Защита прав детей в контексте применения репродуктивных технологий на территории Российской Федерации

 
Код статьиS241328880015515-0-1
DOI10.18254/S241328880015515-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: студент 1 курса магистратуры, кафедра общеправовых дисциплин и международного права, факультета юриспруденции ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»
Аффилиация: ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Страницы32-36
Аннотация

С совершенствованием репродуктивных технологий мы наблюдаем сильный перекос в сторону приоритетности обеспечения репродуктивных прав взрослого человека (вне зависимости от пола) и фактического попрания прав самой незащищенной группы населения — младенцев, которые еще не родились, но находятся на стадии своего перинатального развития. Автором констатируется полное игнорирование Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств по исполнению Декларации прав ребенка, обозначаются связанные с таким игнорированием проблемы и предлагаются меры нормализации ситуации в фокусе предпринятого исследования.

Ключевые словамедицинское право, репродуктивные технологии, ВРТ, права ребенка, защита прав детей, конституционное регулирование, международное право, аборт, суррогатное материнство, проблемы правоприменения
Получено08.07.2021
Дата публикации04.10.2021
Кол-во символов9997
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Российская Федерация, став полноценным правопреемником Советского Союза (с недавнего времени закрепив это во всенародно принятых поправках1 в Конституцию РФ) и переняв все обязательства по исполнению международных договоров, реципировало в свою правовую систему закрепленные в правовых актах ООН нормы, обязывающие государства обеспечить детям, в силу их физической незрелости, специальную охрану и заботу, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения2. Для этого на конституционном уровне предусмотрены поддержка (статья 7) и защита (статья 38) детства3. 1. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации, 16.03.2020, № 11, ст. 1416

2. Декларация прав ребенка: принята резолюцией 1386 (ХIV) Ген. Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. // URL: >>>> (дата обращения: 21.05.2021)

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета, №144, 04.07.2020
2 Несмотря на характеристику Конституции РФ как акта высшей юридической силы, обладающего прямым действием4, в законодательной теории и на практике получается совсем иначе, так что дети с самого раннего (перинатального) периода своего развития не обеспечиваются ни специальной охраной, ни надлежащей правовой защитой. Речь идет о реализации широкого спектра репродуктивных прав граждан, начиная от технологий, стимулирующих репродуктивные процессы (суррогатное материнство, донорство половых клеток, криоконсервация эмбрионов) и завершая процедурами, заглушающими репродуктивный потенциал (аборт, стерилизация). 4. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 23.03.2020, № 12, ст. 1855
3 При применении репродуктивных технологий и вспомогательных репродуктивных технологий как их разновидности права ребенка попросту ни во что не ставятся, ему скорее отводится атрибутивное место, а значит, прикрывшись законодательной характеристикой термина «рождение»5, можно не считать его за человека, на чем, собственно говоря, и настаивает «прогрессивная» часть общества, апеллируя к тому, что образовавшиеся в результате полового акта клетки — не равно жизнь, дарованная полноценному человеку. 5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.11.2011, № 48, ст. 6724
4 Такого рода аргумент, поставляемый в защиту нарциссизма человеческой личности, служит оправданием для совершения искусственного прерывания беременности и иных медицинских (в том числе хирургических) манипуляций с репродуктивной системой пациентов. С очевидной распущенностью человека и ложным представлением о своем превосходстве по сравнению с ребенком мы согласиться не можем, поскольку остаемся верными последователями необходимости соблюдения взятых на себя обязательств по Декларации прав ребенка, предписывающей защищать ребенка, в том числе и до его появления на Божий свет. На этом основании мы последовательно настаиваем на законодательном изменении ориентира в распределении прав между родителями и детьми, отдав предпочтение последним.
5 Отдавая предпочтение правам ребенка, мы акцентируем внимание на важности правильного воспринятия прав женщин, нередко провозглашающих лозунг «мое тело — мое дело», которые не абсолютны, но ограничены всем известным постулатом «твои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека»6. Именно поэтому нами выдвигается инициатива по выведению искусственного прерывания беременности из системы ОМС7, а впоследствии полному запрету абортов. Такой запрет главным образом должен уже сейчас быть распространен на положение пунктов 1 и 2 статьи 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В связи с выдвижением нами инициативы по запрету абортов, предлагаем изложить пункт 1 статьи 56 означенного федерального закона в следующей редакции: «1. Искусственное прерывание беременности может быть проведено только по медицинским и социальным показаниям при наличии ее информированного добровольного согласия.», тогда как пункт 2 статьи 56 надлежит исключить. 6. Декларация прав человека и гражданина: принята Национальным учредительным собранием Франции от 26.08.1789 г. // Тексты важнейших основных законов иностранных государств. — М., 1905. — Ч. 1. — 109 с. (стр. 28)

7. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.12.2010, № 49, ст. 6422

всего просмотров: 567

Оценка читателей: голосов 0

1. Декларация прав ребенка: принята резолюцией 1386 (ХIV) Ген. Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения: 21.05.2021)

2. Декларация прав человека и гражданина: принята Национальным учредительным собранием Франции от 26.08.1789 г. // Тексты важнейших основных законов иностранных государств. — М., 1905. — Ч. 1. — 109 с. (стр. 28)

3. Довнар А.Н. Изменения в законодательстве и проблемы репродуктивного туризма: обзор слушаний в Общественной палате Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 1. С. 85

4. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 23.03.2020, № 12, ст. 1855

5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации, 16.03.2020, № 11, ст. 1416

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета, №144, 04.07.2020

7. Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 № 98 «О социальном показании для искусственного прерывания беременности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 13.02.2012, № 7, ст. 878

8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 № 736 (ред. от 27.12.2011) «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.12.2007 № 10807) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 9, 03.03.2008

9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.11.2011, № 48, ст. 6724

10. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.12.2010, № 49, ст. 6422

Система Orphus

Загрузка...
Вверх