Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

 
Код статьиS241328880020713-8-1
DOI10.18254/S241328880020713-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: студент
Аффилиация: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
Адрес: Российская Федерация, Орел
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 1
Страницы39-43
Аннотация

В данной статье характеризуется правовое регулирование деятельности прокуратуры Российской Федерации. Рассматривается место прокуратуры в системе государственных органов. Анализируются нормы Конституции РФ о прокуратуре, а также их изменения. Далее определяется, как внесенные изменения повлияли на Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», сравнивая старую и новую редакцию.

Ключевые словаКонституция, прокуратура, закон, полномочия, изменения
Получено27.07.2022
Дата публикации29.07.2022
Кол-во символов7358
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением реализации законодательства в Российской Федерации. При осуществлении своих полномочий она не зависит от органов государственной власти федерального, регионального уровней, местного самоуправления и каких-либо общественных объединений, представляя собой «автономную организацию», характеризуемую определенной «обособленностью полномочий».
2 Рассматривая прокуратуру, стоит проанализировать ее место (положение) в Конституции Российской Федерации. Прокуратура включена в отдельную главу 7 Основного закона, под названием «Судебная власть. Прокуратура». Естественно это не является поводом для отнесения прокуратуры к судебной системе, но при этом важно отметить, что конституционную законность на территории государства обеспечивают только суд и прокуратура. 1 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
3 Прокуратура Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей власти, выполняя функцию надзора за исполнением законов, без неё невозможно представить современную правовую систему Российской Федерации. Недаром А.Ф. Кони назвал её «живым напоминанием закона». В связи с этим актуальным остается вопрос о вынесении прокуратуры в отдельную главу Конституции, что подчеркнет обособленность власти в системе ее органов. Подобного рода изменения более четко определили бы правовой статус прокуратуры в качестве государственного органа, что способствовало бы определенному укреплению ее полномочий и функций с особым правовым статусом. 2 2. Безотосная О.С. Место прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов // Проблемы науки. – 2017. – № 1. – С. 80–83.
4 Основным источником, регулирующим деятельность прокуратуры, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно ст. 4 деятельность прокуратуры строится на основании следующих принципов:
  1. централизации – подчинение происходит от нижестоящих прокуроров к вышестоящим;
  2. единства – прослеживается единообразие организации органов прокуратуры, а также их целей и задач;
  3. законности – осуществление полномочий и функций всеми прокурорами происходит в рамках и во исполнение закона, что закрепляет равенство всех участников надзора;
  4. независимости – осуществление полномочий происходит вне зависимости от каких-либо органов;
  5. гласности – прокурорские органы действуют гласно в соответствии с законодательством;
  6. политической независимости – работники прокуратуры не имеют права быть членами каких-либо объединений, целью которых является политический интерес.
5 Таким образом, представленные принципы систематизируют и консолидируют всю систему органов прокуратуры, придавая тем самым ей определенную целостность и индивидуальность.
6 В 2020 г. были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, которые послужили основанием для принятия поправок в федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

всего просмотров: 310

Оценка читателей: голосов 0

1. Безотосная О.С. Место прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов // Проблемы науки. – 2017. – № 1. – С. 80-83.

2. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: учебник: изд. 15-е, перераб. и доп. / под ред. Е.Ю. Винокурова. – М.: Юрайт, 2020. – 380 с.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.

4. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // ВСНД РФ. – 1992. - № 8. – Ст. 366; 2021. – № 27 (часть I). – Ст. 5093.

5. Чупанова А.Ч. Место прокуратуры в системе органов государственной власти // А.Ч. Чупанова, З.Л. Рамазанова Образование. Наука. Научные кадры. – 2021. – № 4. – С. 68-70.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх