Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в сфере налогообложения

 
Код статьиS241328880024875-6-1
DOI10.18254/S241328880024875-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Студент
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 1
Страницы26-34
Аннотация

В статье раскрывается значение и виды международно-правового регулирования межгосударственных отношений в вопросе налогообложения. Описываются историческое становление существующих отношений и принципы, на которых рассматриваемые отношения основываются. Обосновывается приоритетность международного законодательства над национальным и раскрывается способ регулирования двойного налогообложения в Российской Федерации.

Ключевые слованалоги, налоговое регулирование, налоговое сотрудничество, международное право, международные договоры
Получено02.05.2023
Дата публикации28.05.2023
Кол-во символов16316
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 При интенсивной торговле и развитии международных связей и сотрудничества между государствами в сфере экономики невозможно обойти институт налогообложения, который действует для выполнения фискальной функции. В большинстве государств налоги являются основной статьей доходов в бюджет, за счет которых реализуются различные государственные программы. Налоговые отношения международного уровня предоставляют ряд преимуществ, закрепленных в соглашениях между странами, однако, они дают основание для появления и некоторых проблем, например, двойного налогообложения.
2 Для более детального изучения поставленного вопроса необходимо дать определение налогообложению. В Налоговом кодексе РФ самостоятельной дефиниции налогообложения не содержится, однако, оно косвенно упоминается в ст. 111, посвященной «Институтам, понятиям и терминам, используемых в настоящем Кодексе». Основываясь на вышеуказанной статье можно сказать, что налогообложение – порядок взимания налогов и сборов, определенный законодателем в действующих нормативно-правовых актах, соглашениях и кодексах. Толкование международного налогообложения можно сформулировать как получение фискальных платежей от международной экономической деятельности лица физического или юридического. Такое определение выводится из общепризнанных принципов осуществления международной экономической деятельности, которые закреплены в Женевских принципах, принятых на первой конференции ЮНКТАД в Женеве в 1964 г., в Декларации об установлении нового международного экономического порядка (НМЭП) и в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятых в форме резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. 1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ
3 Нельзя не сказать и о целях регулирования международного сотрудничества в сфере налогов. Так А.А. Копина и другие авторы учебника по «Международному налоговому праву»2 выделяют следующие цели:
  • предотвращение неуплаты налогов
  • предотвращение двойного (многократного) налогообложения
  • международное сотрудничество в сфере налогового администрирования и обмена информацией между налоговыми органами
  • предотвращение недобросовестной налоговой конкуренции между государствами
2. Международное налоговое право : учебник и практикум для вузов / ответственные редакторы А. А. Копина, А. В. Реут. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 243 с. (дата обращения: 11.12.2022)
4 Указанный выше источник наиболее целостно и точно отражает цели, выделяемые в рамках международного сотрудничества стран в налоговом вопросе. В отличие от иных источников, проанализированных при подготовке данной статьи, А.А. Копина и А.В. Реут произвели наиболее комплексный анализ международного налогового права, при исследовании которого учитывались события, оказывающие влияние на институты современного налогового законодательства РФ, и способствующие развитию международного налогово-правового регулирования.
5 Описав цели международного-правового взаимодействия государств в сфере налогообложения, следует рассмотреть принципы, регулирующие данную деятельность, сформированные на основе научных работ ряда выдающихся российских экономистов и юристов. Позиции И. И. Кучерова, А. И. Погорлецкого, А. А. Шахмаметьева достаточно схожи между собой, в связи с чем представляется возможность вывести общие принципы, основываясь на сформулированных ими ранее тезисах:
  1. Принцип законности
Он состоит в том, что вне закона налоги не имеют основания для существования. Без правового подтверждения невозможно взыскание налогов и сборов, иначе это можно квалифицировать как неосновательное обогащение.
  1. Принцип налогового суверенитета государства и его налоговой юрисдикции
Государство должно реализовывать свой финансовый суверенитет и осуществлять налоговую юрисдикцию, избегая причинения вреда иным субъектам международного права и уважая их налоговый суверенитет и интересы.
  1. Принцип налогового резидентства и принцип территориальности
За счет этих принципов происходит разграничение объема налоговых прав и обязанностей по субъектному и по объектному критериям. Вопросы, возникающие между государствами должны решаться на основе соответствия их законодательства и внутренних особенностей международным правовым актам и нормам.
  1. Принцип налоговой недискриминации, равенства перед законом резидентов и не резидентов и недопустимости недобросовестной налоговой конкуренции
Исходя из названия данного принципа можно понять, что все действия субъектов международного налогового права не должны применяться для нарушения прав и нанесения вреда кому-либо из участников данных отношений
  1. Принцип справедливости и нейтральности налогообложения
Данный принцип имеет отличный от других характер, так как в нем затрагивается категория справедливости, которая является оценочной и не может быть определена в полной мере, в отличие, например, от добросовестности. Также стоит отметить, что достижение полной справедливости невозможно, так как у тех же субъектов правоотношений изначально разное положение, например, у физического лица-налогоплательщика и государства.

всего просмотров: 148

Оценка читателей: голосов 0

1. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 года : [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ]. – Текст : электронный // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 31. – ст. 4398. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 11.12.2022).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : с изм. и доп., вступ. в силу с 02.07.2021 : [принят Государственной Думой 19 июля 2000 года : одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 11.12.2022).

3. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе : принят 1 августа 1975 года. – Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1901862 (дата обращения: 11.12.2022).

4. Европейская социальная хартия : принята 3 мая 1996 года. – Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901991974 (дата обращения: 11.12.2022).

5. Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии : принят 8 декабря 1999 года. – Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901756243 (дата обращения: 11.12.2022).

6. Многосторонний договор о создании Содружества Независимых Государств : принят 8 декабря 1991 года. – Текст : электронный // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. – URL: https://cis.minsk.by/page/176 (дата обращения: 11.12.2022).

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал : принято 6 ноября 2012 года. – Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902266341 (дата обращения: 11.12.2022).

8. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины от 28.05.1997 "О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства" : принято 28 мая 1997. – Текст : электронный // Контур Норматив. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=95090 (дата обращения: 11.12.2022).

9. Конвенция между правительством ССР и Правительством Испании об избежании двойного налогообложения доходов и имущества : принята 1 марта 1985. – Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1900213 (дата обращения: 11.12.2022).

10. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения доходов : принято 5 октября 1995 года. – Текст : электронный // Контур Норматив. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=22224 (дата обращения: 11.12.2022).

11. Международное налоговое право : учебник и практикум для вузов / ответственные редакторы А. А. Копина, А. В. Реут. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 243 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01376-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498858 (дата обращения: 11.12.2022)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх