Объект в объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана

 
Код статьиS241328880015245-3-1
DOI10.18254/S241328880015245-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 1
Страницы43-53
Аннотация

В данной статье рассматриваются основные положения объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана. Подробно анализируется четвероякая структура объекта как взаимосвязи чувственных качеств, реальных качеств, чувственного объекта и реального объекта, в результате взаимодействия которых возникают фундаментальные онтологические структуры времени и пространства. Также затрагиваются некоторые проблемы вытекающие из базовых постулатов системы, такие как отсутствие взаимодействия между реальными объектами и неопределимость "я".

Ключевые словаГрэм Харман, объектно-ориентированная онтология, четвероякий объект, спекулятивный реализм
Получено27.07.2021
Дата публикации19.08.2021
Кол-во символов29510
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Объектно-ориентированная онтология является направлением в рамках движения спекулятивного реализма, возникшего в первом десятилетии двадцать первого века. Объединение произошло под лозунгом борьбы с корреляционизмом, как важнейшей проблемой в философии со времен Канта. Квентин Мейясу, Грэм Харман, Гамильтон Грант и Рэй Брасье предприняли попытку построить онтологические системы, в рамках которых объект получил бы свободное от восприятия существование. Под «корреляцией» понимается идея, «согласно которой мы можем иметь доступ только к корреляции между мышлением и бытием, но никогда к чему-то одному из них в отдельности»1. Несмотря на то, что Харман является одиним из первых участников движения спекулятивных реалистов, корреляция не является для него первейшим врагом, или можно сказать, что враг не сама корреляция, а особое положение человека в этой самой корреляции. Харман не пытается доказать достоверность или легитимность нашего знания, он не говорит о чистом восприятии вещи как она есть, но он стремится убрать акцент с восприятия человека как центрального, смыслообразующего и разместить периферии в бесконечном множестве объектов. Вместо того чтобы бороться с корреляционизмом, ООО распространяет его на отношения между всеми объектами. Для него «вещь-сама-по- себе» принципиально важна, так как через нее образуется пласт недоступной для человека, но от этого не менее реальной, действительности. Рассеивание очагов взаимодействия объектов и их восприятия друг другом позволяет построить многоуровневую онтологию, которая не будет сводима к одному сознанию. По этой причине проблемой для Хармана является привилегированное положение человека, который на самом деле вступает со столом в отношения, ничем не отличные от отношений самих стола и стула.2 Ни для Рэя Брассье, ни для Гамильтона Гранта не существует « вещи в себе», они стремятся показать прямой доступ к реальности, в то время как Харман настаивает на «обходном пути».3 Он не претендует на соответствие человеческого знания объекту познания, но через онтологические построения стремиться дать право вещам быть и быть независимыми от воспримающего. Данное положение можно назвать первым постулатом ООО.

1. К.Мейясу «После конечности» Кабинетный ученый Екатеринбург-Москва 2017- с.11

2. Г. Харман Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера /пер. с англ.А.Морозов и О.Мышкин.-Пермь:Гиле Пресс,2015. -С.137

3. Там же
2 Второй постулат заключается в том, что каждое единство есть, с точки зрения Хармана, объект, даже если нет того, кто бы смог различить его в качестве целостности. Объект не сводим ни к своим составляющим, ни к своим действиям, подобная характеристика приводит лишь к «подрыву» и «надрыву» объекта, но не может объяснить ни его эго эмерджентных качеств, ни возможность изменения существующего положения дел. 4 Поэтому Харман вводит недостигаемый для описательных практик пласт реальности, где вещи существуют «сами-по-себе» и обнаруживают себя в феноменальной плоскости лишь отчасти. 4. Г. Харман Имматериализм. Объекты и социальная теория//Москва 2018 -С.17-19

всего просмотров: 1126

Оценка читателей: голосов 0

1. Головашина О. В. Объективная онтология? Метафизика Г. Хармана //Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2018. – Т. 34. – №. 1.

2. Кралечкин Д. О сургуче и капусте //Философско-литературный журнал «Логос». – 2014. – №. 4 (100).

3. Мейясу К. «После конечности». М.: Изд-во "Кабинетный ученый". Екатеринбург-Москва. – 2017.

4. Харман Г. Имматериализм. Объекты и социальная теория/пер. с англ. //А. Писарева. М.: Изд-во Ин-та Гайдара. – 2018.

5. Харман Г. О замещающей причинности пер. с англ. А. Маркова // Новое литературное обозрение. – 2012. – №. 2. – С. 75-90.

6. Харман Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / пер. с англ. //А. Морозов, О. Мышкин. Пермь: Гиле Пресс. – 2015. – Т. 152.

7. Harman G. Guerrilla Metaphysics: Phenomenology and the Carpentry of Things. Chicago: Open Court, 2005.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх