Иоанн Дамаскин. Между исламом и ересью

 
Код статьиS241328880013305-9-1
DOI10.18254/S241328880013305-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Воронежскиий государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Воронеж, ул. Ленина 86
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 4
Аннотация

Четыре исторические модели христианского богословского взаимодействия с исламом представляют собой широкий спектр представлений, в котором христианские богословы объясняют отношения христианской церкви с исламской мыслью.

Ключевые словатеология, христианство, ислам, история
Получено31.12.2020
Дата публикации31.12.2020
Кол-во символов6264
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Мансур ибн Серджун ат-Таглиби
2 Для Иоанна ясно, что то, чего придерживаются мусульмане, не соответствует истине и, следовательно, должно быть осуждено и раскрыто за искажение, которое оно представляет. Иоанн рассматривает ислам как христианскую ересь и как ветвь языческого вероучения. Его основное предположение состоит в том, что существует правильное убеждение, и все другие системы убеждений должны определяться в соответствии с этой нормой. Богословское мировоззрение Иоанна возникло не на пустом месте.
3 Ряд документов седьмого и восьмого веков действительно резко критикуют мусульман и их пророка по теологическим соображениям. Например, в некоторых утверждалось, что мусульмане не поклоняются истинному Богу, потому что они не признают божественность Иисуса. Но уже в XII веке положительные оценки ислама христианскими теологами Ближнего Востока, кажется, превосходят общие осуждения. Труды XII века Михаила Сириеца, патриарха Сиро-яковитской церкви, представляют собой одну из последних таких оценок. Выражал ли этот автор свои истинные убеждения или уступал своим принципам, опасаясь своих мусульманских правителей? Австралийский историк Джон Морхед считает, что, т.к. авторы писали на своих родных языках, а не на арабском, то имели все возможности для свободного выражения своих мыслей.
4 Но как быть с Иоанном Дамаскином, семья которого служила халифу Омейядов в администрации Дамаска, а собственные дед и отец достигли высокого положения в финансовых и военных вопросах? Многие специалисты сходятся во мнении, что изучение Иоанна Дамаскина помогает лучше понять начала раннего мусульманско-христианского диалога.
5 Однако Декрет Иконоборческого Синода 754 г. осудил Иоанна не только за его иконоборчество, но и за «сарацинское мышление»), приговорив его к четырем анафемам. Иоанн действительно был тесно связан с мусульманами. Дед Иоанна, уже занимавший высокое положение в византийской администрации, участвовал в переговорах о сдаче Дамаска Халиду ибн аль-Валиду и его армии (636 г.). Позже ту должность унаследовал отец Иоанна; Сам Иоанн высоко поднялся в администрации Омейядов, работая секретарем. Известная легенда повествует о том, как император Лев III, возмущенный иконоборческой политикой, сумел посеять сомнения в голову халифа Абд аль-Малика в отношении Иоанна. Согласно той истории, Иоанн был изгнан и направился в монастырь св. Саввы близ Иерусалима.
6 В главном богословском труде Иоанна «Источник знаний» есть раздел «О ересях», в том числе, посвященный измаильтянам. Часть этого раздела, которая касается Ислама занимает самое большое место.
7 Очевидно, что Иоанн представляет факты об исламе упорядоченным и систематическим образом, хотя и не комплиментарно; он демонстрирует точное знание религии, он осведомлен о кардинальных доктринах и концепциях ислама, особенно о тех, которые представляют непосредственный интерес для христианина; он хорошо осведомлено об источниках и отлично понимает мусульманский менталитет, не возбуждающий ненависть, не высокомерный и не исполненный самовлюбленности; это эссе об исламе в книге христианских ересей. В этом простом факте кроется его значение и его слабость!

всего просмотров: 726

Оценка читателей: голосов 0

1. Sahas D.J. John of Damascus on Islam: The «Here­sy of the Ismaelites». / D.J. Sahas. Leiden, 1972. 171 p.

2. М. Роулинг. Европа в Средние века. Быт, религия, культура. / Роулинг М. М., 2005. – 224 с.

3. К.С. Льюис. Просто христианство. / Льюис К. С. М., 2005. – 192 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх