Постколониальная Африка (Африка: постколониальный дискурс / под ред. Т.М. Гавристовой и Н.Е. Хохольковой. М., 2020)

 
Код статьиS013038640016554-7-1
DOI10.31857/S013038640016554-7
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва АФРИКА: ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / под ред. Т.М. Гавристовой и Н.Е. Хохольковой. М.: Институт Африки РАН, 2020. 248 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 6
Страницы189-190
Аннотация

             

Ключевые слова
Получено15.07.2021
Дата публикации19.10.2021
Кол-во символов6680
Цитировать  
1 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Коллективная монография, вышедшая под редакцией ярославского профессора, руководителя Лаборатории востоковедения и африканистики Ярославского университета Т.М. Гавристовой и ее ученицы Н.Е. Хохольковой, посвящена теме, к которой отечественная африканистика обратилась не так давно. В то же время постколониальные исследования в отечественной африканистике, и не только, быстро набирают обороты. В частности, в учебных пособиях для студентов по истории Британской империи, вышедших в последние годы в Екатеринбурге, постколониализму посвящено несколько страниц1. Т.М. Гавристову, вероятно, можно назвать пионером в отечественных африканистских исследованиях проблем постколониализма. Более того, она сумела привлечь к этой тематике широкий круг специалистов-африканистов. Так, в организованной ею Всероссийской конференции «Африка: постколониальный дискурс», прошедшей в режиме онлайн под эгидой Ярославского университета 25–26 июня 2020 г., приняло участие большое количество исследователей из разных городов России2, и ряд высказанных на ней идей нашел отражение и на страницах рецензируемой книги. 1. Высокова В.В., Созинова К.А., Чемякин Е.Ю. Британская империя: лиалог культур и цивилизаций (от Ост-Индской компании до Содружества Наций): учебное пособие. Екатеринбург, 2019. С. 184–186; Чемякин Е.Ю. PAX BRITANNICA: образ британской империи в литературных памятниках: учебное пособие. Екатеринбург, 2020. С. 25–32.

2. Африка: постколониальный дискурс. Всероссийская конференция 26–26 июня 2020 года, г. Ярославль. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Тезисы докладов участников всероссийской конференции. Ярославль, 2020.
2 Эта книга состоит из трех частей. Первая – «Постколониальный дискурс: дефиниции и коннотации» – посвящена истокам постколониальной теории и анализу трудов ее основателей. Вторая – «Постколониальная Африка: вызовы времени» – анализирует развитие африканской историко-философской мысли в последние десятилетия. Третья – «Постколониальная Африка: история в кейсах» – содержит различные сюжеты африканской истории рубежа ХХ–ХХI вв.: от повстанческих движений до развития здравоохранения и смешанных афро-русских браков. Причем выбор этих сюжетов обусловлен интересами российских африканистов.
3 Конечно, в первой части книги («святая троица» отечественных исследовательниц постколониализма – Т.М. Гавристова, Н.Е. Хохолькова, А.В. Мильто, а также О.В. Воробьева и О.А. Моргунова) не обошлось без серьезного анализа творчества известного ученого Эдварда Саида, в частности его книги «Ориентализм», которую относят к истокам постколониального дискурса. Большое внимание уделено работам американского исследователя индийского происхождения Хоми Бабы (именно такой вариант транслитерации его фамилии, а не Бхабха, которое мне нравится больше из-за несозвучности русскому существительному нарицательному, предпочли авторы). Специальной главы не удостоилось творчество еще одной из «святой троицы» основателей постколониального дискурса – американки индийского происхождения Гаяти Спивак, но о ней много говорится в разных разделах книги.
4 У меня в этом разделе особый интерес вызвала четвертая глава, написанная О.В. Воробьевой: «История и историография Африки в транскультурной перспективе». Автор, в частности, касается проблем встречи культур и колониального синтеза, в течение ряда лет являющихся предметами моего исследования. О.В. Воробьева приходит к выводу, что «в целом возникает картина взаимодействия, в результате которого все стороны получают и “присваиваютˮ что-то, имеющееся и происходящие в культурах друг друга. Культурный трансфер приводит к изменениям – как культуры-реципиента, так и культуры воздействующей»3. Хотелось бы также отметить еще одно замечание автора, приобретающее особое значение на фоне ставших модными в связи с юбилеем Года Африки рассуждений о коренном переломе в истории Черного континента: О.В. Воробьева в числе опасностей исследования «коммуникативной составляющей мировой культуры» указывает, в частности, на «абсолютизацию изменчивости»4, т.е. предостерегает исследователей от абсолютизации этого перелома. 3. Воробьева О.В. История и историография Африки в транскультурной перспективе: проблемы и решения // Африка: постколониальный дискурс / под ред. Т.М. Гавристовой. М., 2020. С. 77.

4. Воробьева О.В. Указ. соч. С. 77–78.

Цена публикации: 1

Всего подписок: 3, всего просмотров: 557

Оценка читателей: голосов 0

1. Африка: постколониальный дискурс. Всероссийская конференция 26–26 июня 2020 года, г. Ярославль. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Тезисы докладов участников всероссийской конференции. Ярославль, 2020.

2. Воробьева О.В. История и историография Африки в транскультурной перспективе: проблемы и решения // Африка: постколониальный дискурс / под ред. Т.М. Гавристовой и Н.Е. Хохольковой. М., 2020. С. 60–84.

3. Высокова В.В., Созинова К.А., Чемякин Е.Ю. Британская империя: диалог культур и цивилизаций (от Ост-Индской компании до Содружества Наций): учебное пособие. Екатеринбург, 2019.

4. Чемякин Е.Ю. PAX BRITANNICA: образ британской империи в литературных памятниках: учебное пособие. Екатеринбург, 2020.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх