Nonclassical Epistemologies: Social and Historical

 
PIIS241328880008402-6-1
DOI10.18254/S241328880008402-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 2
Abstract

The article discusses the concept of non-classical epistemology, as well as in connection with what this science arises. In addition, a description of such areas of non-classical epistemology as: social and historical.

KeywordsPhilosophy; epistemology; history
Received06.02.2020
Publication date10.07.2020
Number of characters16221
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 В философии представлено множество различных концепций, предлагающих свою теорию развития науки и сознания. Неклассические эпистемологии заявляют о себе давно, но проявляются в полной мере лишь в середине ХХ в. Как и любая область философии, эпистемология преследует собственные интересы и имеет свои объекты исследований. Фактически, весь мир - это предмет теории познания. Таким образом, от эпистемологических позиций, эпистемологических теорий зависит развитие любых наук - будь то физико-математические, естественные или гуманитарные.
2 Эпистемология - это область философии, предметом которой является само знание, его строение, функционирование и развитие; логическая структура познавательных актов, условия их осуществления во времени, внутреннее устройство субъекта и его роль в систематизации объекта, сфера познаваемого и его границы. Одной из целей эпистемологии, как теории научного познания, является объяснение статуса науки. Резюмируя, эпистемология исследует:
  • как устроено знание;
  • каким будет объект и механизм реализации знаний объекта на практике;
  • какие могут быть виды знаний;
  • развитие знаний и определение всеобщих законов жизни.
Объект в эпистемологии рассматривается, с одной стороны, как элемент в структуре знаний, с другой стороны - как материальная действительность. В классической эпистемологии субъект не учитывается, но учитываются некие объективно существующие структуры знания.
3 Классическая теория познания доминировала до середины ХХ в. В середине же ХХ в. появляются новые, неклассические теории познания, что можно связать, например, с развитием квантовой физики (Нильс Бор, к примеру, писал о необходимости новой логики в объяснении корпускулярно-волнового дуализма), развитием естественных наук, появлением феминистской теории, которая ставит под сомнение классические модели объективности. Таким образом, происходит переосмысление науки, культуры, способов постановки эпистемологических проблем, а также способов их решения. Вследствие всего этого возникает неклассическая теория познания.
4 Неклассические теории признают права ненаучного познания, подчёркивают его влияние на науку. Пересматривается и субъект, которым становится живой человек, вовлечённый в систему общественных связей. Исторически меняются не только содержание знания, но и его формы представления, методы, критерии истинности и обоснования. Происходит изменение в отношениях между теорией познания и другими науками о человеке.
5 Социальная эпистемология – является одной и наиболее современных областей исследования познавательного процесса, за последнее время она активно развивается, порождает дискуссии. Ее концептуальным ядром является тезис о социальной природе и социальной обусловленности познания, который у разных исследователей получает собственную интерпретацию и из которого делаются разные выводы. 1 Фактически, социальная эпистемология включает в себя и посткритицизм (в качестве большего доверия к миру), и антифундаментализм (признание постоянного социального конструирования реальности), и антисубъектоцентризм (субъект не предзадан, но обусловлен и также сконструирован), а также отказ от наукоцентризма. 1. И.Т.Касавин Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. Москва: Канон, 2010.–С 5

views: 534

Readers community rating: votes 0

1. Kasavin I.T. Sotsial'naya ehpistemologiya: idei, metody, programmy. Moskva: Kanon, 2010.–S 5

2. Kalinina G.N. Aktual'nye tendentsii neklassicheskoj ehpistemologii na fone plyuralizma kognitivnykh praktik. // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura, №10, 2016, S. 28

3. Ukhov A.E. Istina v klassicheskoj i neklassicheskoj ehpistemologii: sistemnyj podkhod: monografiya. Vologda: GMKhA, 2017. –S. 91

4. Popper K. Vsya zhizn' - reshenie problem: o poznanii, istorii i politike. Moskva: URSS : LENAND, 2019, - 356 s.

5. Lektorskij V.A. Ehpistemologiya klassicheskaya i neklassicheskaya. M.: Mir i obrazovanie, 2016, - 288 s.

6. Kos'kov S.N. Neklassicheskaya ehpistemologiya: monografiya. Orel: Izd-vo OGU, 2015. - 217 s.

7. Kasavin I.T. Ponyatie znaniya v sotsial'noj gnoseologii// Poznanie v sotsial'nom kontekste. M., 1994. 289 S.

Система Orphus

Loading...
Up