Школьные учебники и профессиональная историография

 
Код статьиS013038640006356-9-1
DOI10.31857/S013038640006356-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор, главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 5
Страницы179-184
Аннотация

В статье обсуждена тема соотношения школьного учебника по истории и принципов профессиональной историографии. Обратившись к теме периодизации новой и новейшей истории, автор в качестве первого этапа называет XVI-XVII вв. Это соответствует одобренному профессиональной историографией постсоветского периода выделению обозначенных веков в раннее новое время. Обсуждая этап постиндустриального общества, автор считает необходимым преодолеть в школьном учебнике «европоцентристский перекос», уделив внимание странам Азии, Латинской Америки, Африки США. Автор обращает внимание на стремление власти возвеличить в исторических представлениях россиян российскую империю, ее монархов и признать крушение империи национальной трагедией, имевшей не естественный, а искусственный характер, т. е. «рукотворной». В отличие от 1990-х годов, когда властью ниспровергалась Октябрьская революция, сегодня причиной трагедии объявляют всю революцию, включая Февраль. По убеждению автора, в основу учебной исторической литературы должен быть положен принцип историзма, что сблизило бы ее с профессиональной историографией. Основополагающая платформа профессиональной историографии - это историзм. Его антитеза - презентизм, равнозначный подчинению исторической интерпретации сегодняшнему дню – «политика, опрокинутая в прошлое». Это ставит в качестве важной задачи выработку морально-этического кодекса непредвзятого и сбалансированного привлечения и изложения источникового материала темы, максимального приближения к точной мере противоречивых и разнообразных исторических фактов.

Ключевые словаШкольные учебники по истории, профессиональная историография, взаимоотношения
Получено02.09.2019
Дата публикации12.09.2019
Кол-во символов15116
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 934

Оценка читателей: голосов 0

1. Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России. М., 1999, с. 50.

2. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

3. Козлов В. А. Российский посткоммунистический синдром: «разрушенное прошлое» и кризис советской идентичности. – Общественные науки и современность, 2003, № 4, с. 87.

4. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39.

5. Согрин В. В. История США в ХХ-XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя. М., 2015.

6. Хобсбоум Э. Век революции. 1789-1848. Ростов-на-Дону, 1999.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх