польского патриотизма, который интерес целостности и независимости нации ставил выше шляхетских вольностей [5]. Оптимисты подхватили образ барских конфедератов, созданный в романтической польской поэзии, как бесстрашных благородных борцов за свободу Польши, патриотов и мучеников, но полагали, что «старая рыцарская Польша, помнящая Собеского», сохранилась к тому времени только в отдаленных уголках, до которых «европейская порча, освященная примером дворов Людовиков и Августов», еще не дошла [6]. А «патриотизм, если еще в ком отзывался, был любовью не к родине, а к “золотой вольности”, привязанностью к шляхетскому верховенству и старому не-порядку» [7].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1418

Оценка читателей: голосов 0

1. Czubiński A., Topolski J. Historia Polski. Wrocław [etc.], 1989, s. 231.

2. Подробнее см.: Васильев А. Г. VITA MEMORIAE, СASUS POLONIAE. — Культурологический журнал, 2012, 3 (9). — URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/154.html&j_id-11

3. Merta T. Konfederacja barska. Od sarmatyzmu do nowoczesnego patriotyzmu. — Fronda.pl — URL: http://www.fronda.pl/a/konfederacja-barska-od-sarmatyzmu-do-nowoczesnego-patriotyzmu%2C63290.html

4. Подробнее см.: Васильев А. Г. Мемориализация травмы в культурной памяти: «Падение Польши» в польской историографии XIX века. — Образы времени и исторические представления: Россия — Восток — Запад. М., 2010.

5. Szujski J. Dzieje Polski, t. IV. Kraków, 1894, s. 485.

6. Kraszewski J.I. Polska w czasie trzech rozbiorów 1772—1799: studya do historyi ducha i obyczaju. T. 1. 1772—1787. Warszawa, 1902, s. 71.

7. Ibidem, s. 73.

8. Konfederacja Barska: wybór tekstów / wstępem i objaśnieniami zaopatrzył Władysław Konopczyński. Kraków, 1928, s. XLII—XLIII.

9. Klich-Kluczewska B. Pamięć o konfederacji barskiej w PRL. Próba rekonesansu. — Zeszyty sądeckospiskie, t. 3, 2008, s. 98.

10. Korzeniewski B. Transformacja pamięci — o nieliniowym charakterze przemian w pamięci Polaków. — Sensus Historiae, v. IX, 2012, № 4, s. 14.

11. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000, с. 29—30.

12. Klich-Kluczewska B. Op. cit., s. 97.

13. Цит. по: Walicki A. Tradycje polskiego patriotyzmu. — Aneks, 1985, № 40, s. 40.

14. Kowalski J. Konfederacya. Krótka wiadomośc o konfedracji barskiej. Warszawa, 2000, s. 3.

15. URL: http://www.omp.org.pl/ksiazka.php?idKsiazki-207

16. Związkowcy protestują pod Lidlem. „Jak za konfederacji barskiej…” — Wprost. — URL: ttps://www. wprost.pl/gospodarka/419475/Zwiazkowcy-protestuja-pod-Lidlem-Jak-za-konfederacji-barskiej.html

17. Forycki M. Tradycje konfederackie. — Polskie miejsca pamięci. Dzieje toposu wolności. Warszawa, 2014, s. 94.

18. Topolski J. Dzieje Polski. 1501—1795. Warszawa, 1993, s. 128—129.

19. Roszak S. Patriotyzm i wychowanie patriotyczne w I Rzeczypospolitej. — Wychowanie patriotyczne. Tradycje i wyzwania współczesności. Warszawa, 2007, s. 15.

20. Roszak S. Zrozumieć przeszłość: podręcznik do historii dla liceum ogólnokształcącego i technikum: zakres rozszerzony. Cz. 2. Dzieje Nowożytne. Warszawa, 2016, s. 362.

21. Merta T. Konfederacja barska — odnowienie polskiego republikanizmu. — Nieodzowność konserwatyzmu: księga pamięci Tomasza Merty. Warszawa, 2011, s. 238—237.

22. Nowak A. Historie politycznych tradycji: Piłsudski, Putin i inni. Kraków, 2007, s. 8.

23. Ibid., s. 48—49.

24. Nowak A. Poligony imperialnej polityki: między Barem, Krymem, Kaukazem i kazachskim stepem. — Arcana, 2008, № 6 (84), s. 89.

25. Ibid., s. 108.

26. 248 rocznica Konfederacji Barskiej. — Kapucyni.pl URL: https://www.kapucyni.pl/info/6933—248-rocznica-konfederacji-barskiej

27. Głowacki J. J. Tolerancyjność i fanatyzm szlachty katolickiej w Rzeczypospolitej u progu Oświecenia. — Acta Universitatis łodziensis. Folia historica, 2014, 92, s. 29—48.

28. Głowacki J. J. Manifestowanie religijności przez konfederatów barskich. — Acta Universitatis łodziensis. Folia historica, 2010, 85, s. 76.

29. Głowacki J. J. Tolerancyjność i fanatyzm…, s. 40.

30. Подробнее см.: Крих А. А., Мулина С. А. Польские конфедераты в Сибири. — Известия иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение», 2012, № 2, с. 13—21.

31. Klich-Kluczewska B. Op. сit., s. 97.

32. Mogiła zbiorowa Konfederatów Barskich. — Rada ochrony Pamięci Walk i Męczeństwa. Ogólnopolska komputerowa baza cmentarzy wojennych. — URL: http://groby.radaopwim.gov.pl/ grob/9694

33. Bielsko-Biała — Pomnik Konfederacji Barskiej. — URL: http://www.miejscapamiecinarodowej.pl/index.php/slaskie/143-bielsko-biala-pomnik-konfederacji-barskiej

34. Skrodzki J. W. 240 rocznicę Konfederacji Barskiej. — Niedziela Ogólnopolska, 2008, № 19, s. 42. — URL: http://www.niedziela.pl/artykul/85443/nd/W-240-rocznice-Konfederacji-Barskiej

35. 245 rocznica konfederacji barskiej. — Niezależna. — URL: http://niezalezna.pl/38965-245-rocznica-konfederacji-barskiej

36. Rocznica powstania Konfederacji Barskiej. — URL: http://www.radiomaryja.pl/informacje/rocznica-powstania-konfederacji-barskiej

37. Uchwała Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 8 czerwca 2017 r. W sprawie ustanowienia roku 2018 Rokiem Konfederacji Barskiej. — URL: http://orka.sejm.gov.pl/proc8.nsf/uchwaly/1513_u.htm

38. Kumór W. Sejm głosuje „ku chwale pożytecznych idiotów”. — Newsweek Polska. — URL: http://www.newsweek.pl/polska/polityka/rok-2018-rokiem-konfederacji-barskiej-sejm-glosuje-ku-chwa-lepozytecznych-idiotow-,artykuly,411394,1.html

39. Zgorzelski R. Złamani i niezłomni. Losy konfederatów barskich po klęsce. — Historia i Polityka, t. VI. Toruń, 2007, s. 28.

40. Głębocki H. Kresy Imperium: szkice i materiały do dziejów polityki Rosji wobec jej pereferii (XVIII—XXI). Kraków, 2006.

41. Jewsiewicki W. Zesłanie konfederatów barskich na Syberię i do Kraju Orenburgskiego. — Niepodległość i Pamięć, 1998, № 5/2 (11); Masiarz W. Dzieje kościoła i polskiej diaspory w Tobolsku na Syberii: 1838—1922. Kraków, 1999; Dąbrowska M. Konfederatów barskich podróż w głąb Rosji (Karol Lubicz Chojecki i Thesby de Belcour). — Wschód — Zachód w dialogu międzykulturowym. Słupsk, 2010; Getka J. Polscy XVIII-wieczni zesłańcy syberyjscy. Strategie (prze)życia na zeslaniu. — Acta Neophililogika, 2014, XVI (I); Кучиньский А. Кароль Любич-Хоецкий — барский конфедерат в ссылке. — Польские ссыльные в Сибири во второй половине XVIII — начале XX века в восприятии российской администрации, переселенцев и коренных народов Сибири. Омск, 2015.

42. Chojecki K. Pamięć dzieł polskich: podróż i niepomyślny sukces Polaków / na podstawie pierwodruku z 1789 roku wydali oraz przypisami i komentarzami opatrzyli Antoni Kuczyński i Zbigniew J. Wójcik. Bagno — Warszawa — Wrocław, 1997; Beniowski M. Mémoires et voyages. Paris, 2010; Thesby de Bel- cour F. A. Dziennik francuskiego oficera w służbie konfederacji barskiej i syberyjskiego zesłańca. Warszawa, 2016.

43. В 2016 г. вышел спектакль «Бенёвский, король Мадагаскара», поставленный по произведению Ю. Словацкого молодым польским режиссером П. Щвёнтком в театре IMKA. В постановке повествование идет от лица лемуров, одетых в одежды польской шляхты XVIII в. Они играют иностранцев, которые в самых неожиданных обстоятельствах конфликтуют с Польшей, поляками и польскостью. Бенёвский же в виде скелета в продолжение всего действия сидит в углу сцены (Centkowski M. Jądro smiesznosci. — Newsweek plus, 2016, № 14 — URL: http://www.newsweek.pl/plus/kultura/pawel-swiatek-beniowski-krol-madagaskaru-recenzja-spektaklu, artykuly,382697,1, z.html)

44. Uchwała Senatu Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 7 października 2009 r. — Internetowy System Aktów Prawnych. — URL: http://isap.sejm.gov.pl/DetailsServlet?id-WMP20090660865

45. Kułakowska-Zadęcka R. Kazimierz Pułaski — dowódca i simbol konfederacji barskiej. — Zeszyty sądecko-spiskie, 2008, t. 3, s. 27.

46. Jadach M. Gorlice: pomnik Pułaskiego nie stanie w Wysowej. — URL: http://gorlice.naszemiasto.pl/artykul/gorlice-pomnik-pulaskiego-nie-stanie-w-wysowej,487650,art,t,id,tm.html

47. Jadach M. Powiat górlicki: Łemkowie przeciwko Pułaskiemu w Wysowej. — URL: http://www.gazetakrakowska.pl/artykul/278596,powiat-gorlicki-lemkowie-przeciwko-pulaskiemu-w-wysowej,id,t.html

48. Kruk R. Pomnik Kazimierza Pułaskiego w Krynicy. — Zeszyty sądecko-spiskie, 2008, t. 3, s. 84.

49. Grób konfederaty barskiego w Żarnówce. — Rada ochrony Pamięci Walk i Męczeństwa. Ogólnopolska komputerowa baza cmentarzy wojennych. — URL: http://groby.radaopwim.gov.pl/grob/6858

50. Mogiła konfederatów barskich w Palczy. — Rada ochrony Pamięci Walk i Męczeństwa. Ogólnopolska komputerowa baza cmentarzy wojennych. — URL: http://groby.radaopwim.gov.pl/grob/6822

51. Sadowski P. Pamiątki historii militarnej w południowej Małopolsce jako walory turystyki kulturowej. — Rozwój turystyki kulturowej i przyrodniczej na pograniczu polsko-słowackim. Nowy Targ, 2012, s. 144.

52. Sadowski P. Konfederacja barska w starostwie lanckorońskim. — Zeszyty sądecko-spiskie, 2008, t. 3; Stasiak A. Legenda bitwy lanckorońskiej. — Ibidem; Śliwa M. Obozy konfederackie w Muszynce, Izbach i Wysowej. Historia i próba rekonstrukcji. — Ibidem.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх