Политический ислам: от истории к современности

 
Код статьиS013038640025915-4-1
DOI10.31857/S013038640025915-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 3
Страницы169-181
Аннотация

В статье применяется концептуальный подход к исследованию феномена политического ислама, позволяющий выявить причины превращения его из внутреннего политического проекта в международную проблему. Важной составляющей такого подхода является изучение политического ислама в широком контексте, исламского мира в целом. Этот методологический прием позволил получить более полную информацию о природе политического ислама, благодаря учету всего разнообразия факторов, имеющихся на этом пространстве, показать их влияние на процесс формирования его устойчивых признаков. Цель статьи состоит в раскрытии политических, экономических и духовных причин, обусловивших появление политического ислама в ХХ веке, обнаружении его современных характеристик и перспектив реализации целей данного проекта. Обращение исламских политиков к религии в качестве идеологии преобразований объясняется неудачами заимствованных западных идеологий: национализма, социализма, либерализма. В связи с обозначившимся разбросом мнений среди ученых относительно сути понятий «политический ислам» и «исламизм» дается авторское видение их соотношения. Политический ислам является стратегической программой модернизации мусульманских обществ, исламизм – идеологический, мобилизационный, организационный ресурс для ее реализации. Цели исламской модели модернизации состоят в устранении неравенства, социальной несправедливости, достижении экономического процветания, установлении исламской морали. Автор приходит к выводу, что глубинные корни политического ислама следует искать в истории многовековой борьбы исламского мира с Западом. Это предопределило его антизападную направленность сегодня. Продолжающееся вмешательство Запада во внутренние дела мусульманских стран превращает сторонников политического ислама в потенциальных партнеров незападных держав по противодействию правилам несправедливого западного мирового порядка. В связи с этим России важно наладить контакты с умеренными, разумными сторонниками политического ислама, рассматривая их в качестве партнеров по противодействию агрессивной политике Запада.

Ключевые словаислам, исламский мир, религиозная идеология, политический ислам, исламизм, исламская модель развития
Получено26.01.2023
Дата публикации26.06.2023
Кол-во символов36864
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 142

Оценка читателей: голосов 0

1. Ганнуши Р. Ислам и демократия: преодолевая предрассудки. М., 2018.

2. Гринин Л. Исламизм: история и современность // История и современность. 2019. № 2. С. 3–35.

3. Ибрагим Т. Классическая мусульманская цивилизация (ценности и институты) // Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. М., 2011. С. 7–23.

4. Игнатенко А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика. М., 2001. С. 7–21.

5. Кирабаев Н. На путях политико-религиозного догматизма: Ибн Таймия // Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2005.

6. Кутб С. Вехи на пути аллаха // URL: https://hfire.ru/spirituality/vehi-na-puti-allaha-said-kutb-chitat-vehi-na-puti.html (дата обращения: 15.03.2021).

7. Ланда Р. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005.

8. Малашенко А. Ислам: век XXI. М., 2019.

9. Ниязи А. Выступление в дискуссии на тему «Исламская цивилизация в глобализирующемся мире» // Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. М., 2011. С. 138–149.

10. Ражбадинов М. Египетское движение «Братьев-мусульман». М., 2003.

11. Тойнби А. Ислам, Запад и будущее // Цивилизация перед судом истории. М., 2003. С. 381–399.

12. Тойнби А. Место Ислама в истории // Цивилизация перед судом истории. М., 2003. С. 131–149.

13. Тураби Х. Тюрьма – одно из немногих мест, где чувствуется присутствие Бога. // URL: https://logmuslim.livejournal.com/16871. html (дата обращения: 17.10.2021).

14. Хорос В. Заключение // Исламская цивилизация в глобализирующемся мире М., 2011. С. 218–269.

15. Шахалилов Ш. Международный терроризм – глобальная угроза современному миру: учебное пособие. М., 2007.

16. Berman Sh. Islamism, Revolution and Civil Society // URL: https://carnegieendowment.org/pdf/files/berman.pdf (дата обращения: 11.11.2022).

17. Cesari J. Political Islam: more than Islamism // URL: https://www.mdpi.com/2077-1444/12/5/299 Doi: https://doi.org/10.3390/rel12050299 (дата обращения: 17.07.2022).

18. Cesari J. What is Political Islam? Boulder (СО), 2018.

19. Esposito J. Political Islam and the West // Joint Force Quarterly. 2000. №24. P. 49–55.

20. Gaub F. Islamism and Islamists // European Union Institute for Security Studies. October 2014. P. 1–4.

21. Hubbel B. The Roots of Modern Islamism // URL: https://csme.indiana.edu/documents/cirricula/mepolicycouncil_islamism.pdf (дата обращения: 12.11.2021).

22. Macias-Amoretti J. Political Islam: Discourse, Ideology and Power // URL: https://www.e-ir.info/2014/03/03/political-islam-discourse-ideology-power (дата обращения: 23.08.2022).

23. March A. Political Islam: Theory // The Annual Review of Political Science. 2015. Vol. 18. P. 103–123.

24. Mozaffari M. What is Islamism? History and Definition of a Concept // Totalitarian Movements and Political Religions. 2007. Vol. 8. № 1. P. 17–33.

25. Roy O. Globalized Islam: the search for New Umma // Journal for Studies of Islam and Muslim Societies. 2017. Vol. 7. № 1. Р. 12–40.

26. Roy O. Islame et nationalisme // Pouvoirs. 2003. № 1. P. 45–53.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх