" Horrible ": philosophical-aesthetic and cultural-historical analysis. Antique time.

 
PIIS241328880012173-4-1
DOI10.18254/S241328880012173-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 3
Abstract

The article provides a philosophical-aesthetic and cultural-historical analysis of the category "horrible" in the Ancient period. The importance of the category's relationship with philosophy and culture is described. It shows the development of the problem of the horrible in connection with the understanding of ethical and social issues.

KeywordsAesthetics; horrible ; aesthetic categories
Received30.12.2020
Publication date30.12.2020
Number of characters13275
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Сегодня перед эстетикой как философской дисциплиной стоят сложные проблемы. Прежде всего они касаются дальнейшего уточнения существующих категорий.
2 В связи с последними событиями, которые происходят в современном мире особое внимание стоит уделить категории ужасное, которая будоражит сознание, вызывает любопытство, порождает страх1. В.К. Кантор пишет: «Всю вторую половину ХХ века человечество пыталось вернуться из мира ужаса в ситуацию трагедийно-свободного бытия. Насколько это удалось – пока не очень понятно»2. Возможно, именно это является причиной того, что массовое сознание в современном мире пытается вытолкнуть «ужасное» из сферы своего социального бытия3. XX век дал колоссальный по своему значению и объему негативный опыт. В качестве примера достаточно упомянуть революционные события в России и последовавшую за ними гражданскую войну, мировые войны, нацистский режим Германии, Итальянский фашизм, коммунистические режимы СССР, Китая, Кампучии и т.д. С художественной же точки категории «ужасное» придаётся особое значение отвлеченное от первоначального содержания. Это нечто завораживающее, привлекательное, несущее в себе эстетический посыл. Очень часто по отношению к тому, что не соответствует общепринятым стандартам, например, красоты, формы, можно услышать негативные комментарии, вроде: «Ужас». Не обращая внимание на позитивный смысл «ужасного», потребительская цивилизация построила целую систему «культурных запретов», отгораживающих от него социальное и индивидуальное бытие. Л. Свендсен полагает, что современный человек существует в так называемой «культуре страха»: «Страх превратился в обусловленную культурой призму, сквозь которую мы смотрим на мир»4. Лишь разобравшись в категории «ужасное» и проанализировав данную категорию в философско-эстетическом и культурно-историческом контексте, сформировать представление об этой категории в мировоззрении человека, обозначить нравственную глубину «ужасного», пути и способы решения проблемы. И наоборот, отсутствие внимания к эстетической категории «ужасное» трансформирует личность, нравственно деформирует ее, не позволяя передавать всю трагическую глубину бытия, в которой она пребывает. Поэтому необходимо детальное рассмотрение и изучение. Начать стоит с истоков, а именно с Античного времени. 1. Режим Саддама Хусейна (1979-2003).Геноцид в Руанде (1994). Террористические акты 11 сентября 2001 года. Война в Афганистане 2001-2014. Гражданская война в Сомали (2006—2009). Серийные убийства Томасом Квиком. Деятельность Исламских террористических организаций на неподконтрольных Сирии и Ираку территориях.

2. Кантор В.К. Ужас вместо трагедии (творчество Франца Кафки) // Вопросы философии. 2005. №

3. Социальное бытие – объект социальной философии, есть не просто системная целостность, а живая реальность, развивающаяся на основе противоречий, то есть генетическое образование. В последнем значении онтология общества является внутренне сложным, но качественным процессом, становлением социального бытия, раскрытием его сущности. Будучи процессом, социальное бытие оказывается не просто некоторой "длительностью", а последовательной, хотя и противоречивой, сменой циклов развития.

4. Свендсен Л. Философия страха. М., 2010.-с. 23.
3 Ужасное описывает область действительности, которая предстаёт в категориях “фатальность”, “несчастье” и “гибель”. Ужасное, ассоциируясь со страшными событиями, которые не оставляют никакой надежды на обретение свободы от несчастий и бед, повествует о предрешённости, на которую человек не может воздействовать. Традиция понимания ужасного известна с давних времен и связана с попытками осознания человеком окружающего мира и собственного бытия. С периода Античности мы находим развитие сравнения “ужасного” и “прекрасного”. Оба понятия соотносятся с принятыми правилами и мерами. Прекрасное заключает в себе эти правила и меры, ужасное в противоположность, символизирует отсутствие, отрицание или деформацию этой меры, тем самым, формулируя ощущение безысходности, безнадежности и фатальности. Таким образом, прекрасное описывает освоенную человеком область действительности, на основании чего осуществляется выбор того, что считается прекрасным5. Ужасное, разрушая привычную для человека область действительности, связанно со страхом, вечностью, драматичностью, неизведанным, всем тем, что лишает его контроля. В ужасном человек - раб обстоятельств, он потерялся в мире, ему неподвластны ни обстоятельства, ни предметы его окружающие. Несмотря на это о “прекрасном” и “ужасном” нельзя говорить как об устоявшихся неизменных понятиях, так как выражают оценочные и субъективные смыслы и способны к изменению. 5. Кант в свою очередь пишет о том, что прекрасное это то, что нравится всем людям без посредства понятия. См.: Кант И. Сочинения в 6 томах. Том 2: Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного. М.:Мысль, 1963.-с. 245

views: 605

Readers community rating: votes 0

1. Avetis'yan A.A. Ocherki po istorii religii i ateizma. Izdanie Akademii Nauk Ukrainskoj SSR, 1960.

2. Aristotel'. Poehtika. Minsk: Literatura, 1998.

3. Goff Le, Zhak Rozhdenie chistilischa. / per. s frantsuzskogo V.Babintseva, T.Kraevoej. Ekaterinburg: U-Faktoriya, M.: AST Moskva, 2009.

4. Kant I. Nablyudeniya nad chuvstvami vozvyshennogo i prekrasnogo / I. Kant // Kant I. Soch. : v 8 t. – M. : Choro, 1994. – T. 2.

5. Kantor V.K. Uzhas vmesto tragedii (tvorchestvo Frantsa Kafki) // Voprosy filosofii. 2005, №12.

6. Svendsen L. Filosofiya strakha. M., 2010.

7. Ehpikur. Pis'mo k Menekeyu. Tit Lukretsij Kar. O prirode veschej. Perevod i kommentarii M. L. Gasparova.M., 1983.

8. Ehsteticheskaya kul'tura / pod red. I.A. Konikova. - M.: IFRAN, 1996.

Система Orphus

Loading...
Up