История развития нации в России: становление национального конструкта в конце XIX – начале XX в.

 
Код статьиS241328880018118-3-1
DOI10.18254/S241328880018118-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ имени М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Страницы45-49
Аннотация

В статье анализируется феномен русской нации через призму теорий Э. Геллнера и Б. Андерсона. Автор доказывает, что время формирования национального конструкта в нашей стране — конец XIX – начало XX в., период становления индустриального общества, а также время актуализации национального вопроса, работы по которому пишет целая плеяда русских мыслителей.

Ключевые слованация, национализм, конструктивизм, Э. Геллнер
Дата публикации29.12.2021
Кол-во символов10656
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Важнейшим условием становления национального государства является формирование нации — одной из наиболее спорных категорий современной политологии. Существует по меньшей мере пять научных традиций изучения нации и национализма. Так, «эссенциалисты» делают ставку на исторические корни современных наций с опорой на культурные традиции, марксисты старательно «не замечают» нации как таковой, конструктивисты рассуждают о «воображаемых сообществах», а функционалисты доходят до полного отрицания «реальности» наций.
2 Сегодня мало кто сомневается в факте существования нации в России. Противоречия возникают в тот момент, когда мы пытаемся провести её описание — и здесь неизбежно сталкиваемся с фундаментальным вопросом, который может поставить в тупик: когда же появилась нация в нашей стране? В данной работе мы проанализируем развитие нации в России с точки зрения конструктивизма (прежде всего концепция Э. Геллнера), а также рассмотрим некоторые идеи русских мыслителей, позволяющие говорить о становлении национального конструкта в начале XX в.
3 Для начала обратимся к определениям. Английский философ и социальный антрополог Э. Геллнер основательно изучил экономические предпосылки складывания нации. Национализм для него — порождение индустриального общества XVIII-XX вв., политический принцип, суть которого заключается в совпадении политической и национальной единиц. Для определения нации воспользуемся концепцией Б. Андерсона, считавшего нацию конструктом, «воображаемым сообществом». Учёный предполагал, что складывается данный конструкт благодаря распространению модели национализма посредством массовой печати.1 Э. Геллнер, в свою очередь, делал ставку на массовое образование. 1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. С англ. В.Николаева; вступ. ст. С. П. Баньковской. – М.: Кучково поле, 2016. – 416 с.
4 Теория национализма Э. Геллнера — теория материалистическая, исходящая из способов, при помощи которых общество поддерживает своё материальное существование. Тем не менее большую роль в рамках концепции играет идеология (или же мировоззрение), необходимая для идейного обоснования существующего порядка вещей. В аграрном обществе существование национализма немыслимо, доминирующую роль там играют традиции, национализм возможен только в обществе индустриальном.
5 Традиционное общество стабильно, оно не стремится к экономическим усовершенствованиям, а потому с целью создания необходимого для выживания продукта неизбежно иерархизировано. Культура в аграрном обществе — образ жизни. Она не «заморожена» в виде письменного набора правил, она гибкая, изменчивая, «невидимая» для обывателей. Письменность в аграрной культуре становится дополнительным критерием статуса. Общество неизбежно делится на грамотных (малый процент) и неграмотных (все остальные). Профессиональные знания отличаются от «культуры как образа жизни»: они зафиксированы в текстах, не поддающихся манипуляции индивидов. Культура, обладающая письменностью, по мнению Геллнера, — высокая культура. В рамках одного общества высокая культура (принадлежит грамотной правящей элите) сосуществует со множеством низких культур, при этом их отличия выставляются напоказ, поддерживая тем самым общественную иерархию.

всего просмотров: 274

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамов С. В. Феномен национализма в русской философии // Социально-политические науки. – М.: Издательский дом "Юр-ВАК", 2016. С. 122-124.

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. С англ. В.Николаева; вступ. ст. С. П. Баньковской. – М.: Кучково поле, 2016. – 416 с.

3. Геллнер. Э. Нации и национализм / Пер. с англ. Т. В. Бердиковой, М.К. Тюнькиной; Ред. и послесл. И. И. Крупника. – М. : Прогресс, 1991. – 319 с.

4. Ильин И. А. Наши задачи: Статьи 1948-1954 гг. // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Рус. кн., 1993. – С. 346.

5. Ленин В. И. О национальной гордости великороссов // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 26.

6. Розанов В. В. Террор против русского национализма: статьи и очерки 1911 г.: собрание сочинений / В. В. Розанов. – Москва : Республика, 2011. – 412 с.

7. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др; Пер с англ. и нем. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского – М.: Праксис, 2002. – 416 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх