Музеология и музеография

 
Код статьиS013038640014701-9-1
DOI10.31857/S013038640014701-9
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва В.Г. Ананьев. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЕОЛОГИИ: ИДЕИ, ЛЮДИ, ИНСТИТУТЫ. М.: «Памятники исторической мысли», 2018. 392 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный Русский музей
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 3
Страницы240-245
Аннотация

          

Ключевые слова
Получено16.02.2021
Дата публикации01.05.2021
Кол-во символов19904
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В 2018 г. вышла в свет книга В.Г. Ананьева «История зарубежной музеологии: Идеи, люди, институты», дополнившая собой довольно обширный круг публикаций на тему истории и теории музейных концепций. Как отмечал П. ван Менш: «Начиная с 1960-х годов попытки критически рассмотреть теорию музеологии предпринимались неоднократно. Зачастую они были связаны с определением текущего статуса музеологии как академической дисциплины»1. Автор рецензируемой книги встраивает свою монографию в общий «научно-культурологический ландшафт», определяя ей роль элемента живой системы, а именно: возникнув на трудах корифеев музеографии и впитав целый ряд мыслей предшественников и коллег-современников, материал книги уникален в оценке описываемых явлений, не замыкается на результате, а намечает новые горизонты существования основных механизмов музейного строительства (институтов) и музейной жизни (институций). Текст насыщен цитатами иностранных авторов и ссылками на труды исследователей музейного дискурса Америки и Западной Европы, что логично вынесено в заглавие, определяя ведущую роль зарубежной музеологии, предоставляя возможность российскому читателю расширить горизонты своих знаний о заявленной проблеме. История предполагает хронологию событий, что и отражено в структуре книги. 1. Менш П. ван. К методологии музеологии. М., 2018. С. 38.
2 Читателю XXI в. предоставлен большой выбор научной литературы по теме «Музей» в различных направлениях его изучения: музеология2, музееведение3, история музейного дела4, музейная педагогика5, которая вошла в ранг учебных дисциплин и предложена в форме учебников6 для студентов. Значительная часть этой литературы тяготеет к некоторой научной изоляции и развивается без достаточного диалога с «большой» историей, что, конечно, сказывается на ее научном качестве и востребованности ее наработок представителями близких гуманитарных дисциплин (в первую очередь – исторического круга). В этом отношении рецензируемая монография представляет собой исключение, а ее содержание оказывается близким таким направлениям в новой и новейшей истории начала XXI в. как интеллектуальная история, история идей или транснациональная история. 2. Сапанжа О.С. Музеология: историография и методология. СПб., 2014.

3. Решетников Н.И. Музееведение: курс лекций. М., 2000.

4. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 2004.

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Учебное пособие. М., 2004.

6. Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. 2-е изд. М., 2003.
3 История описания и изучения музеев начинается с инвентарных описей, рукописных каталогов и записей учета экспонатов. Первыми «мусейонами» могут считаться «невольно созданные музеи» античных государств. Об этом времени свидетельствуют лишь атрефакты. Учетные записи музейных собраний появляются в Европе в Новое время, когда владельцы хранений раритетов издавали каталоги с рекомендациями по организации коллекций. К концу XIX в. сложился основной корпус литературы, получившей название «музеография» – каталоги, путеводители, исторические очерки, отчеты и труды музейных сотрудников по разным вопросам экспозиционной коммуникации. В конце ХХ в. музеография разделилась на популярную и научную. Притягательность первой для заинтересованных читателей связана с востребованной формой подачи материала: разнообразие литературы и яркое художественное оформление книг. С середины 1990-х годов. массовый характер приобрели электронные формы публикаций музеев и о музеях. В последнее десятилетие XX в., как реакция на социализацию музея и усиление теоретического направления в музееведении, наметилась тенденция разделения понятий «музееведение» и «музеология».

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 375

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьев В.Г., Бухарин М.Д. Музейные форумы в России первых двух десятилетий ХХ в.: революция и преемственность // Journal of Modern Russian History and Historiography. 2020. Vol. 13. Is. 1. Р. 258–272.

2. Ананьев В.Г., Кизил М.И. Теория и практика музейной экспозиции в трудах зарубежных музеологов 1900–1930-х гг. // Вестник Томского Государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 25. С. 113–121.

3. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 2004.

4. Менш П. ван. К методологии музеологии. М., 2018.

5. Решетников Н.И. Музееведение: курс лекций. М., 2000.

6. Сапанжа О.С. Исследования социально-культурной деятельности в проблемном поле музеологии и музейной педагогики // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. 2019. № 192. С. 75–81.

7. Сапанжа О.С. Музеология: историография и методология. СПб., 2014.

8. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004.

9. Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. 2-е изд. М., 2003.

10. Юренева Т.Ю. Русская икона в европейских музейных собраниях // Вестник славянских культур. 2017. Т. 45. С. 176–189.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх