О метрическом репертуаре стихотворений Г. Р. Державина в прижизненном собрании сочинений: (опыт статистического анализа)

 
Код статьиS241377150017132-8-1
DOI10.31857/S241377150017132-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 80 Номер 5
Страницы101-107
Аннотация

В статье рассматривается метрический репертуар стихотворений Г.Р. Державина в подготовленном им самим собрании сочинений (Ч. 1–4. СПб., 1808; Ч. 5. СПб., 1816). Статистический анализ метрики стихотворений в первых трех частях и в пятой части (ч. 4, в которой собраны драматические произведения, не рассматривалась) показывает, что в творчестве Державина сосуществуют две тенденции. С одной стороны, большое количество стихотворений написано привычными размерами, такими как Я4 или Х4, при этом статистически количество стихотворений, написанных такими “обычными” размерами, совершенно не совпадает с общими тенденциями времени. Можно предположить, что с точки зрения распределения размеров по количеству стихов Державин опережает свое время. С другой стороны, метрические эксперименты – также не редкость в “Сочинениях”. Поэт использует разностопные ямб и хорей, довольно часто у него встречаются редкие в конце XVIII – начале XIX в. трехсложные размеры, в каждом томе есть полиметрические композиции. Встречаются и более радикальные эксперименты – например, несколько логаэдов или произведения, в которых имитируется античная метрика, однако не вполне последовательно, что приводит к появлению таких текстов, как “Полигимнии”, размер которых в итоге совпадает с тактовиком. В “Сочинениях” собраны далеко не все стихотворения Державина, а лишь те, которые он хотел представить публике. Этот корпус текстов был лучше всего известен его читателям, в том числе читателям-поэтам, и включенные в него произведения, в том числе с точки зрения выбора размеров и их распределения по объему стихов, могли оказать наибольшее версификационное влияние на дальнейшее развитие русской поэзии.

Ключевые словаГ.Р. Державин, стиховедение, метрический справочник, стихотворные размеры, экспериментальные тексты
Источник финансированияИсследование выполнено в Институте мировой культуры МГУ имени М.В. Ломоносова за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 19-78-10132).
Получено13.12.2021
Дата публикации13.12.2021
Кол-во символов17534
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 366

Оценка читателей: голосов 0

1. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха XVIII–XIX вв. М.: Гослитиздат, 1958. 417 с.

2. Вишневский К.Д. Русская метрика XVIII в. // Вопросы литературы XVIII в. Пенза: Изд-во Пензенского пед. ин-та, 1972. С. 129–258.

3. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. 2-е изд., доп. М.: Фортуна Лимитед, 2000. 351 с.

4. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха / Составитель В.Е. Холшевников. 2-е изд. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987. 608 с.

5. Ляпин С.Е. К демифологизации ритмики русского 4-стопного ямба (преимущественно на материале одического стиха Державина) // Philologica. 1997. № 4. С. 307–324.

6. Илюшин А.А. Русское стихосложение. 2-е изд. М.: Высшая школа, 2004. 239 с.

7. Лапшина И.В., Романович И.К., Ярхо Б.И. Метрический справочник к стихотворениям А.С. Пушкина. М.; Л.: Academia, 1934. 144 с.

8. Русское стихосложение XIX в.: Материалы по метрике и строфике русских поэтов. М.: Наука, 1979. 454 с.

9. Руднев Н.А. Из истории метрического репертуара русских поэтов XIX – начала XX в. (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Брюсов, Блок) // Теория стиха. Л.: Наука, 1968. С. 107–144.

10. Петербургская стихотворная культура. Материалы по метрике, строфике и ритмике петербургских поэтов / Сост. и науч. ред. Е.В. Хворостьяновой. СПб.: Нестор-История, 2008. 662 с.

11. Петербургская стихотворная культура. Материалы по метрике, строфике и ритмике петербургских поэтов II / Сост. и науч. ред. Е.В. Хворостьяновой. СПб.: Нестор-История, 2013. 473 с.

12. Державин Г. Р. Сочинения. Ч. 1–4. СПб.: Тип. Шнора, 1808.

13. Державин Г.Р. Сочинения. Ч. 5. СПб.: Тип. В. Плавильщикова, 1816.

14. Державин Г.Р. Сочинения / С объяснит. примеч. Я. Грота: [В 9 т.] СПб.: Изд. Имп. Акад. Наук, 1864–1883.

15. Щеглов Ю.К. Из иллюстраций поэтической изобретательности Державина (“Ласточка”) // Гаврила Державин. 1743–1816 / Под ред. Е. Эткинда и С. Ельницкой. Нортфилд, Вермонт, 1995. С. 283–292 (Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре. Т. 4).

16. Смолярова Т. Зримая лирика. Державин. М.: НЛО, 2011. 608 с.

17. Коровин В.Л. Державин и 1812 год: о смысле и композиции “Гимна лироэпического на прогнание французов из Отечества» // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2012. Т. 71. № 6. С. 42–52.

18. Альтшуллер М.Г. Оратория “Целение Саула” в системе поздней лирики Державина // XVIII век. Сб. 21: Памяти Павла Наумовича Беркова (1896–1969). СПб.: Наука, 1999. С. 269–281.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх