History of the development of the nation in Russia: formation of the national construct at the end of the XIX – beginning of the XX century

 
PIIS241328880018118-3-1
DOI10.18254/S241328880018118-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow state University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 3
Pages45-49
Abstract

In the article there is an analysis of phenomenon of Russian nation through the prism of E. Gellner`s and B. Anderson`s theories. The author proves that the formation period of national construct in our country is the time of the formation of industrial society late 19 – early 20 century when the national issue was developing and Russian philosophers were writing works, affecting it.

Keywordsnation, nationalism, constructivism, E. Gellner
Publication date29.12.2021
Number of characters10656
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Важнейшим условием становления национального государства является формирование нации — одной из наиболее спорных категорий современной политологии. Существует по меньшей мере пять научных традиций изучения нации и национализма. Так, «эссенциалисты» делают ставку на исторические корни современных наций с опорой на культурные традиции, марксисты старательно «не замечают» нации как таковой, конструктивисты рассуждают о «воображаемых сообществах», а функционалисты доходят до полного отрицания «реальности» наций.
2 Сегодня мало кто сомневается в факте существования нации в России. Противоречия возникают в тот момент, когда мы пытаемся провести её описание — и здесь неизбежно сталкиваемся с фундаментальным вопросом, который может поставить в тупик: когда же появилась нация в нашей стране? В данной работе мы проанализируем развитие нации в России с точки зрения конструктивизма (прежде всего концепция Э. Геллнера), а также рассмотрим некоторые идеи русских мыслителей, позволяющие говорить о становлении национального конструкта в начале XX в.
3 Для начала обратимся к определениям. Английский философ и социальный антрополог Э. Геллнер основательно изучил экономические предпосылки складывания нации. Национализм для него — порождение индустриального общества XVIII-XX вв., политический принцип, суть которого заключается в совпадении политической и национальной единиц. Для определения нации воспользуемся концепцией Б. Андерсона, считавшего нацию конструктом, «воображаемым сообществом». Учёный предполагал, что складывается данный конструкт благодаря распространению модели национализма посредством массовой печати.1 Э. Геллнер, в свою очередь, делал ставку на массовое образование. 1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. С англ. В.Николаева; вступ. ст. С. П. Баньковской. – М.: Кучково поле, 2016. – 416 с.
4 Теория национализма Э. Геллнера — теория материалистическая, исходящая из способов, при помощи которых общество поддерживает своё материальное существование. Тем не менее большую роль в рамках концепции играет идеология (или же мировоззрение), необходимая для идейного обоснования существующего порядка вещей. В аграрном обществе существование национализма немыслимо, доминирующую роль там играют традиции, национализм возможен только в обществе индустриальном.
5 Традиционное общество стабильно, оно не стремится к экономическим усовершенствованиям, а потому с целью создания необходимого для выживания продукта неизбежно иерархизировано. Культура в аграрном обществе — образ жизни. Она не «заморожена» в виде письменного набора правил, она гибкая, изменчивая, «невидимая» для обывателей. Письменность в аграрной культуре становится дополнительным критерием статуса. Общество неизбежно делится на грамотных (малый процент) и неграмотных (все остальные). Профессиональные знания отличаются от «культуры как образа жизни»: они зафиксированы в текстах, не поддающихся манипуляции индивидов. Культура, обладающая письменностью, по мнению Геллнера, — высокая культура. В рамках одного общества высокая культура (принадлежит грамотной правящей элите) сосуществует со множеством низких культур, при этом их отличия выставляются напоказ, поддерживая тем самым общественную иерархию.

views: 273

Readers community rating: votes 0

1. Abramov S. V. Fenomen natsionalizma v russkoj filosofii // Sotsial'no-politicheskie nauki. – M.: Izdatel'skij dom "Yur-VAK", 2016. S. 122-124.

2. Anderson B. Voobrazhaemye soobschestva. Razmyshleniya ob istokakh i rasprostranenii natsionalizma / Per. S angl. V.Nikolaeva; vstup. st. S. P. Ban'kovskoj. – M.: Kuchkovo pole, 2016. – 416 s.

3. Gellner. Eh. Natsii i natsionalizm / Per. s angl. T. V. Berdikovoj, M.K. Tyun'kinoj; Red. i poslesl. I. I. Krupnika. – M. : Progress, 1991. – 319 s.

4. Il'in I. A. Nashi zadachi: Stat'i 1948-1954 gg. // Il'in I.A. Sobr. soch.: V 10 t. M.: Rus. kn., 1993. – S. 346.

5. Lenin V. I. O natsional'noj gordosti velikorossov // Lenin V. I. Poln. sobr. soch. 5-e izd. T. 26.

6. Rozanov V. V. Terror protiv russkogo natsionalizma: stat'i i ocherki 1911 g.: sobranie sochinenij / V. V. Rozanov. – Moskva : Respublika, 2011. – 412 s.

7. Natsii i natsionalizm / B. Anderson, O. Bauehr, M. Khrokh i dr; Per s angl. i nem. L. E. Pereyaslavtsevoj, M. S. Panina, M. B. Gnedovskogo – M.: Praksis, 2002. – 416 s.

Система Orphus

Loading...
Up