Герцог Веллингтон: Экспедиция герцога Фредерика Йоркского в Голландию 1794-1795 гг. и военная кампания в Индии в 1799-1805 гг., начальный этап карьеры.

 
Код статьиS241328880021994-7-1
DOI10.18254/S241328880021994-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: магистр
Аффилиация: Московский государственный университет им М.В.Ломоносова
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Страницы57-64
Аннотация

В статье рассатривается начальный этап биографии фельдмаршала Веллингтона. В исторической литературе больше внимание уделяется Пиренейской кампании, в которой Веллингтон командовал британскими войсками. В статье разбирается личность герцога и его боевой путь в Голландии и Индиии.

Ключевые словаВоенное искусство, британская армия, герцог Веллингтон, покорение Индии, войны Первой коалиции.
Получено01.11.2022
Дата публикации05.11.2022
Кол-во символов19849
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Изначально Артур Уэсли (будущий фельдмаршал Веллингтон) ничем не отличался от других детей британских аристократов 1 мая 1769 года в Дублине. Его отец лорд Морнингтон состоял на службе Короне и преподавал музыку в колледже. Его мать Анна Хилл происходила из ирландского банкирского рода. Родители больше уделяли вниманию своему старшему сыну Ричарду (будущему генерал губернатору Индии), чем замкнутому Артуру. Веллингтон рос замкнутым ребёнком, предпочитавшим наблюдать за своими сверстниками, а не играть с ними. Отец умер в 1781 г., и финансовое положение семьи резко ухудшилось. Артур учился в Итонском колледже, но юноша чувствовал себя там одиноким и не проявлял интереса к учебе. Не закончив обучение в колледже, он по желанию матери, отправился в Анжерскую военную академию во Франции. В академии обучались дворянские дети со всей Европы. Из Академии вышла значительная часть офицерского корпуса Франции. По мнению М.М. Куриева, Веллингтон не получил должного военного образования1. С данным утверждением трудно согласиться, если иметь ввиду тот факт, что не только Веллингтон, но и многие другие британские офицеры, чаще всего просто покупали свой патент на офицерский чин. В то время это было обычной практикой в британской армии. В 1789 г. он получил свой первый офицерский чин и стал младшим лейтенантом в 73-м полку. Как отмечает Куриев, когда Наполеон брал Тулон, Уэсли был подполковником без военного опыта и специального военного образования2. Но вскоре ему выпадет шанс получить важный военный опыт. 1. Куриев М.М. Герцог Веллингтон. М.:Радикс. 1995.С. 14.

2. Там же. С. 16.
2 Во Франции началась революция, если на начальном этапе англичане относились к ней благосклонно, то после казни Людовика XVI поняли, что началась радикализация французского общества и революционного правительства, которая напрямую угрожает самой Британии и ее традициям. Британия обладала мощным флотом и пыталась компенсировать потерю своих американских колоний за счет завоеваний в Индии. Франция стала катализатором революционных событий. Французская военная слава возрождалась за счет побед молодой Республики. Все же противостояние двух государств имеет многолетнюю историю и во многом Революционные, а затем и Наполеоновские войны были продолжением череды англо-французских конфликтов. Остальные страны тоже воевали против Франции. Пруссия и Австрия образовали союз, но он вскоре распался. Прусское правительство посчитало, что война не принесет ей никаких дивидендов. Закончилась война между Турцией и Австрией, последняя обладала мощной армией, способной сокрушить королевские полки Франции. Россия вступила в антифранцузские коалиции позднее, но ее правительство также не было довольно убийством короля Людовика XVI.
3 Во время экспедиции в Голландию войск герцога Фредерика Йоркского в ходе Революционных войн Веллингтон проявил себя с наилучшей стороны как командир во время боёв с французами. 15 сентября 1794 года его полк столкнулся с французской кавалерией в этот момент он приказал своим солдатам открыть плотный огонь по французской, но синхронность залпов могла быть достигнуты только при хорошей дисциплине среди солдат. Как мы видим, молодой полковник Уэсли смог быстро оценить ситуацию и принять в данной ситуации самое лучшее решение, а именно, организовать залп пехоты, который если не остановит кавалерию, то сможет нанести ей весомый урон и дать шанс пехоте в случае рукопашного боя3. Уже здесь Уэсли увидел основные проблемы британской армии - это офицеры без должного образования и деморализованные солдаты. Вот как описывает в своем письме будущий фельдмаршал один из эпизодов военных дней: «Хотя французы очень досаждают нам по ночам, они постоянно болтают с нашими офицерами и солдатами и танцуют под Карманьолу (революционная песня. – А.Р.) на противоположном берегу, когда мы этого хотим; но иногда зрители с нашей стороны прячутся в середине танца пушечным ядром из их рук…»4. Сама кампания герцога Йорского закончилась неудачно, передав командование генералу Вальмодену, герцог эвакуировался в Англию. У революционного генерала Шарля-Теодора Бовэ де Прео мы встречаем такую оценку герцога Йоркского. Генерал де Прео утверждал, что герцог не способен командовать армией, и это мнение, умело распространяли в войсках, которые отправлялись сражаться с ним. Военные промахи герцога сильно подкрепляли это ощущение5. Ряд его ошибок привели к неудаче экспедиции. Фредерик учился военному делу в Пруссии при контроле со стороны Фридриха Великого. Артур Уэсли тоже купил свой патент на офицерский чин, но он имел в отличие от большинства британских офицеров пехоты и кавалерии военное образование. Ко всему прочему французская армия была армией народной и патриотизмом, а британская армия представляла собой полукриминальную среду. Армия комплектовалась на добровольной основе, но в нее в основном записывались маргинальные элементы. Вот так высказывался о своих солдатах герцог Веллингтон-«Это настоящие подонки нации»6. Во многом такая оценка справедлива. Их основной противник французы имели хорошо замотивированных солдат с высокой моралью. А английский солдат воспитывался только плетью и жестокостью офицеров. 3. .Davis Huw J. Wellington’s war: the making of a military genius. Yale University Press, 1st Edition,2012. P. 5-6.

4. Supplementary Dispatches and Memorandum of Field Marshal Arthur Duke of Wellington, 1794-1812. Vol. 13. L., 1871 P. 2.

5. Бовэ де Прео Ш.-Т. Революционные войны. Победы,завоевания, поражения,Перевороты и гражданские войны французов. 1792-1802 гг. М.: Клио, 2018. С. 231.

6. .Куриев М.М. С. 152.

всего просмотров: 202

Оценка читателей: голосов 0

1. Куриев, М. М. Герцог Веллингтон / М. М. Куриев. – Москва : Изд-во Радикс, 1995. – 253 с. – ISBN 5-86463-012-8. – Текст : непосредственный.

2. Прео, Ш.-Т. Бовэ де. Революционные войны. Победы, завоевания, поражения, перевороты и гражданские войны французов, 1792-1802 гг. / Шарль-Теодор Бове де Прео. – Москва : Изд-во Клио, 2018. – 527 c. – Текст : непосредственный.

3. Davis, Huw J. Wellington’s war: the making of a military genius / Huw J. Davis. – New Haven : Yale University Press, 2012. – 329 p. – Текст : непосредственный.

4. Philips, Samuel. Memoir of the duke of Wellington / Samuel Philips. – London : Longman, Brown, Green, and Longmans, 1852. – 128 p. – Текст : непосредственный.

5. Wellington, A. W. Supplementary Dispatches and Memorandum of Field Marshal Arthur Duke of Wellington, 1794-1812 / Arthur Wellesley Wellington. – London : Murray, 1871. – 687 p. – Текст : непосредственный.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх