Object in Object-oriented Ontology by Graham Haman

 
PIIS241328880015245-3-1
DOI10.18254/S241328880015245-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 1
Pages43-53
Abstract

This article discusses the main provisions of the object-oriented ontology of Graham Harman. The four-fold structure of an object is analyzed in detail as the relationship of sensory qualities, real qualities, a sensory object and a real object, as a result of the interaction of which the fundamental ontological structures of time and space arise. Some problems arising from the basic postulates of the system, such as the lack of interaction between real objects and the indeterminacy of the "ego", are also addressed.

KeywordsGraham Harman, object-oriented ontology, speculative realism
Received27.07.2021
Publication date19.08.2021
Number of characters29510
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Объектно-ориентированная онтология является направлением в рамках движения спекулятивного реализма, возникшего в первом десятилетии двадцать первого века. Объединение произошло под лозунгом борьбы с корреляционизмом, как важнейшей проблемой в философии со времен Канта. Квентин Мейясу, Грэм Харман, Гамильтон Грант и Рэй Брасье предприняли попытку построить онтологические системы, в рамках которых объект получил бы свободное от восприятия существование. Под «корреляцией» понимается идея, «согласно которой мы можем иметь доступ только к корреляции между мышлением и бытием, но никогда к чему-то одному из них в отдельности»1. Несмотря на то, что Харман является одиним из первых участников движения спекулятивных реалистов, корреляция не является для него первейшим врагом, или можно сказать, что враг не сама корреляция, а особое положение человека в этой самой корреляции. Харман не пытается доказать достоверность или легитимность нашего знания, он не говорит о чистом восприятии вещи как она есть, но он стремится убрать акцент с восприятия человека как центрального, смыслообразующего и разместить периферии в бесконечном множестве объектов. Вместо того чтобы бороться с корреляционизмом, ООО распространяет его на отношения между всеми объектами. Для него «вещь-сама-по- себе» принципиально важна, так как через нее образуется пласт недоступной для человека, но от этого не менее реальной, действительности. Рассеивание очагов взаимодействия объектов и их восприятия друг другом позволяет построить многоуровневую онтологию, которая не будет сводима к одному сознанию. По этой причине проблемой для Хармана является привилегированное положение человека, который на самом деле вступает со столом в отношения, ничем не отличные от отношений самих стола и стула.2 Ни для Рэя Брассье, ни для Гамильтона Гранта не существует « вещи в себе», они стремятся показать прямой доступ к реальности, в то время как Харман настаивает на «обходном пути».3 Он не претендует на соответствие человеческого знания объекту познания, но через онтологические построения стремиться дать право вещам быть и быть независимыми от воспримающего. Данное положение можно назвать первым постулатом ООО.

1. К.Мейясу «После конечности» Кабинетный ученый Екатеринбург-Москва 2017- с.11

2. Г. Харман Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера /пер. с англ.А.Морозов и О.Мышкин.-Пермь:Гиле Пресс,2015. -С.137

3. Там же
2 Второй постулат заключается в том, что каждое единство есть, с точки зрения Хармана, объект, даже если нет того, кто бы смог различить его в качестве целостности. Объект не сводим ни к своим составляющим, ни к своим действиям, подобная характеристика приводит лишь к «подрыву» и «надрыву» объекта, но не может объяснить ни его эго эмерджентных качеств, ни возможность изменения существующего положения дел. 4 Поэтому Харман вводит недостигаемый для описательных практик пласт реальности, где вещи существуют «сами-по-себе» и обнаруживают себя в феноменальной плоскости лишь отчасти. 4. Г. Харман Имматериализм. Объекты и социальная теория//Москва 2018 -С.17-19

views: 1123

Readers community rating: votes 0

1. Golovashina O. V. Ob'ektivnaya ontologiya? Metafizika G. Kharmana //Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Filosofiya i konfliktologiya. – 2018. – T. 34. – №. 1.

2. Kralechkin D. O surguche i kapuste //Filosofsko-literaturnyj zhurnal «Logos». – 2014. – №. 4 (100).

3. Mejyasu K. «Posle konechnosti». M.: Izd-vo "Kabinetnyj uchenyj". Ekaterinburg-Moskva. – 2017.

4. Kharman G. Immaterializm. Ob'ekty i sotsial'naya teoriya/per. s angl. //A. Pisareva. M.: Izd-vo In-ta Gajdara. – 2018.

5. Kharman G. O zameschayuschej prichinnosti per. s angl. A. Markova // Novoe literaturnoe obozrenie. – 2012. – №. 2. – S. 75-90.

6. Kharman G. Chetveroyakij ob'ekt: Metafizika veschej posle Khajdeggera / per. s angl. //A. Morozov, O. Myshkin. Perm': Gile Press. – 2015. – T. 152.

7. Harman G. Guerrilla Metaphysics: Phenomenology and the Carpentry of Things. Chicago: Open Court, 2005.

Система Orphus

Loading...
Up