The Influence of Post-War Japanese Masculinity on the Widespread of Social Withdrawal Phenomenon

 
PIIS241328880023870-1-1
DOI10.18254/S241328880023870-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State Academic University for the Humanities (GAUGN)
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameNauka.me
EditionIssue 4
Pages18-24
Abstract

The term hikikomori became widespread in Japanese and English researches several decades ago, but still is far less noted in the Russian field of Japanese studies. The article gives a short overview of the issue and some thoughts considering how societal expectations from the period of the Japanese “economic miracle” influenced the widespread of male hikikomori cases at the end of the 20th century.

KeywordsJapan, social issues, hikikomori, The Lost Decade, demography, gender roles
Received28.12.2022
Publication date31.12.2022
Number of characters10261
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 На сегодняшний день в Японии насчитывается не менее 1.15 млн.1 человек, принадлежащих к так называемым хикикомори (яп. 社会的引きこもり сякайтэки хикикомори«социальная изоляция»). Этим словом обозначают современный японский социокультурный феномен, характеризующийся добровольным отказом человека от социальных контактов, отсутствием у него интереса и какой-либо мотивации посещать учёбу или работу, а также пребывание в самоизоляции на протяжении шести месяцев и более. Как правило, социальная изоляция для хикикомори первична и не является симптомом того или иного сопутствующего ментального заболевания. Иными словами, у этих людей отсутствуют какие-либо психические расстройства, которые могли бы послужить причиной перехода к самоизоляции. 1. На основании результатов опросов Кабинета министров Японии 2016, 2019 г. — Tajan N. Mental Health and Social Withdrawal in Contemporary Japan. Beyond the Hikikomori Spectrum. // NY: Routledge, 2021. p. 95–112
2 Японское общество, несмотря на существенные структурные изменения, происходившие в стране ещё с начала эпохи Мэйдзи (1868 г.), в своей основе по сей день остаётся достаточно традиционным. В связи с этим японскую культуру принято причислять к культурам с преобладанием черт коллективизма и противопоставлять её, таким образом, индивидуалистическим культурам Северной Америки, а также Западной и Северной Европы2. Для коллективистских культур характерна ориентация на общие цели и интересы, а каждый индивидуум оценивается относительно степени соответствия правилам и нормам того или иного сообщества (университетской группы, рабочего коллектива и т.п.). Члены коллективистского общества выбирают пути решения конфликтов, которые не разрушали бы взаимоотношения с другими членами сообщества, предпочитая проявлять собственную вежливость и скромность. В Японии, в частности, такая модель поведения является социально одобряемой и оттого зачастую единственно верной. Тот, кто проявляет даже слабые отклонения от установленной модели, подвергается жёсткой критике и неприятию со стороны других членов сообщества. 2. Kim R. Hikikomori: The Japanese Phenomenon of Social Withdrawal through the Examination of Cultural Influence, Societal Expectation, and Attachment Theory, 2019. С. 18
3 Принадлежность японского общества к коллективистскому типу оказывает значительное влияние на деловую культуру этой страны3. Говоря о потребности человека в самореализации, которая стоит на вершине иерархической модели потребностей человека по Маслоу, важно обратить внимание, что именно подразумевается под “самореализацией” в конкретной культуре. Для японского общества справедливо рассматривать самореализацию через формирование сотрудником хорошего мнения коллег и начальства о своей работе, важность ощущения поддержки и одобрения со стороны окружающих4. В связи с этим неудивительно, что большинство хикикомори-индивидуумов стыдятся того, что не смогли занять “социально одобряемое” место в том или ином сообществе (будь то учебная группа или рабочий коллектив), и ощущают, что обществу они не нужны. Именно с этим чувством собственной “ненужности”, вероятно, связана концепция “порочного круга” (англ. vicious circle), предложенная в книге японского психолога, “пионера” изучения проблемы социального затворничества в Японии, Сайто: Тамаки, «Сякайтэки хикикомори: бесконечная юность» (яп. 社会的引きこもり— 終わらない思春期 сякайтэки хикикомориоваранай сисюнки). Согласно этой концепции, сами хикикомори воспринимают изоляцию как «поведение проигравшего», что лишь усугубляет их чувство ненависти к себе и ведёт к более глубокому погружению в состояние социального затворничества5. Рассмотрим схематическое изображение системы “порочных кругов” хикикомори, приведённое в книге Сайто: (рис. 1)6. 3. Пушных В.А., Ерёменко М.С. Межкультурный менеджмент. // Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. С. 59

4. Там же — С. 62

5. Saitō T. (1998). Hikikomori: Adolescence without End. // Translated by Jeffrey Angles. Minnesota University Press, 2013. p. 86

6. Там же — p. 88

views: 207

Readers community rating: votes 0

1. Molodyakov V. Eh., Molodyakova Eh. V., Markar'yan S. B. Istoriya Yaponii. XX vek. – M.: IV RAN; Kraft+, 2007. – 528 s.

2. Pushnykh V.A., Eryomenko M.S. Mezhkul'turnyj menedzhment. // Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2011. – 180 s.

3. Kim R. Hikikomory: The Japanese Phenomenon of Social Withdrawal through the Examination of Cultural Influence, Societal Expectation, and Attachment Theory. // Rosa K. Kim Thesis. Plan II Honors Program. The University of Texas at Austin, 2019. – 78 p.

4. Ono H. Lifetime Employment in Japan: Concepts and Measurements. // Stockholm School of Economics, 2005. – 59 p.

5. Rahardjo, William, "Changing Ideals in the Hegemonic Salaryman: A Study of Post-War Japanese Masculinity in Relation to Hikikomori, Freeters, and Women in the Workforce". Senior Theses, Trinity College, Hartford, CT 2013. Trinity College Digital Repository, https://digitalrepository.trincoll.edu/theses/311

6. Saitō T. (1998). Hikikomori: Adolescence without End. // Translated by Jeffrey Angles. Minnesota University Press, 2013. – 193 p.

7. Tajan N. Mental Health and Social Withdrawal in Contemporary Japan. Beyond the Hikikomori Spectrum. // NY: Routledge, 2021. – 247 p.

8. Tajan N., Hamasaki Yukiko, Pionnié-Dax N. Hikikomory: The Japanese Cabines Office’s 2016 Survey of Acute Social Withdrawal. // The Asia-Pacific Journal | Japan Focus. / vol. 15, issue 5, n. 1, 2017 Mar

Система Orphus

Loading...
Up