«Сендеро Луминосо» в Перу: террор и есть революция

 
Код статьиS013038640019687-3-1
DOI10.31857/S013038640019687-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 2
Страницы134-148
Аннотация

Советско-китайский раскол в международном коммунистическом движении в 60-е годы ХХ в. привел к появлению практически во всех странах маоистских коммунистических партий, большинство которых вышло из состава традиционных компартий. В ряде мест маоизм получил бóльшую поддержку, чем промосковские партии, в частности в Перу, где маоистское движение демонстрировало массовость и политическую силу. Внутри этого движения сформировалось радикальное, догматическое крыло, абсолютизировавшее насилие как единственный метод политической борьбы. Компартия Перу «Сендеро Луминосо» (Сияющий путь) ввергла страну в десятилетнюю гражданскую войну с многотысячными жертвами. Статья посвящена анализу идеологии и политической практики данного движения, представлявшего проект воинствующего тоталитарного эгалитаризма и левой террористической диктатуры. «Сендеро Луминосо» представляет собой экстремальный политической проект, объяснения которого требуют не только политического и социального, но и психологического подхода. Партия «Сендеро Луминосо» выросла из кружка изучения идей Х.К. Мариатеги в 1960-е годы в мощное подпольное повстанческое движение в 1970–1980-е годы, сумевшее порой с успехом противостоять перуанскому государству со всем его аппаратом насилия, армией и полицией. В основу тактики движения была положена концепция «длительной народной войны» и окружения города деревней, а на практике – всеобъемлющее насилие, объявленное главной творческой силой революции. Маоистская идея «служения народу» и самопожертвования революционеров смогла захватить значительные группы молодежи, прежде всего студентов, самоотверженно отдававших себя делу сендеристской революции. Сверхконспиративность и отказ от массовости движения сделали на долгие годы неуязвимым руководство партии во главе с Абимаэлем Гусманом. Развязанная сендеристами гражданская война поставила на грань коллапса перуанское государство, став отправной точкой политических и экономических реформ неолиберального типа, получивших значительную общественную поддержку, объяснимую только шоком от предлагаемого сендеристами левого проекта.

Ключевые словамаоизм, Перу, террор, «Сендеро Луминосо», Абимаэль Гусман, левый экстремизм, гражданская война, коммунистическое движение, Х.К. Мариатеги
Источник финансированияСтатья написана при поддержке РНФ, проект № 19-18-00305 «Коминтерн в Латинской Америке: исторические традиции и политические процессы».
Получено13.02.2023
Дата публикации30.04.2023
Кол-во символов48733
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 161

Оценка читателей: голосов 0

1. Ивановский З.В. Ультралевые партии и организации Латинской Америки: изменения в идеологии и политике // Латинская Америка 80-х годов. Партийно-политическая структура стран региона / отв. ред. З.В. Ивановский. М., 1989. С. 51–54.

2. Ивановский З.В. Ультралевый терроризм в Перу // Латинская Америка: политические партии и социальные движения / отв. ред. Ю.И. Визгунова, Б.М. Мерин, З.В. Ивановский, А.Ф. Шульговский. Т. 2. М., 1994. С. 52–68.

3. Сапата А. Марксизм в Перу, 1930–1990 // Латиноамериканский исторический альманах. 2020. № 26. C. 218–248.

4. Asencios D. La ciudad acorralada. Jóvenes de Sendero Luminoso en la Lima de los años 80 y 90. Lima, 2016.

5. Cabrera Morales F. Los discursos del incendio Semifeudalidad, maoísmo y campesinado en Sendero Luminoso, 1980–1990 // Revista de la Red de Intercátedras de Historia de América Latina Contemporánea. Córdoba (Argentina), 2019. № 10. URL: https://revistas.unc.edu.ar/index.php/RIHALC/article/view/24497 (access date: 22.11.2021).

6. Cáceres C. Discursos sobre reconciliación: el caso de los presos desvinculados de Sendero Luminoso y MRTA. Lima, 2014.

7. Chávez D. Juventud y terrorismo. Características sociales de los condenados por terrorismo y otros delitos. Lima, 1989.

8. Comisión de verdad y reconciliación. Informe final. T. I–II. Lima, 2003.

9. Degregori C. Qué difícil es ser Dios. El Partido Comunista del Perú – Sendero Luminoso y el conflicto armado interno en el Perú: 1980–1999. Lima, 2010.

10. Dorais G. La crítica maoísta peruana frente a la reforma agraria de Velasco (1969–1980) // IEP documento de Trabajo, 167. Documento de Política, 8. Lima, 2012.

11. Entrevista Héctor Béjar // Lucha armada en la Argentina. 2007. № 9. P. 73.

12. Galway M. Global Maoism and the Politics of Localization in Peru and Tanzania // Left History. 2013. Vol. 17. № 2. Р. 15–19.

13. Gurmendi A. Conflicto armado en el Perú. La época del terrorismo bajo el derecho internacional. Lima, 2019.

14. Guzmán A., Yparraguirre E. Memorias desde Némesis. [S.l.], 2014.

15. Guzmán Reinoso A. De puño y letra. Lima, 2009.

16. Jiménez B. Inicio, desarrollo y ocaso del terrorismo en el Perú: el ABC de Sendero Luminoso y el MRTA ampliado y comentado. T. 1. Lima, 2000.

17. Kirk R. Grabado en piedra. Las mujeres de Sendero Luminoso. Lima, 1993.

18. Portocarrero G. Profetas del odio: raíces culturales y líderes de Sendero Luminoso. Lima, 2012.

19. Rénique J.L. La voluntad encarcelada: las “luminosas trincheras de combate” de Sendero Luminoso del Perú. Lima, 2003.

20. Rothwell M. Influencia de la Revolución China en América Latina: México, Perú y Bolivia // Fuentes del Congreso. 2009. Vol. 4. № 9. P. 7.

21. Sotomayor Pérez J. ¿Leninismo o maoísmo? Lima, 2009.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх