"Suspension of an employment contract" as a legal category and problems.

 
PIIS241328880024646-4-1
DOI10.18254/S241328880024646-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: bachelor
Affiliation: Faculty of Law of Moscow State University
Address: Russian Federation,
Journal nameNauka.me
EditionIssue 1
Pages16-25
Abstract

In the article, the author examines approaches to understanding the institution of "suspension of an employment contract" in Russian law. Also, the problems of practical implementation of the suspension of an employment contract are highlighted, options for suspension are considered, ways of building an employer's line of conduct in a situation of lack of regulation of a number of problematic issues are characterized.

The author focuses on possible practical situations that require the attention of both the employer and the employee, as well as the legislator.

The author concludes that there is an imbalance of interests, due to the existence of a wide list of guarantees, which are both necessary and can encourage abuse, the importance of eliminating which can hardly be overestimated.

KeywordsEmployment contract, suspension of employment contract, guarantees, mobilization.
Received09.05.2023
Publication date28.05.2023
Number of characters23067
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Институт приостановления действия трудового договора в российском законодательстве появился только в 2008 году и, как новый институт, вызвал ряд вопросов относительно применения. Так, до этого момента ни одна из редакций Кодексов законов о труде 1918, 1922, 1971 гг. не предполагала реализации такого механизма. Ситуация усугублялась отсутствием легального определения в современном законодательстве (статья 3484 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) предусматривала лишь процедуру его применения). В результате ряд авторов полагали, что данный институт объединяет отстранение от работы, забастовку, отказ от работы в ситуации самозащиты1, другие включали в него отпуска без сохранения заработной платы, приостановление работы на период до выплаты задержанных сумм, связанных с работой, освобождение работника для выполнения последним государственных или общественных обязанностей, отстранение от работы на период дисциплинарного расследования2. Третьи с ними не соглашались, так как при отстранении от работы (а иногда и при простое) за работником сохраняется заработная плата и отсутствует возможность устроиться на другую работу (не по совместительству)3, более того, ст. 3484 предусматривала волевой аспект в поведении сторон при применении данной процедуры. Таким образом, он был не понят и начал применяться лишь относительно деятельности профессиональных спортсменов4, некая аналогия института использовалась и в адвокатской деятельности5, в отношении дипломатических работников6. В настоящий момент, в связи со вступлением в силу Постановлений Правительства7, ФЗ от 07.10.2022 N376-ФЗ, ФЗ от 07.10.2022 N379-ФЗ, повлиявших на содержание ТК РФ и потребовавшихся в условиях мобилизации и сложившейся в бизнес-сфере ситуации, данный институт приобрел особое значение. Так, приостановление трудового договора стало применяться и при временном переводе работника к другому работодателю, и при призыве на военную службу по мобилизации или поступлении на военную службу по контракту, заключении контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации. Отдельно стоит остановиться на последней из перечисленных ситуаций. В случае мобилизации сотрудника трудовой договор необходимо приостановить, а не расторгать, что создает гарантии возможности возврата на прежнее рабочее место после возвращения со службы. Само приостановление должно оформляться приказом работодателя, изданным на основании предоставленной повестки8. Далее проводится расчет сотрудника без каких-либо записей в трудовой книжке (при том, что ранее существовала противоположная позиция)9, зарплата не выплачивается, а трудовой стаж продолжает накапливаться10, однако не ясен вид пенсии и порядок ее расчета для указанных лиц. Так, при реализации, казалось бы, достаточно простого и понятного механизма приостановления трудового договора, в связи с мобилизацией, начали возникать вопросы, которые министерства и ведомства достаточно оперативно пытались разрешать в виде «ответов населению»11. При этом стоит отметить, что во многом такое разрешение было успешным. Оно, в последующем, нашло отражение в нормативных актах. Иногда были и «промахи», например, с непоследовательным и противоречивым ответом на вопрос о необходимости внесения записи в трудовую книжку. Среди возникших вопросов можно отметить следующие: вопрос обязанности работодателя вручать повестку и необходимости совершения данного действия через систему ЭКДО (электронного документооборота), допустимости увольнения работников и работников ИП при его мобилизации12, приостановления трудовых договоров в отношении добровольцев13, алгоритма действий при мобилизации генерального директора14, необходимости предоставления отпуска мобилизованным, вопросы учета «производственных травм», особенно по пути следования в военкомат в результате вручения работодателем повестки и требования прибыть туда, вопросы страхования, предоставления больничного, алгоритма действий в случае смерти работника и вопросы оформления возвращения мобилизованного сотрудника на должность и др. Подробнее остановимся лишь на некоторых из них. Как мы знаем, согласно статье 227 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагается учет и расследование несчастных случаев, произошедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Так, исходя из буквального толкования приведенной нормы обязанность по регистрации несчастных случаев на работодателе в период мобилизации не лежит, более того, есть указание на приостановление взаимных прав и обязанностей сторон на момент приостановления действия трудового договора, однако неясно, являются ли действия работника, осуществляемые в результате вручения самим работодателем повестки «выполнением действий по поручению работодателя», «правомерными действиями, обусловленными трудовыми отношениями с работодателем», в какой момент происходит само приостановление, обязан ли работодатель расследовать и учитывать травмы, полученные работником по пути следования в военкомат после вручения повестки. Ответ уже не столь однозначен. Согласно Постановлению Правительства15 работодатели обязаны лишь оповещать своих работников обо всех повестках военных комиссариатов или органов местного самоуправления. Так, формально обязанность вручить не предусмотрена, не отражается она и в практике судов16. Однако законодательство о мобилизации содержит указание на обязанность обеспечить «своевременное оповещение и явку»17. Каким образом обеспечивать эту явку законодательство не уточняет, но можно предположить, что подразумевает под собой освобождение от работы (ст. 170 ТК РФ) в дни явки и медосмотра. Дальнейшие же вопросы остаются в сфере правоотношений мобилизованного и государства, что вполне логично ввиду отсутствия возможности контролировать работника в рассматриваемой ситуации. Тогда следует разобрать вопрос о необходимости организации транспорта для прибытия к военкомату. Хотя прямо данная обязанность не предусмотрена, а наличествует лишь административная ответственность работодателя за неоказание содействия своевременной явке сотрудника18, правильнее было бы ответить на данный вопрос положительно, при этом самовольное лишение работника свободы перемещения и принудительная доставка недопустимы. Тогда в какой же момент происходит само приостановление действия трудового договора, которое порождает приостановление большинства взаимных прав и обязанностей работника и работодателя19? С формальной точки зрения, таким моментом является издание приказа. Он, в свою очередь, издается на основании повестки с момента ее предоставления (при этом, законодательство не уточняет основание и содержание повестки, что может привести к злоупотреблениям со стороны работника), а значит доставка сотрудников не регулируется трудовым законодательством и является лишь выполнением обязанности работодателя-организации перед государством, а вот вручение повестки находится еще во временных рамках трудовых отношений до приостановления прав и обязанностей. Вполне имеет право на существование и позиция, согласно которой моментом приостановления является подача работником заявления, ведь именно оно вводит в действие алгоритм, описанный в статье 351.7 ТК РФ. При этом важно отметить, что сам по себе этап подачи работником заявления проблемен. Не совсем понятен работодателям алгоритм необходимых действий в ситуации, когда работник находится в вооруженных силах, но заявление не написал. Конечно, можно попытаться связаться по почте или обменяться документами через систему ЭКДО, но вероятность успешности данных действий крайне мала. Так, возможно предположить необходимость увольнения такого работника за прогул с поправкой на возможность работодателя в последующем отменить приказ об увольнении. Однако последний вариант лишает работника предусмотренных гарантий, что может быть не поддержано правоприменителем при возникновении трудовых споров. Возвращаясь же к гарантиям, отметим, что государство возлагает на работодателя обязанности по выплате всех причитающихся работнику сумм, предоставлению отпуска по возвращении, расчет которого происходит посредством зачета срока службы в срок отработанного времени, обеспечению гарантий для второго родителя при наличии ребенка младше 18 лет (предоставление преимущественного права оставления на работе при сокращении) и младше 14 лет (на непривлечение без их согласия к командировкам, работе в выходные, праздники, в ночное время и сверхурочно), сохранению гарантий, предоставленных до мобилизации (службы по контракту) (например, ДМС, наем жилья)20. Все это ложится во многом непосильным финансовым бременем на работодателя. Так, в случае приостановления действия трудового договора со спортсменами, таких гарантий нет, что объясняется ситуаций, но вызывает вопросы относительно единообразного применения. Исходя из ст. 351.7 трудового кодекса нельзя сделать однозначный вывод о необходимости (или отсутствии таковой) учитывать данные о временной нетрудоспособности, совершать отчисления в федеральные фонды для работодателя. Представляется, что в отсутствие указания на это – нет, при этом увеличивается нагрузка на Фонд пенсионного и социального страхования РФ, производящий оплату лечения мобилизованных, не всегда в лучших условиях. Важным представляется отдельно остановиться на существующей гарантии в виде назначения отпуска за время службы. Относительно данного вопроса ситуация также представляется неоднозначной. Так, согласно статье 3517 ТК РФ работник имеет право на предоставление ему ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время вне зависимости от стажа работы у работодателя, при этом неясно, сохраняется ли право на дополнительные отпуска (напр., за ненормированный рабочий день, «северные»). Представляется, что нет, ввиду не распространения данных условий на выполняемую им в момент мобилизации деятельность. С другой стороны, работники рассчитывали на сохранение отпусков в прежнем размере. При этом проблема усугубляется тем, что работодатель не только лишается сотрудника, не получая от него результатов выполнения трудовых функций, а также не только обязан в последующем нести затраты на предоставление отпуска, но и должен обеспечить дополнительное медицинское страхование, улучшение социально-бытовых условий, что является довольно тяжким бременем. Более того, интересным явлением стало расширение перечня дополнительных прав, что произошло за счет издания ведомственных актов и нормативных областных актов. Примером тому может послужить Письмо Федеральной налоговой службы от 26 октября 2022 года № АБ-4-20/14410 «О приостановлении КНМ в отношении мобилизованных лиц», в котором было сделано распоряжение о приостановлении инициирования и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники (за полнотой учета выручки в организациях, у ИП в отношении мобилизованных лиц, организаций на период прохождения соответствующими мобилизованными лицами военной службы, и Указ Губернатора Нижегородской области от 11 ноября 2022 года № 238 «Об установлении дополнительных социально-трудовых гарантий для работников государственных органов Нижегородской области, призванных на военную службу по мобилизации, либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации», согласно которому были установлены дополнительные ежемесячные выплаты для лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области в органах исполнительной власти, иных лиц, работодателем для которых является Губернатор и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы. Отдельной гарантией выступает закрепленная в Постановлении Правительства от 22.09.2022 № 16, а позднее в Трудовом кодексе невозможность увольнения мобилизованных работников (работников, поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), высокая гарантия недопущения на практике увольнения, даже ввиду собственного желания работника, с момента получения повестки. Однако, исключения допускаются при мобилизации индивидуального предпринимателя или руководителя компании, который является ее единственным учредителем (участником), на военную службу, при не возложении работодателем своих обязанностей на иное лицо, что определено федеральным законом от 04.11.2022 № 434-ФЗ. Возможно и прекращение срочного трудового договора в период приостановления, если срок его действия истекает в указанный период21. Все это демонстрируют широкий спектр необходимых гарантий мобилизованным и добровольцам, которые, к сожалению, не только заключают в себе благо, но и порождают широкие возможности для злоупотребления. Так, вероятна ситуация, когда работник, получив повестку, решит подписать трудовой договор с ничего не подозревающим работодателем и далее сообщить о желании приостановить его действие на период прохождения военной службы. Аналогичное развитие событий возможно вообразить и с участием тех, кто добровольно желает оказать содействие в выполнении военных задач. После этого, вернувшись со службы, работник имеет возможность в течение 3 месяцев восстановиться, подать заявление об отпуске, после которого уволиться. Таким образом, работодатель несет расходы на социальное обеспечение, дополнительное страхование, оплату отпускных, не получая в итоге выполнения трудовой функции. Это повышает желание работодателей находить различные основания для увольнения сотрудников по всевозможным основаниям до издания приказа о приостановлении действия ТД и отказе в приеме на работу в данный период. Одновременно, с гражданско-правовыми договорами о выполнении трудовых функций возможно поступить следующим образом. Во-первых, установить характер и суть правоотношений, во-вторых, проанализировать договор на наличие признаков трудовых отношений. Далее, в случае установления в судебном порядке факта наличия трудовых отношений применять всю предусмотренную систему гарантий и институт приостановления. В противном случае решать вопрос о неисполнении обязанностей, предусмотренных договором, ввиду мобилизации, как невозможность исполнения по независящей от стороны причине (призыв) на основе норм Гражданского кодекса РФ. Однако остаются вопросы: куда направлять уведомление при увольнении в связи с окончанием срока трудового договора в период прохождения службы, как и от кого получать уведомление о демобилизации (предполагаем, что данная обязанность должна быть возложена на Министерство обороны, так как оставление этого «на совести» работника может привести к серьезным злоупотреблениям). Так, введенный в 2008 году институт «приостановления действия трудового договора» оказался достаточно востребованным в настоящий момент, но, несмотря на тщательное детальное урегулирование законодательством, возникли «лакуны регулирования». Невозможно однозначно определить момент приостановления трудового договора, что на практике вызывает большое количество вопросов, например, неясен порядок действий работодателя в случае отсутствия полного комплекта документов в виде копии повестки, собственноручного заявления работника, приказа работодателя. Не уточняет законодатель и содержание вышеуказанных документов. Возникают вопросы относительно предоставления транспорта, расчета длительности отпуска, необходимости учета несчастных случаев и совершения отчислений в федеральные фонды. В некоторых ситуациях такая неясность может повлечь злоупотребления как со стороны работников, так и со стороны работодателей в последующем. Исходя из вышеперечисленного, возможно констатировать периодическое допущение нарушения баланса интересов работодателей, работников и государства, что иногда представляется оправданным, а в ряде случаев требует внимания законодателя, важность которого трудно переоценить. 1. Лушников, А. М. Курс трудового права: учебник. В 2 томах. Том 2. Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право / А. М. Лушников, М. В. Лушникова. – Москва : Статут, 2009. – 1151 с. – SBN 978-5-8354-0617-3. – Текст : непосредственный.

2. Бугров, Л. Ю. Приостановление трудового договора / Л. Ю. Бугров. – Текст : непосредственный // Российский юридический журнал. – 2009. – № 1. – С.118-121.

3. Курс российского трудового права. Том 3. Трудовой договор / науч. ред. Е. Б. Хохлов. – Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2007. – 654 с. – ISBN 978-5-94201-524-4. – Текст : непосредственный.

4. Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 28.02.2008 N13-ФЗ, ст. 812: [принят Государственной Думой 15 февраля 2008 года : одобрен Советом Федерации 20 февраля 2008 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023).

5. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N63-ФЗ, ст. 16: [принят Государственной Думой 26 апреля 2002 года : одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023).

6. Федеральный закон "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" от 27.07.2010 N205-ФЗ, ст. 7 : [принят Государственной Думой 9 июля 2010 года : одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023). (Данная позиция разделяется не всеми, ввиду наличия слова «направление», говорящего об отсутствии двустороннего волеизъявления.)

7. Постановление Правительства РФ "Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах" от 30.03.2022 N 511. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL:

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023), ст. 351.7: [принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023).; Ответ Министра труда и социальной защити РФ Антона Котякова от 26 сентября 2022 года «Сохранение рабочих мест для мобилизованных граждан». – Текст : электронный // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : [офиц. сайт]. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023).

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.05.2021 № 320н. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL:

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.05.2021 № 320н (закрепил отсутствие необходимости внесения записей); Информация от 8 ноября 2022 года Запись в трудовой книжке о приостановлении трудового договора Федеральной службы по труду и занятости (подтвердил необходимость внесения); Письмо о внесении в трудовую книжку сведений о приостановлении трудового договора и его возобновлении от 22 ноября 2022 года № 14-2/ООГ-7236 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (отсутствие необходимости внесения); Информация Министерства труда и социальной защиты от 30 сентября 2022 года «Об основных вопросах, связанных с мобилизацией работников». – Текст : электронный // Гарант : справочно-правовая система. – URL:

11. Напр., Ответ Министра труда и социальной защити РФ Антона Котякова от 26 сентября 2022 года «Сохранение рабочих мест для мобилизованных граждан». – Текст : электронный // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : [офиц. сайт]. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023).

12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023), п.7 абз.1 ст. 83: [принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023).

13. Там же, ст. 3517.

14. Согласно абз.2 п.7 ст.10 ФЗ"О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N76-ФЗ военнослужащий не вправе участвовать в управлении коммерческими организациями, следовательно после вручения повестки приостановление действия трудового договора происходит в общем порядке.

15. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о воинском учете" от 27.11.2006 N719, пп. «ж» п. 32. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023).

16. Решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 29 июня 2017 г. по делу N 12-72/2017. – Текст : электронный // Судебные и нормативные акты РФ : [сайт]. – URL: >>>> (дата обращения: 24.03.2023)

17. Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26.02.1997 N31-ФЗ, ст. 8: [принят Государственной Думой 24 января 1997 года : одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023).

18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N195-ФЗ, ст. 21.2 : [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023).

19. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023), ст. 351.7 : [принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023).

20. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023), ст. 351.7 : [принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023).

21. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023), ст. 351.7 : [принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2023).

views: 120

Readers community rating: votes 0

1. Bibliography:

2. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" dated 30.12.2001 N195-FZ// SPS "ConsultantPlus"

3. The Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 N197-FZ // SPS "ConsultantPlus"

4. Federal Law "On advocacy and advocacy in the Russian Federation" dated 31.05.2002 N63-FZ// SPS "ConsultantPlus"

5. Federal Law "On the specifics of passing the Federal State civil service in the system of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation" dated 27.07.2010 N205-FZ// SPS "ConsultantPlus"

6. Federal Law "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation" dated 28.02.2008 N13-FZ// SPS "ConsultantPlus"

7. Federal Law No. 31-FZ of 26.02.1997 "On mobilization training and mobilization in the Russian Federation"// SPS "ConsultantPlus"

8. Federal Law "On the status of military personnel" dated 27.05.1998 N76-FZ// SPS "ConsultantPlus"

9. Decree of the Government of the Russian Federation of 22.09.2022 N1677 "On amendments to the specifics of the legal regulation of labor relations and other directly related relations in 2022 and 2023" // SPS "ConsultantPlus"

10. Decree of the Government of the Russian Federation of 27.11.2006 N719 "On approval of the Regulations on military registration" // SPS "ConsultantPlus"

11. Decree of the Government of the Russian Federation of 30.03.2022 N 511 "On the specifics of legal regulation of labor relations and other directly related relations in 2022 and 2023" // SPS "ConsultantPlus

12. Response of the Minister of Labor and Social Protection of the Russian Federation Anton Kotyakov dated September 26, 2022 "Saving jobs for mobilized citizens" Ð URL: https://mintrud.gov.ru/ministry

13. Explanation of Rostrud from 08.11.22 Ð URL: https://îíëàéíèíñïåêöèß .RF/questions/view/171592

14. The decision of the Krasnoarmeysky District Court of Primorsky Krai of August 20, 2018 in the case N 12-34/2018

15. Bugrov L.Yu. Suspension of the employment contract // Russian Law. journal. 2009.N 1, pp.118-121.

16. Course of Russian labor law. Vol. 3: Labor contract / scientific ed. E.B. Khokhlov. SPb., 2007.

17. Lushnikov A.M., Lushnikova M.V. Course of labor law: textbook: in 2 vol. Vol. 2: Collective labor law. Individual labor law. Procedural labor law. Moscow, 2009.

Система Orphus

Loading...
Up