Неклассические эпистемологии: социальная и историческая

 
Код статьиS241328880008402-6-1
DOI10.18254/S241328880008402-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный Академический Университет Гуманитарных Наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Аннотация

В статье рассматривается понятие неклассической эпистемологии, а также в связи с чем возникает данная наука. Кроме того, дано описание таких областей неклассической эпистемологии как: социальная и историческая.

Ключевые слова Философия; эпистемология; история
Получено06.02.2020
Дата публикации10.07.2020
Кол-во символов16221
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 В философии представлено множество различных концепций, предлагающих свою теорию развития науки и сознания. Неклассические эпистемологии заявляют о себе давно, но проявляются в полной мере лишь в середине ХХ в. Как и любая область философии, эпистемология преследует собственные интересы и имеет свои объекты исследований. Фактически, весь мир - это предмет теории познания. Таким образом, от эпистемологических позиций, эпистемологических теорий зависит развитие любых наук - будь то физико-математические, естественные или гуманитарные.
2 Эпистемология - это область философии, предметом которой является само знание, его строение, функционирование и развитие; логическая структура познавательных актов, условия их осуществления во времени, внутреннее устройство субъекта и его роль в систематизации объекта, сфера познаваемого и его границы. Одной из целей эпистемологии, как теории научного познания, является объяснение статуса науки. Резюмируя, эпистемология исследует:
  • как устроено знание;
  • каким будет объект и механизм реализации знаний объекта на практике;
  • какие могут быть виды знаний;
  • развитие знаний и определение всеобщих законов жизни.
Объект в эпистемологии рассматривается, с одной стороны, как элемент в структуре знаний, с другой стороны - как материальная действительность. В классической эпистемологии субъект не учитывается, но учитываются некие объективно существующие структуры знания.
3 Классическая теория познания доминировала до середины ХХ в. В середине же ХХ в. появляются новые, неклассические теории познания, что можно связать, например, с развитием квантовой физики (Нильс Бор, к примеру, писал о необходимости новой логики в объяснении корпускулярно-волнового дуализма), развитием естественных наук, появлением феминистской теории, которая ставит под сомнение классические модели объективности. Таким образом, происходит переосмысление науки, культуры, способов постановки эпистемологических проблем, а также способов их решения. Вследствие всего этого возникает неклассическая теория познания.
4 Неклассические теории признают права ненаучного познания, подчёркивают его влияние на науку. Пересматривается и субъект, которым становится живой человек, вовлечённый в систему общественных связей. Исторически меняются не только содержание знания, но и его формы представления, методы, критерии истинности и обоснования. Происходит изменение в отношениях между теорией познания и другими науками о человеке.
5 Социальная эпистемология – является одной и наиболее современных областей исследования познавательного процесса, за последнее время она активно развивается, порождает дискуссии. Ее концептуальным ядром является тезис о социальной природе и социальной обусловленности познания, который у разных исследователей получает собственную интерпретацию и из которого делаются разные выводы. 1 Фактически, социальная эпистемология включает в себя и посткритицизм (в качестве большего доверия к миру), и антифундаментализм (признание постоянного социального конструирования реальности), и антисубъектоцентризм (субъект не предзадан, но обусловлен и также сконструирован), а также отказ от наукоцентризма. 1. И.Т.Касавин Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. Москва: Канон, 2010.–С 5

всего просмотров: 536

Оценка читателей: голосов 0

1. Касавин И.Т. Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. Москва: Канон, 2010.–С 5

2. Калинина Г.Н. Актуальные тенденции неклассической эпистемологии на фоне плюрализма когнитивных практик. // Наука. Искусство. Культура, №10, 2016, С. 28

3. Ухов А.Е. Истина в классической и неклассической эпистемологии: системный подход: монография. Вологда: ГМХА, 2017. –С. 91

4. Поппер К. Вся жизнь - решение проблем: о познании, истории и политике. Москва: URSS : ЛЕНАНД, 2019, - 356 с.

5. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Мир и образование, 2016, - 288 с.

6. Коськов С.Н. Неклассическая эпистемология: монография. Орел: Изд-во ОГУ, 2015. - 217 с.

7. Касавин И.Т. Понятие знания в социальной гносеологии// Познание в социальном контексте. М., 1994. 289 С.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх